+7 7172 577 203
info@nao.kz
+7 7172 577 203
info@nao.kz
Новости
О совершенствовании базового содержания общего среднего образования
7.09.2012
199
О совершенствовании базового содержания общего среднего образования

Доклад Президента Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина Абылкасымовой А.Е. в секции «Развитие системы общего среднего образования в условиях социальной модернизации» августовского педагогического совещания работников образования Республики Казахстан «Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала».

23 августа 2012 года

Уважаемые коллеги!

Совершенствование содержания системы общего среднего образования в условиях социальной модернизации страны является ключевым условием дальнейшего развития всех уровней образования в целом. А содержание образования на всех  уровнях в соответствии с Законом РК «Об образовании» определяется государственными общеобязательными стандартами образования (ГОСО). Составной частью ГОСО являются типовые учебные планы (ТУПы), включающие перечень предметов инвариантных и вариативных компонентов.

Как известно, содержание совокупных предметов обязательных для изучения в школах, входящих в инвариантные компоненты ТУПов, составляет базовое содержание образования.

Следует отметить, что в начале 2012 года нашей Академией был разработан ГОСО 11-летнего образования, являющийся стандартом переходного периода на 12-летнее образование. Проект данного стандарта широко обсуждался педагогической общественностью, все поступившие замечания и предложения нами были учтены в окончательном варианте, который затем был внесен министерством в Правительство РК для утверждения и он сегодня - 23 августа 2012 года, как приятно слышать, утвержден.

Позвольте остановиться на некоторых особенностях данного ГОСО.

В ГОСО предложены ТУПы, предусматривающие единые   требования к соблюдению  базового (инвариантного) содержания образования и для  рационального использования вариативного компонента. Объем инвариантного компонента от общего объема  часов определяется не ниже 90% на уровне начального, не ниже 85% на уровне основного среднего, не ниже 75% на уровне общего среднего образования, что  позволяет  сохранять  фундаментальность образования и соблюдать  государственные  требования к  содержанию образования.

Новый стандарт направлен, прежде всего, на обеспечение  единства знаниевого, ценностного и деятельностного компонентов содержания образования и совершенствование предпрофильного и профильного обучения, а также для введения раннего изучения иностранного (английского  языка) с 1 класса и информатики с 5 класса, повышение приоритета математических и технологических дисциплин в условиях повышения инновационно-индустриального потенциала развития страны.

Уважаемые коллеги!

ГОСО предполагает наличие предметных результатов на двух уровнях -  базовый  и продвинутый.

Базовый уровень освоения учебных предметов включает необходимый и обязательный, а продвинутый (возможный/предпрофильный, профильный) уровень - расширенный и углубленный объем знаний обучающихся. При этом возможный/предпрофильный уровень освоения учебных предметов начального и основного среднего образования определяется результатами дифференцированного обучения, а профильный уровень общего среднего - результатами профильного обучения.

Как известно, в настоящее время  профильное обучение в 10-11 классах  определяется  двумя направлениями, а предпрофильное обучение в 8-9 классах пока декларируется. На наш взгляд, действующие 2 направления  старшей ступени 11-летнего обучения ограничивают  возможности школ по реализации ранней ориентации на будущую профессию. В целях устранения такого положения  в ГОСО, кроме  12 основных ТУПов (по языкам обучения и направлениям профильного обучения в 10-11 классах), представлены варианты ТУПов для углубленного изучения отдельных предметов: в 8-9 классах - по 9 (каз. и рус.); в 10-11 классах - по 14 (каз. и рус.) (ОГН-6 и ЕМН-8). Представленные варианты позволяют снять ограничение возможности выбора направлений обучения и дают возможность для реализации углубленного изучения  предметов, в том числе предметов в области технологии. Оно осуществляется за счет вариативного компонента, при этом инвариантный компонент во всех ТУПах сохраняется.

Одним из отличительных особенностей нового ГОСО является снижение учебной нагрузки, оптимизация соотношения инвариантного и вариативного компонентов ТУПов, увеличение учебной нагрузки по математике в 5-11 классах, а также внедрение интегрированного предмета «Человек. Общество. Право».

