+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
«Научно-методические основы информатизации системы общего среднего образования в контексте инновационного развития общества» (приоритет 5.2. )
19.02.2014
140
«Научно-методические основы информатизации системы общего  среднего  образования в контексте инновационного развития общества»     (приоритет 5.2. )

ЗАЯВКА НА ИССЛЕДОВАНИЕ

 

1.Наименование темы научного исследование (с указанием принадлежности к одному из приоритетных направления развития науки)

Тема:   «Научно-методические основы информатизации системы общего  среднего  образования в контексте инновационного развития общества»     (приоритет 5.2. )

 

2.Аннотация научного исследования (цели и задачи, обоснование актуальности и новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ)

Цель исследованиясостоит в выявлении теоретических, экспериментальных и прикладных аспектов проблемы информатизации структуры и содержание общего среднего образования и определения адекватных содержанию методов, форм и средств обучения.

Задачи:

1. Изучить опыт организации обучения по информатизации образования, существующие подходы использования Intеrnetпри организации обучения, выявить возможностииперспективы интеграции технологии Intеrnetи системы традиционного обучения.

2.   Определить основные направления совершенствования процесса обучения школьниковпо данной теме в общеобразовательных школах.

3.   Разработать концепцию методической системы обеспечения учебного процесса в общеобразовательных школах.

4.   Разработать методическую рекомендацию, адаптированный к использованию информационных технологиив условиях глобальной сети Intеrnetдля обучения в общеобразовательных школах.

 

  Актуальность. Одной из задач изложенных в государственной программе «Білім» является совершенствование системы среднего и высшего образования. Объективный процесс информатизации общества оказывает влияние на систему образования, вызывая необходимость изменения характера и содержания образования. Бурное развитие информационных, сетевых и телекоммуникационных технологий создает предпосылки для гуманизации образования и влечет за собой разработку новых методов, поиска организационных форм и применения инновационных технологий обучения.

     Современная модель обучения должна строиться на принципах доступности и открытости образования и быть ориентирована на использование ресурсов единого образовательного                     пространства.   Формирование образовательного пространства связано, в частности, с использованием в обучении ресурсов глобальной вычислительной сети Internetи внутренних возможностей локальных сетей Intranetобразовательных учреждений.

    Следует отметить, что в этом направлении сделаны определенные шаги: разработаны «Концепция развития образования» а также нормативные акты – «Стратегия развития образования», «Национальная модель образования», «государственная программа информатизации образования»и т.д.

     Президент Республики Казахстан наряду с одобрением вышеуказанных документов, также поддерживает развитие образовательной системы в целом. В связи с этим проделывается много работ по повышению уровня общего среднего образования. Разрабатываются общеобязательные образовательные стандарты, внедряются программы информатизации образования и инновационные образовательные технологии. Эти мероприятия являются первоначальным условием для получения качественного образования в средних школах страны.

    Однако, анализ  существующих теоретических публикации и методик обучения в общеобразовательных школах , показали, что вопросам информатизациив целом уделялось недостаточное внимание. В существующих системах образованияпо использованию информационных технологии в  обучении одним из недостатков является низкий уровень их ориентированности на развитие у школьниковважных компонентов будущей профессиональной деятельности. Порой представители других научных областей и представители общеобразовательных школ редко в своей практике обращаются к педагогической науке и с недоверием воспринимают рекомендации педагогов – специалистов. Даже обращение к новым средствам информационной технологии не дает того эффекта , который ожидают. Это следствие того, что они вводятся механически в традиционную систему учебного процесса. Учитель , работающий в условиях новой модели образования, должен быть готов преобразовывать содержание учебных программ в соответствии с требованием времени, новыми целями и ценностями школы, тенденциями в области информатизации.

   Таким образом,актуальность настоящего исследования определяется необходимостью совершенствования системы обучения в общеобразовательных школах .

     Научная новизнаисследования состоит в разработке многофункционального, содержательного подхода при информатизации, связанного с использованием образовательных ресурсов сети Intеrnetучрежденияобразования; разработке нормативных документов, методического комплекса, реализующего систему обучения школьников.

     Перспективность.          Сегодня мы располагаем достаточными данными для выявления и установления, а также для творческой интерпретации общих закономерностей, выводов и предложений педагогической науки и практики, которые могут быть перенесены и положены в основу разработки концепции содержания общего среднего образования будущего.

   Содержания образования в широком смысле этого слова – модель социального заказа общества. Оно рассматривается в трех уровнях:

1.     Общего теоретического представления о составе, структуре и об общественных функциях содержания;

2.     Учебного процесса;

3.     Учебного материала.

    Перспективность исследования заключается в том, что будут  определены научно-методические основы информатизации системы общего  среднего  образования в контексте инновационного развития общества.

   Степень разработанности. В Республике Казахстан имеются известные школы использования информационной технологии с системы общего среднего  Е.Ы.Бидайбекова, , Ж.А.Қараева, Ж.Нұрбекова и др.

     Проблеме компьютеризации общеобразовательных школ посвящены научные работы российских ученых А.П.Ершова, В.М.Монахова, Б.С.Гершунского, А.А.Кузнецова, Е.И.Машбица и др.    

