+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
Научно-методологические основы формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования
19.02.2014
117
Научно-методологические основы формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования

ЗАЯВКА НА ИССЛЕДОВАНИЕ

 

1. Наименование темы научного исследования (с указанием принадлежностик одному из приоритетных направлений развитиянауки)

Научно-методологические основы формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования (заявленная тема соответствует приоритетному направлению № 5 «Интеллектуальный потенциал страны», п. 5.2 «Фундаментальные и прикладные исследования в области экономических, социальных и гуманитарных наук»).

 

2. Аннотация научного исследования(цели и задачи, обоснование актуальности и новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ)

Цель:научно-методологическое обоснованиемодели и разработка методики формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования.

Задачи:

Обосновать совокупность положений и определить методологическую базу исследования формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования.

На основании результатов философского, генетического и психолого-педагогического анализа раскрыть сущность и уточнить содержание ключевых понятий «экологическая культура личности учащегося» и «формирование экологической культуры учащихся» в контексте модернизации системы среднего образования.

•Разработать структурные компоненты модели формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования.

•Определить функциональное содержание модели формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования.

•Разработать методику формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования и апробировать ее на практике.

•Разработать пакет учебно-методической документации, обеспечивающей психолого-педагогическое, дидактическое и методическоесопровождениеформирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования.

Актуальность научного исследования

В стратегическом документе«Казахстан 2030»обозначендолгосрочный путь развития РеспубликиКазахстан, указывающий на необходимость трансформации страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.В связи с этим в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы поставлены цели, направленные на обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни; формирования у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных качеств. Достижение этих масштабных целей связано с модернизацией системы образования, с формированием личности, обладающей высоким уровнем культуры.

Последствия глобальных техногенных катастроф убеждают: причиной экологических конфликтов зачастую является деятельность человека, безответственность которого берёт верх над разумом. Поэтому неслучайно в условиях экологизации экономики, законодательства и общества, на первый план выходит задача совершенствования процесса формирования экологической культуры личности, повышения его эффективности (Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 годы, Концепция перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, Экологический кодексРК и другие документы).

Так, в Государственной программеФИИРРК на 2010-2014 годы указывается на то, что«успешная диверсификация экономики неразрывно связана с устойчивым развитием республики, в том числе,путем внедрения "зеленой" политики низкоуглеродной экономики, решения экологических проблем, снижения негативного воздействия антропогенной нагрузки на природные экосистемы, усиления ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, комплексной переработки отходов».Формирование экологической культуры личности является одним из условий продвижения страны по пути устойчивого развития, поскольку только в этом случае удовлетворение потребностей настоящего поколения не поставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Следовательно, формирование экологической культуры молодого поколения является актуальной задачей современности, и начинать этот процесс следует как можно раньше, т.е. в системе среднего образования.

Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, факторами, негативно влияющимина качество и эффективность среднего образования, являются«устаревшая методология и принципы отбора содержания образования, информационная перегрузка, ведущая к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся, ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности».Краеугольным является вывод о том, что «имеющиеся проблемы требует модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями  развития казахстанского общества и условиями интеграции  в мировое образовательное пространство».

По Стратегическому плану развитияРК до 2020 года, общеобразовательная школа «развивает навыки, способствующие формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего,физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству». С этой задачей логично связаны стратегические цели в области формирования здорового образа жизни: до 2020 года «в обществе сформирована идеология ведения здоровогообраза жизни», при этом «охват детей и подростков, занимающихся физическойкультурой и спортом, увеличен до 12%; табакокурение, наркомания и злоупотребление алкоголемсреди населения снижены на 15%». Видим, что решение проблемы формирования экологической культуры особое значение имеет дляшкольников, которым предстоит в будущем разрабатывать и претворять в жизнь планы и программы инновационного развития страны. С другой стороны, только обладающий экологической культурой педагог может успешно сформировать у подрастающего поколения это важнейшее качество. Поэтому необходимо пересмотреть подходы к формированию экологической культуры и учителей-практиков, и будущих учителей – студентов педвузов, что и определяет актуальность темы исследования на социальном уровне.