На сегодняшний день Академией подготовлены 12 базовых учебных планов, 32 - для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов,  22 - для одаренных детей специализированных школ, 6 - для вечерних школ, 6 – для специальных коррекционных организаций, 4 – для военных школ. Но, по поручению Министра образования и науки Б.Жумагулова их необходимо нам с Вами еще раз открректировать.

Однако необходимо отметить, что спортивные школы до настоящего времени не проявляют заинтересованность в подготовке типовых учебных планов с учетом присущих им  особенностей.

Уважаемые коллеги!

На сегодняшний день одним из обсуждаемых вопросов в обществе является введение изучения английского языка  с 1 класса.

На основании решения расширенного заседания Правительства  наше министерство дало поручение Академии разработать и принять комплекс мер по внедрению изучения английского языка с первого класса, с учетом необходимости создания до 2016 года равных условий к изучению трех языков во всех средних и высших учебных заведениях.

В этой связи нами был проанализирован  мировой опыт по раннему изучению в школах английского языка и мы проводим работу по научно-методическому сопровождению поэтапного  введения английского языка с 1 класса.

Следует также отметить, что в целях реализации Национального плана действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников Академией были внесены поправки в «Основные положения» ГОСО, началась разработка учебных программ, в т.ч. для школ с обучением на 3-х языках для 12-летнего образования.

Необходимо указать, что в дальнейшем произойдут изменения в типовых учебных планах по объему часов и других предметов.

Құрметті әріптестер!

Республикамыздың орта білім саласындағы өзекті мәселелердің бірі - шағын жинақты мектептердегі білім беру сапасын арттыру болып табылады.

Білім беруді дамытудың 2011-2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасында  шағын жинақты мектептердегі оқу-тәрбие жұмысының сапасын жетілдіру көрсетілгені белгілі. Қазіргі күні республикада 4221 шағын жинақты мектеп бар, бұл жалпы білім беретін мектептердің (7698) 54,8 пайызын құрайды. Бұл мектептердің 21 пайызында бастауыш, 22 пайызында негізгі, ал 57 пайызында жалпы орта білім берілуде. Ауылдық жерде орналасқан 5905 мектептің 4074-і, яғни 69,6% шағын мектепті құрайды.

Мемлекеттік бағдарламаның талабына сәйкес Академия осы мектептерді ғылыми-әдіснамалық, оқу-әдістемелік тұрғыдан қамтамасыз ету, өңірлерде жинақталған озат тәжірибелерді талдай отыра тарату және олардың сапасын дамыту үшін аймақтық орталықтардың қызметін үйлестіріп, әдістемелік жетекшілік жасап отыр.

Жалпы, біздің ойымызша, шағын жинақты мектептердің білім сапасын арттырудың басты тетігінің бірі – ол біраттас пәндер мен біраттас тақырыптар принциптерін алға тарта отырып оқыту болып табылады.

Осыны ескере отырып, Академия біріктірілген сыныптарда мазмұны ұқсас тақырыптарды кіріктіре оқыту бойынша мұғалімдерге арналған 10 әдістемелік құрал, оқушыларға арналған 4 өзіндік жұмыс дәптерін әзірледі. Алдағы уақытта мұндай оқу құралдары барлық пәндер бойынша және мектептің барлық деңгейлеріне арнап жасалуын жоспарлап отырмыз.

Құрметті әріптестер!

Халқымыздың “Білекті – бірді, білімді – мыңды жығады” деген ұлағатты сөзі білімнің қоғамдағы баға жетпес рухани қару екендігін үнемі айғақтап отырады.

Ал білімнің тек рухани қару ғана емес, сонымен қатар аса зор өндіргіш күш екенін жете сезінген Елбасымыз алғашқы күннен-ақ қазақстандық бі­лім саласын әлемдік стандарттарға сәйкестендіру мәселесіне баса назар аударып отырғаны баршамызға аян.

Соның бірі – 2015 жылы енгізілгелі отырған 12 жылдық білім беру болып табылады.

