+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ, ДУБЛИНСКИЕ ДЕСКРИПТОРЫ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
19.02.2014
148
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ, ДУБЛИНСКИЕ ДЕСКРИПТОРЫ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РЕФЕРАТ

 

Отчет 92 с., 1 таблица, 1 рисунок, 67 источников литературы, 3 приложения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ, ДУБЛИНСКИЕ ДЕСКРИПТОРЫ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Объект исследования: процесс проектирования профессиональных стандартов (ПС)  и образовательных модульных программ.

Цель исследования: изучение научно-методологических основ формирования стандартов и образовательных программ нового формата как условия конкурентоспособности высшего и послевузовского образования на национальном и международном рынках труда.

Задачи исследования:

1) определение научно-методических подходов к разработке профессиональных стандартов.

2) изучение компетентностного подхода как методологической основы обновления содержания образовательных стандартов.

3) определение методологических основ модульного формирования содержания образовательных программ.

4) определение научно-методических основ проектирования образовательных программ системы высшего и послевузовского образования.

Методы исследования: в ходе исследования был использован комплекс научных методов, соответствующих его целям и содержанию: изучение, анализ и обобщение научно-практических исследований, системный подход, моделирование,  сопоставительный анализ, сравнительно-типологический анализ,  SWOT-анализ.

К работе над научным проектом были привлечены ведущие специалисты в области разработки образовательных стандартов, представители вузов.

Результаты исследования и их новизна.

- на основе определения научно-методических подходов разработана концептуальная модель формирования профессиональных стандартов в контексте отраслевых рамок квалификаций;

- определена методология проектирования  стандартов и образовательных программ,  основанных на результатах обучения и ECTS на языке компетенций с учетом требования рынка труда;          

- разработаны требования к конструированию модульной программы и модулей;

- разработаны механизмы проектирования конкурентоспособных  образовательных программ  высшего и послевузовского образования в контексте индустриально-инновационного развития страны и интеграции в международное образовательное пространство.

Степень внедрения: Основные результаты исследования за отчетный период были опубликованы в методических рекомендациях «Применение профессиональных стандартов  при проектировании образовательных программ нового формата для специальностей высшего образования»и статьях: «Профессиональный стандарт, его назначение и мировой опыт» (V международная научно-методическая конференция «Инновации в образовании: ориентиры и тенденции», Алматы), «Инновационные аспекты проектирования образовательных программ нового поколения» и «Модернизация образовательных программ в контексте Болонского процесса»  (Международная научно-практическая конференция «Наука и образование – ведущие факторы Стратегии «Казахстан -2050», Сагиновские чтения №5, Караганда), «Компетентностный подход в системе непрерывного педагогического образования» (11-я международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития», 2 этап, г. Минск, Беларусь), «Реализация компетентностного подхода в профессиональных стандартах» (III международная научно-практическая конференция «Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования», Прага), «Модули в современном образовании» (Труды КарГТУ).

Область применения: полученные результаты научно-исследовательской работы востребованы работниками системы высшего и послевузовского образования и работодателями в целях гармонизации профессиональных стандартов и образовательных программ, а также при формировании профессиональных стандартов, учитывающих все обязательные параметры Болонского процесса и приоритеты индустриально-инновационного развития экономики страны.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования:  требуется дальнейшее проведение  фундаментальных и прикладных научных исследований  по разработке профессиональных стандартов и образовательных программ нового поколения. Согласно Протоколу совещания у заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Орынбаева Е.Т. по вопросам разработки профессиональных стандартов и определения перечня востребованных специальностей Министерству образования и науки РК было поручено:

- разработать новый алгоритм разработки образовательных программ на основе профстандартов;

- разработать методические рекомендации по разработке образовательных программ [1].

В настоящее время Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина является разработчиком профессиональных стандартов в сфере образования и науки.

вернуться к списку