Публикации

ОБРАЗОВАННАЯ НАЦИЯ – УСТОЙЧИВОЕ ГОСУДАРСТВО
13.07.2012
ОБРАЗОВАННАЯ НАЦИЯ – УСТОЙЧИВОЕ ГОСУДАРСТВО


Алма Есимбековна, нынешнее Послание Президента народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» имеет большое значение для системы образования. Без сомнения, это налагает огромную ответственность на работников отрасли...
- Есть хорошая пословица: «Что посеешь, то и пожнешь», в которой заложено глубокое наблюдение, не теряющее своего значения и в современном обществе. Ребенок, сегодня переступивший порог школы, завтра будет гражданином и, соответственно, опорой государства и народа. Если мы сегодня приложим усилия для предоставления качественных услуг на всех уровнях образования, станем уделять больше внимание процессу воспитания подрастающего поколения, то завтра мы сможем опереться на эту молодежь.
Послание Президента Н.А.Назарбаева от 27 января текущего года – важнейший документ, определяющий стратегию развития страны в ближайшей и более отдаленной перспективе. Это качественное, современное образование и умение использовать полученные знания на практике. Для реализации данных направлений нужно, чтобы образование и наука встали на новые рельсы, причем в кратчайшие сроки. И тогда можно будет говорить о равенстве нашей страны в сообществе развитых стран мира.

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан одной из ключевых проблем модернизации отрасли называется переход на 12-летнюю форму обучения в школе. Можно ли уже теперь говорить о каких-то весомых результатах?
- Я напомню вам, что этот вопрос впервые был поднят в 2001-2002 годах. И все прошедшие годы педагогическая и научная общественность страны подключалась к работе над изменением содержания учебного процесса. С 2003-2004 учебного года в ряде школ республики начался масштабный эксперимент. Многие задействованные в нем учителя прошли курсы повышения квалификации и переподготовки с учетом новых требований. Кроме того, первичные результаты эксперимента, новые предложения и замечания систематически обсуждались на семинарах, и все они были учтены в практической работе педагогов и организаторов школьного образования. По итогам эксперимента уже в текущем учебном году были подготовлены программы и учебники, учебно-методические комплексы для 9 класса, продолжается их апробация.
К сожалению, документы, учебные пособия и другие материалы, подготовленные нашей академией ранее, теряют свою значимость и актуальность в связи с изменениями, происходящими в системе образования и науки в последние годы. Безусловно, это требует их пересмотра и переработки. Например, с целью совершенствования нормативных документов и учебно-методических материалов для
12-летнего образования академия занялась подготовкой учебной программы для старших классов профильных школ. И по согласованию с Министерством образования и науки в декабре прошлого года в Павлодаре мы провели республиканскую научно-практическую конференцию на тему «Профильное обучение: опыт, проблемы и пути их решения». На конференции были обсуждены пути совершенствования профильного обучения при переходе на 12-летнюю модель обучения, его педагогические и психологические аспекты, всесторонне рассматривалась проблема содержания общественно-гуманитарного, естественно-математического направлений, а также вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Одной из пока не преодоленных проблем перехода на 12-летнее образование стала структура обучения в двенадцатилетке. Вы лично какого мнения придерживаетесь?
- Да, в ходе эксперимента предлагалось продлить начальное образование с четырех до пяти лет. Но наши школы не оказались готовыми к такому повороту. Как методист-преподаватель полагаю, что в настоящее время нет необходимости обсуждать и пересматривать сложившуюся систему. Нужно учитывать и психолого-физиологические особенности детей, и особое климато-географическое расположение страны, и многочисленность малокомплектных школ, в которых ведется объединенное обучение учащихся разных классов, а также взаимное соответствие среднего образования в странах Таможенного союза. Поначалу эти факторы не были учтены, что привело к нежелательным последствиям и затормозило процесс пересмотра содержания обучения.
Но вопрос о структуре двенадцатилетки вновь ставится на повестку дня при реализации начального этапа Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. В этой связи возникает реальная угроза для своевременного выполнения задачи по переходу на новую модель школьного образования с 2015-го до 2020 года.
Другими словами, нововведения в области образования, изменения, вносимые в школьные программы, должны быть всесторонне обоснованными. Школа должна сохранять преемственность в системе образования, но главное, как было сказано Магжаном Жумабаевым, она должна соответствовать национальной идентичности казахского народа и отвечать потребностям страны.

