МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. И. АЛТЫНСАРИНА
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
«НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. И. АЛТЫНСАРИНА»
до 2020 года
Астана, 2014
Список сокращений И ТЕРМИНОВ
РК |
Республика Казахстан |
ТиПО |
техническое и профессиональное образование |
ВиПО |
высшее и послевузовское образование |
МОН РК |
Министерство образования и науки РК |
ДДСО |
Департамент дошкольного и среднего образования |
ККСОН |
Комитет по контролю в сфере образования и науки |
НАО |
Национальная академия образования имени И.Алтынсарина (Академия) |
ВУЗ |
высшее учебное заведение |
ЕРК |
Европейская рамка квалификаций |
НСК |
Национальная система квалификаций |
НРК |
Национальная рамка квалификаций |
ОРК |
Отраслевая рамка квалификаций |
ПС |
профессиональный стандарт |
PhD |
доктор философии |
ОП |
образовательная программа |
ГОСО |
Государственный общеобязательный стандарт образования |
МКШ |
малокомплектная школа |
РЦ |
ресурсный центр |
НИР |
научно-исследовательская работа |
СМИ |
средства массовой информации |
МИО |
местный исполнительный орган |
ВВЕДЕНИЕ
В Стратегии отражен современный этап развития Академии, определены приоритеты развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Стратегия составлена на основе Посланий Президента РК, Законов РК «Об образовании» и «О науке», Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, Приоритетных направлений развития образования и науки РК на 2014-2016 гг., а также Концепции развития Академии, проект которой обсуждался на:
- 2-х заседаниях ДДСО (10 июня, 17 июня 2013г.);
- 3-х совещаниях у Ответственного секретаря МОН РК (31 мая, 7 июня, 14 июня 2013 г.);
- расширенном совещании Академии с участием представителей структурных подразделений и подведомственных центров МОН РК (13 июня 2013 г.).
Реализация Стратегии будет способствовать эффективному функционированию Академии, повысит ее статус, положительный имидж, что позволит ей сыграть ключевую роль в обновлении содержания казахстанского образования.
МИССИЯ
Научно-педагогическое, методологическое и учебно-методическое обеспечение развития национальной системы образования с учетом передовой отечественной и зарубежной практики, опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета и Холдинга «Кәсіпқор» на основе принципов транспарентности, открытости и корпоративности.
ВИДЕНИЕ
Национальная академияобразования имени И. Алтынсарина – республиканский научно-педагогический центр, консолидирующий усилия всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) для продвижения современной парадигмы образования на основе расширения академической свободы и повышения социальной ответственности.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Академия образования насчитывает 80-летнюю историю. В 1933 г. был создан Педагогический научно-исследовательский институт, в 1951 г. он был преобразован в Научно-исследовательский институт педагогических наук. В 1993 г. на базе Научно-исследовательского института создается Институт проблем образования им. И. Алтынсарина, который с 1998 г. переименован в Казахскую академию образования имени И. Алтынсарина. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2008 г. № 365 было создано Республиканское государственное казенное предприятие «Национальная академия образования имени И. Алтынсарина» Министерства образования и науки Республики Казахстан.
За период своей деятельности Академия стала базой определения методологических ориентиров и создания учебно-методических материалов, непосредственно используемых в образовательном процессе. Академия в качестве форпоста педагогической науки способствовала усилению роли образования как фактора обеспечения конкурентоспособности страны.
С 2000 года создаются различные республиканские центры с изначальными профильными функциями Академии, среди них: Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования (с 2008г. – Национальный центр тестирования); Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования (в 2008 г. присоединен к Академии); Республиканский научно-практический центр «Учебник»; Национальный центр образовательной статистики и оценки; Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования; Республиканский центр «Дошкольное детство»; Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации; Центр Болонского процесса и академической мобильности и др.
Создание таких разнонаправленных и нередко дублирующих друг друга структур привело к ослаблению роли Академии как центра, аккумулирующего, трансформирующего и транслирующего основные достижения педагогической мысли и передовой опыт их внедрения в учебно-воспитательный процесс организаций образования всех уровней.