На научном уровне актуальность темы исследования обосновывается тем, что в Республике Казахстанотсутствуют научно-педагогические исследования, посвященные формированию экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования, не сформированы четкие представления о сущности и содержании понятия «экологическая культура личности учащегося», «формирование экологической культуры учащихся» в контексте модернизации системы среднего образования, не разработаны концепция и методика, не определены условия и механизмы, позволяющие с наименьшими затратами эффективно формировать экологическую культуру учащихся в условиях модернизации системы среднего образования. Методологические основы экологического образования нуждаются в обновлении, т.к. были разработаны более пятнадцати лет назад, на основе устаревших, линейных представлений.

На практическом уровне актуальность темы исследования обосновываетсятем, что в соответствии с современными требованиями  развития казахстанского общества и условиями интеграции  в мировое образовательное пространство система среднего образования испытывает острую потребность в научно-методическом, дидактическом, психолого-педагогическомсопровождении процесса формированияэкологической культуры учащихся.

Новизна научного исследования

Сегодня, в условиях модернизации системы среднего образования, перехода страны на путь индустриально-инновационного развития, требуется по-новому взглянуть на проблему формирования экологической культуры учащихся школ. Современное понимание экологии как непрерывно развивающейсяполитеории, комплекса дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природной и социальной средой, а также возведение во главу угла социальных аспектов экологии, выход на первый план социально-экологического подхода требуют параллельного и согласованного формирования социальной, нравственнойи экологической сторон ответственности в структуре экологической культуры личности учащегося как взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов.

Новизна предлагаемого проекта заключается в поиске нового философско-методологического смысла, раскрытии сущности и содержания понятия экологической культуры личности учащегося с современных позиций, разработке новых моделей и методик формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования. Если экологическая культура будет сформирована как интегральная ценность, то она будет проявлятьсяв повседневной жизни школьника, в виде его стремлений усовершенствовать условия для жизни и труда, сохранить своё здоровье и не навредить здоровью других людей, защитить природный мир, развивать патриотизм, этико-экологические убеждения и т.д. Всвою очередь, успешное формирование экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образованиябудет способствовать сознательному и целенаправленному формированию адекватного отношения человека не только к миру природы, но и к самому себе, другим людям и обществу в целом. Формирование экологической культуры учащихся особенно актуально в связи с участившимися случаями подросткового суицида, недостаточным приобщением молодежи к здоровому образу жизни, нарушением взаимопонимания в семьях, отсутствием взаимосвязи нравственного, экологического и патриотического воспитания.

Поиск путей решения существующего противоречия между требованиями общества к формированию экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования и недостаточной разработанностью научно-методологических и методических оснований составляет основную проблему исследования. Поскольку научно-методологические основы формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования не получили систематического освещения и до настоящего времени в Казахстане специально не изучались, тема проекта является актуальной, а решение его задач заполнит существующий в педагогической науке и практике пробел.

Перспективность научного исследованиясвязана с решением ряда задач и дальнейшим развитием таких важнейших направлений государственной политики в области образования, как совершенствование его модели и обеспечение экологической направленности, обеспечение преемственности процесса формирования экологической культуры, воспитание здоровой, образованной, высоконравственной личности, специалиста-труженика, гражданина и патриота своей страны, подготовка студентов педагогических вузов к формированию экологической культуры школьников, совершенствование профессионализма педагогов и работников образования и др.

Степень разработанности предлагаемого научного проекта

 Результаты пилотного исследования позволили выявить предпосылки для решения поставленных задач. В философии последовательно развивались нравственно-этические взгляды, идеи экологического гуманизма, возможности экологического образования для устойчивого развития с позиций коэволюции общества и природы. В мировой и отечественной педагогике изучались проблемы экологического воспитания и обучения, развития экологического сознания, мировоззрения, мышления, деятельности, накапливался дидактический и методический опыт, разрабатывались нормативные, социальные и правовые аспекты экологической ответственности, анализировались педагогические факторы ее формирования.

Проблемам формирования экологической культуры молодого поколения посвящен ряд научных трудов, в которых разработана структура экологической культуры вуза, описаны и проанализированы виды экологической культуры, предложены пути и механизмы воспитания экологической культуры школьников, студентов, учителей, работников системы дополнительного образования.