Недавно в Министерстве образования и науки республики прошла расширенная коллегия, на которой вы презентовали проект нового стандарта 11-летнего образования. Что он собой представляет?
- Разработка стандартов для всех ступеней образования, как главных нормативно-правовых документов, определяющих содержание образования, является одной из основных функций академии.
По заданию министра образования и науки Бакытжана Турсыновича Жумагулова мы провели экспертизу ранее разработанных (2005-2010 гг.) стандартов для 11-летнего и 12-летнего образования и выявили много недостатков и упущений. Одним из главных недостатков является несоответствие друг другу учебных программ и содержания учебников, а также минимальное количество часов школьного и ученического компонентов или их отсутствие в типовых учебных планах. Выяснилось, что в некоторых типах и видах школ на должном уровне не соблюдаются установленные государством требования, или они реализуются по устаревшей нормативно-правовой и учебно-методической базе. С учетом результатов экспертизы и предложений со стороны организаций образования министерство поручило академии разработать новые стандарты. В результате нами был подготовлен новый проект стандарта для 11-летней школы и 56 вариантов типовых учебных планов для разного типа школ.
В стандарте упорядочено сохранение базового и оптимальное использование вариативного компонентов, обновлены требования к результатам подготовки обучающихся. Прилагаемые к стандарту образования варианты типовых учебных планов расширяют возможности выбора для школ, создают условия для обеспечения углубленного изучения предметов, в том числе технологического направления.
Наряду с учебным компонентом в новом стандарте расширены ценностный и деятельностный компоненты образования и на основе последних усиливаются его воспитательный и развивающий потенциалы. Такой подход позволяет внести в содержание образования национальные культурные ценности, совершенствовать нравственно-духовный потенциал личности учащегося, развивать его личные природные способности в условиях поликультурного общества.
Надеюсь, что новый проект стандарта 11-летнего образования обеспечит гибкий переход к 12-летней модели.
Говоря о национальных ценностях, Президент уделил особое внимание вопросам усиления воспитательного компонента в процессе обучения.

Что нового предлагает в этом ключе Национальная академия образования?
- Президент поднял эту проблему очень своевременно. По сути дела, все наше общество, а не только молодежь, испытывает мощный прессинг чуждых ему ценностей и стандартов. Проверенные веками национальные традиции и духовные ценности, такие, к примеру, как трудолюбие, честность, ответственность, уходят на второй, а то и на десятый план. Получая готовую «жвачку» из интернета, молодые люди не приобретают навыков к самостоятельному поиску знаний, анализу информации, логичному изложению своих мыслей, ораторству, а ведь все перечисленное всегда было присуще нашему народу. Это беспокоит ученых-педагогов. Поэтому мы активно взялись за разработку Комплексной программы национального воспитания.
Перед учеными академии ставятся и другие важные задачи. Например, мы считаем, что необходимо обучать и воспитывать подрастающее поколение на примере жизни великих людей и их произведений, ставших классикой. Любому казахстанцу известно, что нет лучшего учителя, чем Абай, который говорил, обращаясь к своему соотечественнику: «Будь человеком!» Пример Абая является неисчерпаемым родником знания и воспитания. Какое бы произведение его мы не взяли, везде красной нитью проходит Человек. Именно Абай говорил: «Нет ничего лучше любви к человеку», поэтому воспитание подрастающего поколения должно строиться прежде всего на том, чтобы прививать ему любовь к человеку и обществу, в котором мы все живем.
Здесь уместно вспомнить и об учителе с большим сердцем, просветителе-новаторе Ибрае Алтынсарине. Он одним из первых казахов понял, что только знания приведут казахский народ к прогрессу, и занялся великим делом просвещения. Благодаря ему впервые в казахской степи прозвенел школьный звонок. Воспитательное значение произведений двух этих столпов национальной культуры трудно переоценить. Поэтому в текущем году академия готовит для среднего образования учебно-методический комплекс и программы спецкурсов, посвященных наследию Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина. Главная цель при этом – формирование национального самосознания и духовно-нравственное воспитание молодежи.