SWOT-анализ
Сильные стороны |
- фактический статус Академии, единственной государственной научной организации, занимающейся проблемами отечественного образования; - Академия – одно из старейших научных учреждений в сфере образования и науки; - многолетний опыт теоретико-методологического, научно-педагогического и учебно-методического обеспечения развития системы образования Казахстана: - координация научно-педагогических исследований организаций высшего образования, финансируемых МОН РК; - разработка методических и нормативных правовых документов для всех уровней образования (ГОСО, типовые учебные программы, инструктивно-методические письма, др.); - разработка психолого-педагогических основ воспитания детей и молодежи; - проведение и научно-методическое сопровождение педагогических экспериментов; - ресурсное обеспечение деятельности МКШ, РЦ, экспериментальных школ (12-летнее обучение, полиязычное образование и др.); - тесное взаимодействие с организациями образования (школы, колледжи, вузы); - издание собственных республиканских научно-методических и информационно-аналитических журналов «12 жылдық білім беру – 12-летнее образование», «Қазақстан кәсіпкері – Профессионал Казахстана» и «Білім – Образование» |
Слабые стороны |
- недостаточный уровень внедрения результатов научных исследований и учебно-методических разработок; - сужение функциональной сферы Академии в связи с открытием подведомственных МОН РК структур, зачастую дублирующих ее функции по обеспечению преемственности и интеграции содержания образования всех уровней; - слабое взаимодействие подведомственных организаций МОН РК в вопросах учебно-методического обеспечения; - слабое участие сотрудников Академии в международных научных программах, низкий показатель публикаций в изданиях, имеющих коэффициент impact-factor; - недостаточное количество работников, имеющих высокую научную квалификацию; - отсутствие собственного помещения на праве оперативного управления, общежития; - низкий оклад научных сотрудников: - негибкая система управления Академии, связанная с её организационно-правовой формой. |
Возможности Академии |
- развитие теории и практики педагогического образования; - координация внедрения результатов психолого-педагогических исследований в реальную практику образования; - обеспечение обновления традиционной практики образования через трансформацию педагогической парадигмы и влияние на образовательную политику государства; - содействие в разработке образовательных программ, основанных на результатах обучения в соответствии с дескрипторами НРК, ОРК в сфере образования и науки и их реализации в условиях педагогических вузов и колледжей; - разработка и развитие профессиональных стандартов в сфере образования и науки; - содействие в методологическом и методическом обеспечении модульных образовательных программ в соответствии с НРК и ЕРК; - совершенствование информационно-аналитического обеспечения развития теории и практики образования через налаживание связи с Национальной академической библиотекой, в т.ч. создание собственного контента библиотеки, усиление интернет-ресурса и т.д.; - развитие внутренних резервов повышения эффективности менеджмента и кадрового обеспечения. |
Потенциальные риски |
- необходимость внесения изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании», Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы и сроки их принятия; - медленный темп разработок необходимых нормативных правовых документов, учебно-методических материалов для 12-летнего образования, наличие практики отказа от ранее принятых решений, формальный учет результатов проводимого эксперимента; - отвлечение научных сотрудников на выполнение текущих несвойственных поручений в связи с существующей практикой взаимодействия департаментов МОН РК с Академией, что негативно влияет на качество методологических и учебно-методических разработок Академии; - средний возраст научных сотрудников – 47 лет. |
Цель:
Создание и успешное функционирование национального научного центра, обеспечивающего обновление традиционной практики образования через трансформацию педагогической парадигмы и влияние на образовательную политику государства.
Задачи:
- повышение результативности научных исследований в области образования;
- координация внедрения результатов психолого-педагогических исследований в реальную практику образования;
- координация разработки нормативной правовой базы всех уровней образования;
- содействие развитию теории и практики педагогического образования;
- аккумуляция, трансформация и тиражирование лучшего отечественного и мирового педагогического опыта;
- изучение, адаптация и трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета и Холдинга «Кәсіпқор»;
- повышение качества учебно-методического обеспечения процесса обновления содержания образования;
- вовлечение широкой научной, педагогической, родительской общественности, МИО, СМИ и других заинтересованных сторон в деятельность Академии;
- институциональное развитие Академии;
- развитие кадрового потенциала Академии.
Направление:
1. Теоретико-методологическое обеспечение философии и политики образования.
2. Научно-методическое обеспечение интеграции и преемственности всех уровней образования.
3. Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования.
4. Информационно-аналитическое обеспечение развития теории и практики образования.
5. Управление качеством.