Однако предварительный анализ степени изученности проблемы позволил сделать вывод о том, что большинством авторов социально-экологическая ответственность, составляющая ядро экологической культуры личности, отождествляется с ответственным отношением человека к природе, что предполагает формирование экологической культуры в основном через организацию экологической деятельности, передачу экологических знаний, умений и навыков, что значительно снижает, а в некоторых случаях вообще не допускает возможности влияния социального и культурного окружения, а также внутренних личностных резервов на формирование экологической культуры учащихся школ. Иначе говоря, в контексте модернизации системы среднего образования до настоящего времени проблема формирования экологической культуры учащихся не являлась предметом специального исследования.

Несмотря на то, что предлагаемый проект содержит ряд проработанных положений, степень его научной разработки пока еще далека от совершенства. Существует ряд злободневных вопросов, на которые и предстоит ответить участникам предлагаемого проекта.

В частности, Стратегическийплан развития Республики Казахстандо 2020 годапредусматривает переход на 12-летнюю модель обучения, и при этом содержание программ обучения будет пересмотренов плане необходимости развитияу школьников «компетенций, необходимых в жизни и профессии». В связи с этим участникам проекта предстоит ответить на следующие вопросы: каково место формирования экологической культуры в ряду жизненно необходимых компетенций; каковы методологические, дидактические и психолого-педагогические особенности ее формирования у учащихся в условиях модернизации системы среднего образования; каким образом следует организовать процесс формирования экологической культуры личности учащегося, чтобы повысить его эффективность, и др.

 

3. Методология научного исследования (используемые методы и формы научного исследования, сравнительный анализ научных подходов к научному исследованию)

Диалектика, теория систем, синергетика, аксиология, экологическая этика, теория личности, теория экологического образования как системообразующего фактора развития всей системы образования; диалектический, системно-синергетический, аксиологический, эколого-гуманистический, средовой, деятельностный, личностно-развивающийи культурологический методологические подходы.Для решения поставленных задач предполагается использоватьследующие методыисследования: теоретические – изучениеи анализфилософской, психологической, педагогической и научно-методической литературы, нормативных и программно-методических документов по теме и проблеме исследования; моделирование, прогнозирование, сравнение, генетический, структурный и факторный анализ, синтез, обобщение, классификация, формулирование выводов и др.; эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, метод экспертных оценоки др. В данном проекте будут использованы вышеуказанные теории как формы организованного достоверного знания в сфере исследуемой проблемы.

 

4. Ожидаемые результаты(практическая и научная значимость результатов выполняемого научного исследования, их инновационное и конкурентное преимущество)

Практическая и научная значимость результатов выполняемого научного исследования

Ожидаемые результаты проекта в полной мере соответствуют приоритетам научного и социально-экономического развития Республики Казахстан- Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Государственной программепо форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, Стратегическому плану развития РК до 2020 года, Программеразвития науки, инноваций и содействия технологической модернизации на 2010-2014 годыи др.Результаты исследования будут носить принципиально новый характер, а ряд методологических, теоретических и научно-методических данныхбудет получен впервые, что и определяетприоритетностьпредлагаемого проекта.

В целом ожидаются следующие научные и практические результаты:

üобновление методологических и концептуальных основ экологического образования, определениеи обоснованиеметодологическойбазыисследования формированияэкологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования;

üуточнениена основе современных представленийсущностии содержания понятий «экологическая культура личности учащегося», «формирование экологической культуры учащихся» в контексте модернизации системы среднего образования;

üразработанные с теоретико-методологических позиций структурные компоненты моделиформированияэкологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования;

üфункциональное содержание модели формированияэкологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования;

üметодикаформированияэкологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования;

üпакет учебно-методической документации, обеспечивающей психолого-педагогическое, дидактическое и учебно-методическоесопровождениеформированияэкологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования, в виде различных методических рекомендаций, пособий, материалов и программ факультативных предметных курсов и научно-методических семинаров для учащихся, классных руководителей, преподавателей и будущих учителей, слушателей курсов повышения квалификации.