Однако, вышеназванные авторы рассматривают проблему информатизации общеобразовательных школ только с точки зрения развития отдельных компонентов. Поэтому эта проблема  требуют нового научно-педагогического осмысления в целом и научного обоснования в условиях инновационного развития общества.

На сегодняшний  день систематическое и планомерное исследование по данной проблеме проводятся в Российской Федерации, Украине, Беларуси, Эстонии, Узбекистане. Значительный опыт по профессиональному образованию накоплен в США, Германии, Японии, Франции, Норвегии, Швеции и др.

 

3.Методология научного исследования (используемые методы и формы научного исследования, сравнительный анализ научных подходов к научному исследованию)

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме тематики,  психолого-педагогический анализ учебного процесса и учебно-познавательной деятельности школьников; уточнение научно- методических основ, содержания и методики использования информационных технологии; разработка и  внедрение учебно-методических материалов в учебном процессе общеобразовательных школ Казахстана.

Формы исследования. Теоретико – экспериментальная, т.е. будут выявлены теоретические основы информатизации общего среднего образования РК, разработаны и внедрены в учебный процесс экспериментально проверенные средства информационных технологии и методические рекомендации по их использованию. Будут внедрены инновационные  образовательные технологии с использованием информационных технологии и результаты научно-теоретических работ авторов информатизации в области общеобразовательных школ.   

 

4.Ожидаемые результаты (практическая и научная значимость результатов выполняемого научного исследования, их инновационное и конкурентное преимущество)

Теоретическая значимостьисследования состоит в:

•   структурировании эффективных методов обучения на основе использования образовательных ресурсов сетевых информационных технологий;

•   выявлении системы видов деятельности, лежащих в основе использования информационной технологии.

Предложенный подход может быть положен в основу формирования методических комплексов других этапов образования, основанной на эффективном использовании информационных технологий.

Практическая значимостьпроведенного исследования заключается в том, что будуть:

•   разработаны учебные программы, рабочие и тематические планы;

•   разработаны                учебно-методические                     материалы, рекомендации по их использованию;

•   разработаны дидактические средства обучения;

        Разработанный методический комплекс может быть использован для дистанционного обучения, системы дополнительного образования;

    Конкурентное преимущество.Недостаточная разработанность проблемы определения механизма информатизации системы общего среднего образования и необходимость определения оптимальных путей информатизации общеобразовательных школ обусловили выбор  исследования. Будут разработаны концепция методической системы обеспечения учебного процесса в общеобразовательных школах и методический комплекс, адаптированный к использованию информационных технологиив условиях глобальной сети Intеrnetдля обучения в общеобразовательных школах.

  

5.Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования (обоснование запрашиваемого объема финансирования)

        Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования на 2011-2013 гг.  

 

6.Материально-техническая обеспеченность (наличие соответствующих лабораторных, производственных помещений и коммуникаций, наличие необходимого приборно-аппаратного, технологического парка и вспомогательного  оборудования с указанием их технических характеристик)

     Материально-технической базой послужит лаборатория информатизации образования и соответствующие базы 13 экспериментальных площадок из числа профессиональных школ и колледжей.

 

      Нормативными основаниями проекта послужили Послание Президента РК народу Казахстана «Казахстан-2030», 1997г.; Закон РК «Об образовании», 27 июля 08.2007г.; Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года №1096  “О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы”; «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.» утв. Указом Президента РК от 07 декабря 2010 года №1118., ежегодные послания Главы государства народу Казахстана и др.

 

7.Список используемой литературы (включает наиболее цитируемые статьи в международных научных журналах, книги и другие источники за исключением публикаций потенциального исполнителя )

Список используемой литературы

1.     Қазақстан Республикасы «Білім туралы» заңы, 27.07.2007 ж.

2.     Қазақстан Республикасы «Ғылымтуралы» заңы, 18.02.2011 ж.

3.     Концепция информатизации и развития систем образования РК на рубеже веков. -Алматы, 1997. -48 с.

4.     Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. «О стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 г.»

5.     Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 - 2020 годы  Астана, 2011 год

6.     Государственная программа функционирования языков в Республике Казахстан на 2011 - 2020 годы  Астана, 2011 год

7.     Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.-М:Педагогика, 1987, -264 с.

8.     Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград.:»Перемена», 1995.

9.     Талызина Н.В.. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе. /Современная высшая школа. -М: 1977. Т1

10.       Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика. 1989. -192 с.

11.      Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.-80с.

12.      Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М. «Словарь науки», Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории:Учебное пособие.-Тараз: ТарГПИ, 2007 – 480 с.

13.      Кларин В.М.. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.:Знание, 1989, -80 с.

40  Журавлев В.А. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М.: Педагогика ,1984.-80с.

41  Леоньтев Л.П., Гохман О.Г.  Проблемы управления учебным процессом: -Рига. 1984.-220с.

42  Нургалиева Г. К. Тажигулова А. И. Педагогическая технология конструирования электронных учебников. (материалы IIIМеждународной научно-практической конференции «Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение», 5-7 июня 2003 г. г.Алматы, Iчасть с.215-218)

43     Яковлев А.И. Информационно-коммуникативные технологии в образовании // Информационное общество.-2001. №2. с. 33-38

44  Закон республики Казахстан об информатизации - Информационные телекоммуникационные сети №2,  2007 г. с. 5-17

 

 

вернуться к списку