Направление 1: Теоретико-методологическое обеспечение философии и политики образования
Меры реализации:
- участие в конкурсах и тендерах научных исследований в области образования;
- расширение связей Академии с казахстанскими педагогическими вузами и педагогическими колледжами;
- привлечение ученых, высококвалифицированных педагогов для сотрудничества в области научно-педагогических исследований;
- ведение совместно с зарубежными научно-педагогическими организациями исследований по актуальным проблемам образования;
- расширение связей с зарубежными вузами и научными центрами, международными научными организациями;
- проведение и участие в международных научно-исследовательских проектах, форумах, симпозиумах, конференциях;
- получение статуса головной организации, координирующей научно-педагогические исследования и внедрение их результатов в реальную практику образования;
- открытие на базе Академии докторантуры (PhD) для подготовки кадров по направлению «Образование»;
- открытие в Академии диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора философии (PhD) по педагогическим наукам
Направление 2: Научно-методическое обеспечение интеграции и преемственности всех уровней образования
Меры реализации:
- создание нормативной правовой базы для внедрения ГОСО обновленного содержания образования;
- разработка, апробация и внедрение обновленных ГОСО, учебных программ и УМК начального, основного среднего и общего среднего образования;
- участие в совершенствовании ОРК, в разработке и экспертизе профессиональных стандартов в сфере образования и науки;
- разработка методологии проектирования образовательных программ по направлению «Образование» в системе ТиПО, ВиПО на основе профессиональных стандартов в сфере образования и науки;
- разработка Концепции «Образование в течение всей жизни» и Стратегии ее реализации в РК;
- обсуждение концептуальных положений современного школьного и профессионального образования на республиканском и международном уровнях путем проведения научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров.
Направление 3:Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования
Меры реализации:
- изучение, обобщение, адаптация опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета и Холдинга «Кәсіпқор»;
- разработка и осуществление комплексного педагогического мониторинга многолетнего эксперимента по 12-летнему обучению для анализа и обобщения результатов;
- обновление содержания ТиПО, ВиПО в направлении дуальной системы обучения с привлечением ведущих зарубежных предприятий, работающих по современным технологиям;
- разработка и осуществление комплексного педагогического мониторинга по МКШ (РЦ) для анализа и обобщения результатов;
- разработка методологии воспитания, направленного на формирование нового казахстанского патриотизма;
- инициирование создания национальной информационно-образовательной сети «Білім бұлағы» и разработка ее контента;
- создание при Академии Республиканского научно-координационного совета по обновлению содержания образования.
Направление 4: Информационно-аналитическое обеспечение развития теории и практики образования
Меры реализации:
- разработка и поставка качественной информации для широкой общественности по обновлению содержания образования;
- разработка прогностической информации для принятия решений по обновлению содержания образования;
- создание собственного контента библиотеки с широким доступом к мировым научно-педагогическим и образовательным ресурсам;
- заключение меморандумов с Национальной академической библиотекой РК, библиотеками вузов РК, а также с подведомственными организациями МОН РК по предоставлению периодической информации о выполняемых работах;
- проведение расширенных заседаний Ученого совета Академии с участием представителей подведомственных организаций для оперативности обмена информацией и решения общих задач.
Направление 5: Управление качеством
Меры реализации:
- реорганизация Академии в АО со 100% пакетом акций у государства (учредитель – Правительство РК);
- расширение функций Академии за счет оптимизации структур подведомственных МОН РК организаций;
- поиск альтернативных источников финансирования деятельности Академии;
- выстраивание структуры Академии по принципам корпоративного управления;
- создание общественного института академиков, Президиума Академии;
- расширение инфраструктуры Академии за счет институционального развития лабораторий, центров и институтов, создания региональных объединений, Педагогической библиотеки, Педагогического музея;
- внедрение внутренней системы аттестации кадров Академии;
- институциональная поддержканациональнойинформационно-образовательной сети «Білім бұлағы»;
- создание типографии Академии через расширение функции издательского центра.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Направление 1: Теоретико-методологическое обеспечение философии и политики образования
Задача 1.1:Повышение результативности научных исследований в области образования
Ожидаемые результаты:
|
К 2016 году |
К 2020 году |
1.1.1 Число выполняемых бюджетных, инициативных, хоздоговорных, в т.ч. международных НИР |
не менее 15 проектов |
не менее 30 проектов |
1.1.2 Положительное заключение ежегодной независимой научно-технической экспертизы |
100% НИР |
100% НИР |
Направление 1:Теоретико-методологическое обеспечение философии и политики образования
Задача 1.2: Координация внедрения результатов психолого-педагогических исследований в реальную практику образования