Конкурентоспособное и инновационное преимуществорезультатов исследованияпо отношению к результатам других авторов определяется тем, что:

1.                участники проекта имеют многолетний практический опыт работы в системе среднего образования, хорошо знают проблемы и особенности предмета исследования, что в большой степени способствует интеграции науки и практики;

2.                результаты проекта имеют не только высоконаучный, но и в значительной степени прикладной характер, и внедрению полученных результатов в школах страны уже на стадии апробации гарантирован успех;

3.                разработанные в контексте инновационного развития страны концепция и методика, условия, принципы и инструменты неизбежно будут способствовать созданию современных и высокотехнологичных дидактических, научно-методических, учебно-методических и иных материалов, способствующих более эффективному формированию экологической культуры учащихся, а также повышению профессиональной квалификации педагогов в условиях модернизации системы среднего образования;

4.                впервые разработана методика, позволяющая любому работнику системы среднего образования в реальной практике с минимальными затратами усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, так чтобы экологическое образование и воспитание достигло своей главной цели – формированию экологической культуры личности учащегося;

5.                в результате реализации проекта ожидается социально-экономический и экологический эффект, заключающийся в повышении качества среднего образования, совершенствовании воспитательной работы с подрастающим поколением - воспитании патриотов, обладающих системой базовых ценностей, высокой нравственностью, любовью к Родине, стремящихся улучшить свое здоровье, здоровье других людей и природный мир; все это способствует комплексному решению вопросов профилактики и предупреждения семейного неблагополучия и социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, правонарушений и преступности, а также в немалой степени способствует совершенствованию профессионализма педагогов.

 

5. Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования (обоснование запрашиваемого объема финансирования)

Общая запрашиваемая сумма по проекту на период 2011-2013 г.г. составляет

Запрашиваемое финансирование экономически обосновано через расчет необходимых денежных поступлений на материально-техническое проведение исследований, оплату труда участникам проекта, научных командировок, налогов идругих обязательных платежей в бюджет, прочих прямых и накладных расходов.

Результаты исследования будут востребованы отраслевыми министерствами, высшими учебными заведениями, общественно-профессиональными объединениями, работодателями и др.

В ходе проведения работыпредполагается сотрудничество с отечественными и зарубежными средними, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами по вопросам исследования.

С целью изучения международного опыта в области исследуемой проблемы планируются следующие мероприятия:

- привлечение зарубежных ученых и специалистов к научному исследованию;

- проведение и участие в международных и республиканских конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.;

- зарубежные командировки (Россия, Германия и др.);

- подготовка и издание научной, учебной и методической литературы (статьи, тезисы, монографии и др.).

С целью обеспечения эффективности организации исследования необходимо его информационное обеспечение, в том числе отечественной и зарубежной научно-педагогической литературой, методическими, нормативно-правовыми, статистическими материалами, периодическими изданиями, информационными ресурсами Интернет, материалами архивов. 

 

6. Материально-техническаяобеспеченность(наличие соответствующих лабораторных, производственных помещений и коммуникаций; наличие необходимого приборно-аппаратного, технологического парка и вспомогательного  оборудованияс указанием их технических характеристик)

Материально-технической базой для реализации проекта послужат:подготовленные помещения, соответствующие лаборатории, библиотека, издательскийцентр. Все помещения обеспечены тепло-и водоснабжением, электропитанием и соответствующими коммуникациями, компьютерной базойс неограниченным выходом в Интернет.

Для проведения исследований создана научно-методическая база:имеется необходимая учебно-методическая литература, нормативно-правовые документы и др., разработаны соответствующие методики, связанные с проблемой исследования,сформированы различные научные направления в области среднего, технического и профессионального,высшего образования, имеется мощная теоретическая база, выраженная, в частности, в деятельности ученого и научно-методическогосоветов.

Для выполнения поставленных задач будет использован соответствующий аппаратурно-измерительный комплекс компьютерного обеспечения и электронных устройств, прошедших соответствующую поверку в метрологических службах, что в целом позволяет констатировать наличие сертификационных методики достаточное метрологическое обеспечениепланируемых работ.Технопарк для выполнения предполагаемого проекта насчитывает 7персональных компьютеров, копировально-множительную и другую оргтехнику(см. в таблице).

 

Издание значительной части научно-методической литературы по результатам научно-исследовательских работ будет осуществляться черезнашиздательский центр, имеющий возможность обеспечения высокого качества издаваемой литературы.

Участникам проекта будет предоставлена возможность проводить свои научные исследования на базе как традиционных, таки виртуальных библиотек, использовать современную научную, научно-методическую, учебнуюлитературу (в том числе разработаннуюруководителем и участниками проекта).