Осы орайда ағымдағы жылдың басында өткен кеңейтілген алқа мәжілісінде білім беру алдындағы міндеттер туралы Білім және ғылым министрі Бақытжан Тұрсынұлы: «Орта білімде базалық міндет 12 жылдық оқытуға көшу болып табылады. Бұл жерде нақты ескерерлік екі жайт бар. Біріншіден, білімді бағалаудан құзыреттілік тұжырымдамасына көшу. Екіншіден, оқушылардың болашақ әрекетіне толық бейімделуіне мүмкіндік беретін бейіндік мектептерді қалыптастыру. Екеуі де ғылыми-әдістемелік тұрғыдан қатаң түрде електен өткізуді талап етеді,» - дей келе, білім саласы қызметкерлеріне үлкен ой тастады.

Жалпы, орта білім беретін ұйымдардағы білім мен тәрбие сапасын арттыру барлық педагог қауымның ортақ парызы болып табылатындықтан, білім саласында жүргізіліп жатқан өзгерістердің бағыттары мен нәтижелері бәрімізді толғандырады. Оның ішінде, 12 жылдық білім беруге көшу мәселесі – кейінгі 5 жылда күн тәртібінен түспей тұрған өзекті мәселелердің бірі.

Естеріңізде болса, аталған білім моделіне көшу мәселесі елімізде алғаш рет 2001-2002 оқу жылдары көтеріліп, жаңа мектепті мазмұндық қамтамасыз ету мақсатында 2003-2004 оқу жылынан бастап республика мектептерінде эксперимент жұмыстары басталып кетті.

Бүгінгі күнге дейін эксперимент жұмыстары тоқтаусыз жүргізіліп келеді.

Осымен бір мезгілде республиканың түпкір-түпкірінен қаншама эксперимент жүргізуші мұғалімдер біліктілігін көтеріп, қайта даярлықтан өтті. Эксперимент нәтижесі арнайы семинарларда талқыға түсіп, жұмыс барысында үнемі ескеріліп отырады.

Биылғы оқу жылында 10-сыныптың эксперименталдық бағдарламалары мен оқулықтары, оқу-әдістемелік кешендері әзірленіп, оларды сынақ байқауынан өткізу жұмыстары жалғасқалы отыр.

 

Уважаемые коллеги!

Эксперимент по переходу на 12-летнее обучение продолжается.

В 2011-2012 учебном году в 50 школах республики осуществлялась апробация учебников и УМК для 9-х экспериментальных классов. Наряду с этим,  в 8-9 классах 54 (пятидесяти четырех) школ идет эксперимент по совершенствованию содержания образования. Получены положительные результаты.

К началу 2011-2012 учебного года  9-е экспериментальные классы были обеспечены утвержденными МОН РК Типовым учебным планом,  учебными программами (36), учебниками(34) и УМК (82);  учителя-экспериментаторы - методическим руководством по проведению мониторинга качества пробных учебников и УМК.

По представленным отчетам, в 9-х экспериментальных классах обучалось 798 учеников.

Результатами эксперимента явились успешно выполненные полугодовые и годовые контрольные срезы,  проведенные по всем учебным дисциплинам.

Результаты  контрольного среза позволяют  утверждать, что учащиеся 9-х экспериментальных классов по переходу на 12-летнее обучение овладели основными знаниями и умениями по всем учебным предметам.

В течение года осуществлялся текущий мониторинг качества пробных учебников и УМК. Итоги мониторинга обсуждались на двух республиканских семинарах с участием учителей-экспериментаторов; специалистов управлений образования и ИПК, курирующих эксперимент; авторов учебников и УМК; представителей издательств.

Годовые отчеты по мониторингу качества учебников и учебно-методических комплексов для 9-х экспериментальных классов по переходу  на 12-летнее обучение по итогам 2011-2012 учебного года систематизированы.

Наиболее полные, качественные отчеты представлены экспериментальными школами и ИПК Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской  областей, г.Астана и г.Алматы.

Не в полном объеме представили отчеты СШ №1  Мартукского района и Лингвистическая школа-гимназия г.Актобе (Актюбинская область), СШ №6 им.М.Атымова (Мангыстауская область).