Ожидаемые результаты:
К 2016 году |
К 2020 году |
1.2.1 Положительное решение МОН РК об утверждении Академии как головной организации НИР в области образования |
1.2.2 Координация всех НИР в области образования, финансируемых МОН РК |
1.2.3 Функционирование при Академии диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора (PhD) по педагогическим наукам |
Направление 2: Научно-методическое обеспечение интеграции и преемственности всех уровней образования
Задача 2.1: Координация разработки нормативной правовой базы всех уровней образования
Ожидаемые результаты:
К 2016 году |
К 2020 году |
2.1.1 ГОСО РК (начальное образование) |
2.1.2 ГОСО РК (основное среднее и общее среднее образование) |
Направление 2:Научно-методическое обеспечение интеграции и преемственности всех уровней образования
Задача 2.2:Содействие развитию теории и практики педагогического образования
Ожидаемые результаты:
К 2016 году |
К 2020 году |
2.2.1 ОРК в сфере образования и науки |
2.2.4 Подтверждение квалификаций в сфере образования и науки – 30% педагогических и научно-педагогических кадров |
2.2.2 Профессиональные стандарты в сфере образования и науки |
|
2.2.3 Стандарты независимой оценки и подтверждения квалификаций в сфере образования и науки |
|
2.2.5 Стандарты обеспечения качества педагогического образования |
2.2.6 Аккредитация образовательных программ колледжей и вузов, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Образование» - 40% |
2.2.7 Институциональная аккредитация организаций образования, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Образование» - 10% |
Направление 3:Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования
Задача 3.1:Аккумуляция, трансформация и тиражирование лучшего отечественного и мирового педагогического опыта
Ожидаемые результаты:
К 2016 году |
К 2020 году |
3.1.1 Банк данных инновационных педагогических идей – не менее 150 произведений |
3.1.2 Банк данных инновационных педагогических идей– не менее 1000 произведений |
3.1.3 Концепция и структура мониторинга реализации инновационных педагогических идей в реальной практике образования |
3.1.4 Автоматизированная система мониторинга реализации инновационных педагогических идей в реальной практике образования |
3.1.5 Педагогический альманах национальной идеи «Мәңгілік ел» |
3.1.6 Педагогическая карта национальной идеи «Мәңгілік ел» |
Направление 3:Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования
Задача 3.2:Изучение, адаптация и трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета и Холдинга «Кәсіпқор»
Ожидаемые результаты:
К 2016 году |
К 2020 году |
3.2.1 Учебные программы и УМК частично обновленного содержания среднего образования |
3.2.2 Учебные программы и УМК обновленного содержания основного среднего и общего среднего образования |
3.2.3 Учебные программы и УМК обновленного содержания начального образования |
3.2.4 Методические разработки по проектированию образовательных программ вузов и колледжей, основанных на результатах обучения в соответствии с НРК Республики Казахстан |
Направление 3:Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования
Задача 3.3:Повышение качества учебно-методического обеспечения процесса обновления содержания образования
Ожидаемые результаты:
|
К 2016 году |
К 2020 году |
3.3.1 Степень удовлетворенности педагогической общественности учебно-методическим обеспечением обновления содержания образования |
50% |
75% |
3.3.2 Степень удовлетворенности родительской общественности учебно-методическим обеспечением обновления содержания образования |
25% |
50% |
Направление 4:Информационно-аналитическое обеспечение развития теории и практики образования
Задача 4.1:Вовлечение широкой научной, педагогической, родительской общественности, МИО, СМИ и других заинтересованных сторон в деятельность Академии
Ожидаемые результаты:
К 2016 году |
К 2020 году |
4.1.1 Научно-методический журнал «Білім – Образование» – научное издание, рекомендованное ККСОН МОН РК для публикации основных результатов научной деятельности |
4.1.2 Научно-методический журнал «Білім – Образование» – научное издание, имеющий коэффициент impact-factorне менее 0,1 |
4.1.3 Сайт Академии – динамично обновляемый веб-ресурс с элементами коммуникационной среды, предоставляющий научно-педагогическую информацию |
4.1.4 Сайт Академии – национальный образовательный веб-ресурс как коммуникационная среда для основных стейкхолдеров образования |
Направление 5:Управление качеством
Задача 5.1:Институциональное развитие Академии
Ожидаемые результаты:
К 2016 году |
К 2020 году |
5.1.1 Новая организационно-правовая форма Академии – акционерное общество со 100% пакетом акций у государства 5.1.2 Новая организационная структура Академии и иерархия трудовых взаимоотношений сотрудников Академии |
|
5.1.3 Оптимизированная структура подведомственных МОН РК организаций |
|
5.1.4 Введение СМК (ISO серии 9001) |
Направление 5:Управление качеством
Задача 5.2:Развитие кадрового потенциала Академии
Ожидаемые результаты:
|
К 2016 году |
К 2020 году |
5.2.1 Остепененность штатного состава научных сотрудников Академии |
40% |
75% |
5.2.2 Средний возраст научных сотрудников |
40-45 лет |
35-40 лет |
5.2.3 Доля выпускников Международной программы «Болашақ» и докторантуры PhD при Академии в штатном составе научных сотрудников Академии |
до 10% |
до 30% |
Рисунок – предлагаемая организационная структура Академии