В соответствии с Уставом участвующей в конкурсе организации, основные направления ее деятельности заключаются:

- в научном и научно-методическом сопровождении процесса реформирования, поддержки, функционирования и развития технического и профессионального образования;

- в интеграции научного педагогического пространства;

- в сохранении и развитии продуктивного ядра педагогической науки, повышении ее роли в социально-экономическом развитии Республики Казахстан.

 

7. Список используемой литературы (включает наиболее цитируемые статьи в международных научных журналах, книги и другие источники за исключением публикаций потенциального исполнителя)

1                   Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года //Казахстанская правда. – 2010, февраль. - 12.

2                   Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы //Официальный сайт Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eco.gov.kz

3                   Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы //Официальный сайт Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eco.gov.kz

4                   Экологический кодекс РеспубликиКазахстан. - Алматы: Юрист, 2007. - 172 с.

5                   Концепция экологического образования Республики Казахстан //Экология. Устойчивое развитие. – 2003. - № 7. – С. 51-55.

6                   Шалгымбаев С.Т. Тенденции развития экологического образования на современном этапе /под ред. А.Г. Сармурзиной. - Алматы: Қазақ университеті, 2005. – 234 с.

7                   Eco-Ethics International Union. Humanity can survive only with a new concept of ethics: eco-ethic. – 28.10.2008

8                   Jonas H. Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fuer die technologische Zivilisation. – Goettingen, 2003. – S. 81-91.

9                   Euleferd G. Praxis der Umwelterziehung in der Bundesrepublik Deutschland: Eine empirische Untersuchung. - Marburg: Erwelt, 2004. – 123 s.

10              Абалкина И.Л. Экологическая ответственность: правовые и экономические механизмы. - М.: Ин-т США и Канады РАН, 2002. – 207 с.

11              Невзоров Т.Б. Экологическая ответственность. - Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2003. – 167 с.

12              Шарифов М. Философские и правовые аспекты экологической ответственности. - Баку: Адилоглы, 2003. – 289 с.

13              Папуткова Г.А. Экологическая ответственность как системообразующее понятие экологического образования //Almamater. – 2006. - № 1. – С. 16-19.

14              Environmental Education: A Process for Pre-service, teacher training, curriculum development. – Unesco – UNTER into EE Program, 2006. - № 26.

15              Environmental education teacher resource hands book a practical guide fork – 12 EE (edited bu R.J. Wilke). - New York, 2003.

16              Final Report. International Working Meeting on the School Curriculum. – Morges (Switner. land): IUCN, 2001.

17              Лисеев И.К. Экологический кризис и новые задачи образования: От монолога – к диалогу //Экология и жизнь. – 2001. - № 4. - С. 40-43.

18              Атфилд Р. Этика экологической ответственности //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 2003. – 495 с.

19              Catton W.R., Duplan R.T. A new ecological paradigm for post-exuberant sociologu / Amer. Behaviol. Scientist, 2001. – Vol. 24, № 1. – P. 15-47.

20              Miller A. Integrative Thinking As A Goal Of Environmental Education //Environmental Education, 2000. – Vol.12. Summer. – 193 p.

21              Environmentally sustainable economic development: building on Brundtland. – 1997. – 332 p.

22              Kinne O. Ethics and eco-ethics. Editorial //Marine Ecology. Progress Series. – 1997, July. – P. 1-3.

23              Когай Е.А. Очерки социальной экологии: человек и природа. – Курск: КГПУ, 1997. – 97 с.

24              Атраубаева Р.Н. Іле өзені және оның экологиясы: оқу құралы. – Алматы, 2003. – 140 б.

25              Шевцов А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методологические основы: учебное пособие. – Екатеринбург: Урал. ГПИ, 1992. – 238 с.

26              Иванова И.В. Социально-экологические ориентации учащихся в современной школе //Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. – СПб.: Крисмас+, 1997. – С. 77-90.

27              Мастушкин М.Ю. Международные стандарты в области социально-экологической ответственности: учебно-методическое пособие. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 167 с.

28              Сихымбаева Ж.С. Жоғары оқу орындарында экологиялық білім берудегі инновация туралы //Қазақстан кәсіпкері. – 2009. - № 4(74). – Б.70-71.

29              Кушумбаев А.А. Экологическое право Республики Казахстан: учебное пособие. – Астана: Фолиант, 2001. – 330 с.

 

вернуться к списку