Публикации

Знания, нужные для жизни
13.07.2012
Знания, нужные для жизни


О подготовке к переходу на 12-летнее среднее образование, об изменениях в содержании обучения – интервью президента Национальной академии образования, док­тора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля РК Алмы Абылкасымовой.

– Переход на 12-летнее среднее образование остается актуальнейшей проблемой всей образовательной системы. Этот вопрос впервые был поднят в 2001 году, а с 2003/2004 учебного года в ряде школ начались экспе­рименты. Результаты их не раз обсуждались на республиканских семинарах. Однако не все регионы были готовы к переходу на новую модель образования, поэтому Министерство образования и науки было вынуждено перенести сроки введения 12-летки. К сожалению, документы, учебные пособия и другие материалы, подготовленные академией ранее, теряют свою надобность в связи с изменениями, происходящими в системе образования и науки в последние годы. Но работа продолжается.

– Несколько лет назад шла речь о переходе к обучению в начальных классах в течение пяти лет. Как вы к этому относитесь?

– Как методист-преподаватель полагаю, что в настоящее время нет необходимости обсуждать и пересматривать сложившуюся систему 4-летнего срока начального образования. Основанием для этого, кроме психолого-физиологических особенностей детей, является климато-гео­графическое расположение страны, многочисленность малокомплектных школ, а также необходимость сохранения соответствия среднего образования в странах Таможенного союза.

Нововведения в области образования, изменения, вносимые в школьные программы, требуют проведения серьезной экспертизы и обоснования в научно-методологическом плане. Школа должна сохранять преемственность в системе образования, но главное, как было сказано Магжаном Жумабаевым, она должна соответствовать национальной идентичности казахского народа и отвечать потребностям страны.

– Алма Есимбековна, недавно в Министерстве образования и науки вы представили проект нового стандарта 11-летнего образования. Насколько он соответствует современным требованиям?

– В Послании народу Глава государства подчеркнул, что образование должно давать молодежи не только знания, но и умение использовать их в своей жизни. На это и нацелена деятельность нашей академии, которая занимается разработкой стандартов для всех уровней образования как главных нормативно-правовых документов, определяющих содержание образования.

В соответствии с заданием министра образования и нау­ки Бакытжана Жумагулова была проведена экспертиза ранее разработанных стандартов для 11-летнего и 12-летнего образования. В итоге выявлено немало недостатков. Среди них – несоответствие друг другу учебных программ и содержания учебников, наличие минимального количества часов школьного и ученического компонентов или их полное отсутствие в типовых учебных планах. С учетом результатов экспертизы и предложений работников отрасли Академия образования подготовила новый проект стандарта для 11-летней школы и 56 вариантов типовых учебных планов для разного типа школ.

В стандарте упорядочено сохранение базового компонента и оптимальное использование вариативного компонента, рассмотрены обновленные требования к развитию функциональной грамотности учащихся. Считаю, что новый проект стандарта 11-летнего образования обеспечит гибкий переход к 12-летней модели обучения, повысит воспитательный потенциал образования.

– Да, в своем Послании Президент уделил особое внимание усилению воспитания в процессе обучения.

– Безусловно, это своевременная постановка проблемы. Мы видим подражание нашей молодежи чуждым веяниям, противоречащим национальным традициям и сущности нашего народа, тогда как такие вечные духовные ценности, как трудолюбие, честность и доброта, в их сознании занимают все меньше места. А получение готовой информации из Интернета приводит к потере у молодежи умения анализировать и излагать свои мысли, они теряют навыки ораторства, которые присущи нашему народу. Поэтому мы активно взялись за разработку Комплексной программы национального воспитания.

Перед академией ставятся и другие важные задачи. Мы считаем необходимым обучать и воспитывать подрастающее поколение на примере жизни великих людей и их произведений. Великий Абай говорил, воспитывая молодежь: «Будь человеком!» Необходимо сказать и о просветителе-новаторе Ыбрае Алтынсарине, который одним из первых понял, что только знания приведут казахский народ к прогрессу. Благодаря ему впервые в казахской степи прозвенел школьный звонок. Воспитательное значение произведений этих мыслителей трудно переоценить. И в нынешнем году академия готовит для среднего образования учебно-методические материалы и программы спецкурсов по абаеведению и ибраеведению.

– В Госпрограмме развития образования на 2011–2020 годы одним из главных направлений стало улучшение качества работы малокомплектной школы. Почему так важен этот вопрос?

– В образовательном пространстве Казахстана малокомплектные школы (МКШ) занимают особое место, так как они составляют их значительную долю. У этих маленьких школ множество больших проблем – неудобство обучения в объединенных классах, высокая текучесть квалифицированных кадров, нехватка специальных учебно-методических пособий, слабая материально-техническая оснащенность, ветхость зданий. Большинство из них не имеют столовых и спортивных залов. В прошлом году в Актобе мы провели международную научно-практическую конференцию «МКШ: сегодняшнее состояние и перспективы развития», где выработали конкретные рекомендации.

– Алма Есимбековна, вы по специальности математик, много лет преподавали в КазНУ имени Аль-Фараби и, конечно, возглавляя академию, уделяете особое место этой науке?

– Да, математика остается для меня любимым предметом, но мы уделяем большое внимание и всем другим. И все же акцент в современном научном мире делается на точные науки, без которых невозможно развитие экономики.

В апреле прошлого года был проведен республиканский съезд учителей математики, и сейчас, согласно его решениям, академией подготовлен русско-казахский словарь математических терминов и словосочетаний.

В конце прошлого года совместно с Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая мы провели республиканский семинар «Вопросы преемственности содержания школьного и вузовского курса математики». Были обсуждены государственный общеобязательный стандарт образования 11-летней школы и стандарт высшего образования по специальности «математика». Также мы пришли к выводу, что необходимо готовить кадры по интегрированным специальностям «математика и информатика», «математика и физика» и в сочетании с другими смежными специальностями. Уже в текущем году по предложению министра образования и науки намечено проведение Первого съезда учителей химии и биологии.

– Какое внимание в образовательном процессе уделяется воспитанию толерантности, межнацио­нального согласия?

– Большое. Академия совместно с Ассамблеей народа Казахстана проводит работу по подготовке учебной программы и учебно-методического комплекса специального курса «История становления межэтнических отношений». Введение спецкурса для 10-го класса планируется в 2012/2013 учебном году. Казахстан для нас – священная земля, где в согласии и дружбе живут казахи и множество других этносов. Поэтому сохранение межнационального и межрелигиозного согласия и единства народа является гарантией дальнейшего успешного развития страны. Как сказал Лидер нации Нурсултан Назарбаев, это нужно прежде всего самим казахам. Поэтому одним из главных направлений в воспитании молодежи будет укрепление культуры межэтнических отношений.

Ольга МАЛАХОВА,

Алматы

вернуться к списку