В прошлом году одной из главных тем модернизации было улучшение качества работы малокомплектной школы. Почему?
- В образовательном пространстве Казахстана малокомплектные школы (МКШ) занимают особое место, в них учится каждый шестой маленький казахстанец. За последние 15 лет число таких школ выросло в два раза. Но у МКШ множество специфических проблем: неудобство обучения в объединенных классах, высокая текучесть квалифицированных кадров, нехватка учебно-методических пособий, слабая оснащенность материально-технической базы и другое. По сведениям из областных управлений образования, около половины МКШ сегодня требуют или капитального ремонта, или нового строительства. Большинство не имеют столовых и спортивных залов, не могут обеспечить своих учеников горячим питанием и медицинским обслуживанием. Что уж говорить о таких новациях, как интерактивные доски, мультимедийные кабинеты, интернет? Все это требовало незамедлительного вмешательства со стороны государства.
В ноябре прошлого года мы провели в Актобе международную научно-практическую конференцию «МКШ: Сегодняшнее состояние и перспективы развития». Обсудили вопросы обеспечения образовательного процесса в методическом плане, подготовки учителей для работы в объединенных классах, повышения их квалификации, организации учебно-воспитательной работы, создания учебно-методических комплексов, использования информационно-коммуникационных технологий, внедрения дистанционного обучения и так далее. Также провели «круглый стол», посвященный методическому обеспечению МКШ и изучению передового опыта отдельных регионов республики. Кроме того, академия разрабатывает специальное положение о МКШ, которое затем будет представлено в министерство на утверждение. В этом учебном году мы планируем разработать и начать выпуск новых учебно-методических пособий, учитывающих специфику МКШ.

Алма Есимбековна, вы специалист в области математики, на ней сосредоточены ваши научные интересы. Что делается академией для улучшения преподавания математики и других точных наук в Казахстане?
- В апреле прошлого года под руководством министра образования и науки был проведен республиканский съезд учителей математики. В целях реализации решений съезда академией был подготовлен русско-казахский словарь математических терминов и словосочетаний, его издание было приурочено к 20-летию независимости Казахстана. Словарь подготовлен с учетом международных норм и требований в области математики, в нем охвачено около 8 тысяч терминов и словосочетаний, используемых в обучении математике. Несомненно, этим словарем будут пользоваться не только ученики и учителя средней школы, но и студенты и преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники.
Также совместно с Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая мы провели республиканский семинар «Вопросы преемственности содержания школьного и вузовского курса математики», при этом акцент делался на интеграции содержания среднего и высшего образования, а также их методическом сопровождении. Кроме того, были обсуждены государственный общеобязательный стандарт образования 11-летней школы и стандарт высшего образования по специальности «Математика». Также мы пришли к выводу, что необходимо готовить кадры по специальностям «Математика и информатика», «Математика и физика», в том числе в сочетании с другими смежными специальностями.
Я хотела бы отметить, что проведение республиканских съездов учителей-предметников при личном участии нашего министра является хорошим начинанием. Уже в этом году намечено проведение І съезда учителей химии и биологии. Естественно, сотрудники академии подключатся к подготовке и проведению этого важного форума.
Возвращаясь к теме нашего разговора, я еще раз должна подчеркнуть, что устойчивое будущее нашего государства, укрепление его независимости зависит как от образованности граждан, так и их высоких нравственных качеств. В Послании сказано, что «патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». В связи с этим хочу рассказать еще об одной нашей идее. Академия совместно с Ассамблеей народа Казахстана проводит работу по подготовке учебной программы и учебно-методического комплекса специального курса «История становления межэтнических отношений». Введение данного спецкурса для 10 класса средней школы планируется в 2012-2013 учебном году. Казахстан для нас – это священная земля, где в согласии и дружбе живут казахи и множество других этносов. Поэтому сохранение межнационального и межрелигиозного согласия и единства является гарантией для дальнейшего политического, социально-экономического и культурного развития страны. Как сказал Лидер нации Н.А.Назарбаев, это нужно прежде всего самим казахам. Поэтому одним из главных направлений в деле воспитания молодежи будет дальнейшее развитие культуры межэтнических отношений.
Великий ученый и мыслитель аль-Фараби высоко ценил идеалы нравственности – справедливость, равенство людей, согласие всех народов мира, а также развитие науки и культуры. Его слова: «... вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья», – не утратили своего значения и по сей день.

вернуться к списку