РЕФЕРАТ
Отчет 80 с.,1 таблица,3 рисунка, 29 источников, 1 приложение
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА, БАЗОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОФИЛИРУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, БАКАЛАВРИАТ, ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА, ЦЕНТРИЧЕСКИЙ МЕТОД, СПИРАЛЕВИДНЫЙ МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ, ЛИНЕЙНАЯ МЕТОДИКА, ГРАФИКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ
Объект исследования: процесс интеграции образовательных программ разных уровней образования
Цель исследования: разработка методики интегрированных образовательных программ технического и профессионального, послесреднего и высшего образования
Методы исследования:
1) теоретические методы исследования: изучение научной литературы по вопросам философии образования, теории содержания образования, теории педагогической интеграции, а также нормативных документов в области образования, учебной документации школ, колледжей и вузов, общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительный метод, метод обобщения.
Результаты исследования:
1. Проведена систематизация опыта интеграции образовательных учебных программ на разных уровнях обучения: техническое и профессиональное, послесреднее и высшее образование.
2. Определены направления интеграции образовательных учебных программ на современном этапе реформирования образовательной системы Республики Казахстан:
- по уровням образования;
- межпредметная интеграция;
3. Определены пути интеграции содержания отдельных вузовских дисциплин с дисциплинами старшей школы и колледжа.
Выявленные теоретико-методологические основы интеграции содержания среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования создают предпосылки для разработки интегрированных образовательных учебных программ на всех уровнях образования и ее апробации в учебном процессе старшей школы, колледжа и вуза. Выявлено, что интеграция строится на основе целостности, вариативности, структурности, обусловлена многоуровневыми и многоступенчатымиобразовательными программами на основе междисциплинарной связи. Выявлено, что применение внутриуровневой и межуровневой интеграции в образовательных программах адаптирует образовательную систему РК к интеграции в мировой образовательный процесс.
4. Определены пути интеграции образовательных программ по стандартам педагогических специальностей: 5В010700 – Изобразительное искусство и черчение, 5В012000 – Профессиональное образование, 5В011100 – Информатика, 5В042100 – Дизайн.
5. Определены основные принципы разработки интегрированных образовательных программ для ряда педагогических специальностей, связанных с формированием графической и информационной культуры и освоением опыта проектно-исследовательской деятельности с использованием информационных технологий.
6. Рекомендована методика разработки интегрированных образовательных учебных программ путем использования:
- междисциплинарной или тематической интеграции;
- проблемно-ориентированной интеграции;
- теоретической интеграции.
Новизна: впервые исследовано содержание образовательных программ разных уровней образования с точки зрения интеграции содержания образования, а также разработана методика разработки интегрированных образовательных учебных программ;
Значимость: рекомендована методика разработки интегрированных образовательных учебных программ, что способствует решению задач, поставленных в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы, где отмечено, что ГОСО общего среднего образования будут интегрированы с ГОСО высшего образования (бакалавриат) - отдельные дисциплины цикла общеобразовательных дисциплин высшего образования (социология, самопознание, ОБЖ, история Казахстана, культурология и др.) будут перенесены в программы профильного обучения «Бейіндік мектеп» без увеличения учебной нагрузки.
Степень внедрения: основные результаты внедрения были опубликованы в 6-х статьях, обсуждены на методическом семинаре, заседании Ученого совета НАО им. И.Алтынсарина, а также апробируются в профильных классах 12 –летнего образования экспериментальных школ.
Область применения: полученные результаты научно-исследовательской работы могут быть использованы в системе организаций образования на уровне среднего, технического и профессионального, высшего образования при разработке интегрированных образовательных программ.
Прогнозные предложения о развитии объекта исследования: трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ по разработке интегрированных образовательных программ, внедрение кредитной технологии обучения в старших классах и колледжах, соблюдение основных принципов преемственности и непрерывности образовательных программ на всех уровнях образования.