На основе анализа представленных отчетов обобщены достоинства и недостатки пробных учебников для 9-х классов. К достоинствам учебников отнесены усиление практической направленности, расширение межпредметных связей для целостного представления изучаемого материала, ориентация на развитие самостоятельности в получении знаний и другие.

Недостатками экспериментальных учебников выделены следующие: объемность учебного материала, превышающая психофизиологические возможности учащихся; наличие нарушений норм казахского литературного языка при изложении материала; низкое качество иллюстративного материала и других технических характеристик учебника.

Учителя-экспериментаторы проходят через обучающие курсы, которые проводит Национальная академия образования. За период с 2003г. по 2012г. через обучение на курсах прошли  9 689 человек. По итогам курсов было выдано 1 087 сертификатов.

На данном этапе эксперимент продолжается:

к началу 2012–2013 учебного года Академией:

-                        разработаны и утверждены МОН РК экспериментальные Типовые учебные планы с инструктивными письмами к ним для 10 классов 12-летней школы с казахским и русским языками обучения;

-                        разработано 36 учебных программ для 10-х экспериментальных классов школ с казахским и русским языками обучения;

-                        подготовлено 34 учебника и 76 УМК  для  школ с казахским и русским языками обучения.

Недельная учебная нагрузка, обязательная для всех учащихся, составляет 31 час, итоговая нагрузка с предметами по выбору и факультативными курсами составляет 34 часа. Общее количество часов в школах с казахским и русским языками обучения совпадает.

При проведении занятий по иностранному языку, информатике, казахскому языку в школах с русским языком обучения, русскому языку в школах с казахским языком обучения осуществляется деление класса на группы при наполняемости в 20 человек и выше. При проведении занятий по технологии классы делятся на две группы по гендерному принципу.

Продолжительность учебных четвертей и каникулярное время определяются в соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Республики Казахстан «Об особенностях преподавания основ наук в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2011-2012 учебном году».

Общее количество учебных недель – 34.

Базовое содержание основного среднего образования в 10 классе представлено шестью образовательными областями: «Филология», «Математика и информатика», «Естествознание», «Обществознание», «Технология», «Физическая культура».

Продолжается изучение казахского, русского, иностранного языков и  литературы с целью дальнейшего совершенствования языковой личности.

Құрметті әріптестер!

Биылғы оқу жылында негізгі орта мектептегі эксперимент жұмысы аяқталғалы отыр. Келесі оқу жылында эксперимент орта білімнің жоғары сатысында жалғасады.  Оқу бағдарламалары бейіндік бағытқа әзірленіп, жоғары оқу орындарының кейбір оқу компоненттері кіріктіріледі деп жоспарлануда.

Бұл үлкен мәселе. Осы туындайтын проблеманың алдын алу мақсатында өткен жылдың желтоқсан айында Білім және ғылым министрлігінің тікелей тапсырысымен Павлодар қаласында «Бейінді оқыту: тәжірибе, өзекті мәселелері және шешу жолдары» республикалық ғылыми-тәжірибелік конференциясын өткіздік. Мұнда 12 жылдық модельге көшу жағдайында бейінді оқытуды жетілдіру жолдарын, бейінді оқытудың педагогикалық және психологиялық аспектілерін, оқытудың қоғамдық-гуманитарлық, жаратылыстану-математикалық бағыттағы мазмұнын анықтау, кадр дайындау мен оның біліктілігін арттыру мәселелері талқыланды.

Бүгінгі ҚР Үкіметінің қаулысымен қабылданған  11 жылдық мектептің стандарты 12 жылдық білім оңтайлы көшуді қамтамасыз етеді және білім мазмұнын ұлттық-мәдени құндылықтармен, халықтың асыл мұраларымен байыта отырып, білімнің тәрбиелік әлеуетін арттыру міндеттерін жүзеге асырады деп сенемін.

Қорытындылай келе айтарым, жалпы орта білім саласындағы жаңашыл бастамалар, мектеп бағдарламасына енгізілетін өзгерістер ғылыми-әдіснамалық тұрғыда негізделіп, салиқалы сараптаудан өткізіліп отырғаны жөн деп санаймын.

Тыңдағандарыңызға рахмет.

вернуться к списку