+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
«Научно-методологические основы формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования».
19.02.2014
122
«Научно-методологические основы формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования».

Комитет науки

Министерства образования и науки

Республики Казахстан

 

 

1. Наименование темы Проекта: «Научно-методологические основы формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования».

2. Наименование области научного исследования: система технического и профессионального образования.

3. Вид исследования: фундаментальные исследования.

4. Наименование приоритета развития науки, по которому подается заявка: Приоритет:5. Интеллектуальный потенциал страны.

5.Наименование специализированного научного направленияразвития науки:

5.3Фундаментальные и прикладные исследования в области экономических, социальных и гуманитарных наук.

6.Персональные данные заявителя:

Полное наименование юридического лица:

Республиканское государственное казенное предприятие (РГКП) «Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Юридический адрес:

010000, г.Астана, район Есиль, ул. Достык, 20, 13-14 этажи

ИИК KZ 44826 ZOKZTD 2004082

АО «АТФ Банк»

БИК ALMNKZKA

КБЕ 16

БИН 080940006848

РНН 600900611860

Контактные данные: приемная 8-(7172)-57-72-03.

7. Персональные данные руководителя организации, в которой будет проводиться научное исследование:

Юридический адрес

010000, г. Астана, район Есиль, ул. Достык, 20, 14 этаж.

Контактные данные руководителя организации:

Президент РГКП «Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина» МОН РК Абылкасымова А.Е., приемная (87172)57-72-03, раб. тел. 8-(7172)-57-72-04.

8.Сведения о научном руководителе Проекта:

Персональные данные научного руководителя Проекта:

010000, г.Астана, район Есиль, ул. Достык, 20, 13 этаж, Тел. раб. 8-(7172)-57-63-54, дом. 8-(7172)-90-12-68, сот. 8-701-723-97-03, Е- mail:nauryz_7@mail.ru.

Наурызбай Жұмағали Жөкейұлы – доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заведующийотделомвоспитания и этнокультуры Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина. Лауреат премии Союза журналистов Казахстана, член Союза писателей Казахстана.

Научный задел. Заявляемое исследование непосредственно связано с научными исследованиями, ранее проведенными научным руководителем Проекта. Ж.Ж.Наурызбай – автор более 500 публикацийи 40 книг и брошюр, из них около 200 научных и научно-методических работ. Имеет большой опыт научной и практической деятельностипо теме научного исследования:

- учитель школы, преподаватель техникума и училища, заведующий методкабинетом областного института усовершенствования учителей, профессор, заведующий кафедрой, ректор университета, заведующий сектором отдела образования Аппарата Президента и Кабинета Министров РК, ответственный секретарь Национального совета по государственной политике при Президенте Республики Казахстан;

- директор института технического и профессионального образования Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина;

- научный руководитель и официальный оппонент кандидатских и магистерских диссертаций по проблемам технического и профессионального образования;

- организатор и модератор международных, республиканских и региональных конференций и семинаров и др.

Список научных публикаций руководителя Проекта д.п.н., профессораНаурызбай Ж.Ж.:

1.Ұлттық мектептің ұлы мұраты: монография. – Алматы: Ана тілі, 1995. – 192 б.

2.Ұлттың ұлы бола алсақ // Ғылыми мақалалар жинағы. – Алматы: Ана тілі,1997.

 – 160 б.

3.Этнокультурное образование: монография. – Алматы: Наука, 1997. – 152 б.

4.Адаптационный процесс в профессиональных школах: учебное пособие. – Жезказган: ЦТ ЖезУ, 2001. – 93 с.

5.Тұлғалар туралы толғаныс // Ғылыми мақалалар жинағы. – Астана: Фолиант, 2006. – 192 б.

Данные о Проекте, в котором научный руководитель Проекта выступает в качестве научного руководителя: бюджетная программа 055: Приоритет: 5: Фундаментальные и прикладные научные исследования в области образования по направлению: 5.2; тема Проекта: «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного развития личности в этнокультурном пространстве»; время и место проведения: 2012-2014 гг., РГКП «Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина»; источник финансирования: грантовое финансирование (из средств госбюджета); степень завершенности Проекта: работа начата в январе 2012 г.

Научный руководитель Проекта в рамках настоящего конкурса не является научным руководителем другого Проекта.

 

 

9. Соисполнители. Для реализации проекта имеется значительный научный задел, который отражен в публикациях результатов научно-методологических и учебно-методических исследований.

Фамилия,имя, отчество исполнителей Проекта, описание сроков занятости их в Проекте, позиции, квалификации

 

Фамилия, имя, отчество

Должность

Квалификация (специальност)

Ученая степень, звание

Срок

занятости

 

Процент нагрузки %

1    

Наурызбай Жұмағали Жөкейұлы

Начальник отдела воспитания и этнокультуры Академии

Преподаватель биологии и химии

Доктор педагогических наук, профессор

На весь период 2012-2014гг.

100 %

2    

Курсабаев Мухамедрахим

Кадырбаевич

Проректор по науке Академии «Кокше»

Учитель географии

Кандидат педагогических наук, доцент

На весь период 2012-

2014гг.

100 %

3    

Сырымбетова Ляйля

Саркытовна

Ведущий научный сотрудник Центра научных исследований и инновационных технологий Академии

Учитель русского языка и литературы

Кандидат педагогических наук, доцент

На весь период 2012-

2014гг.

100 %

4    

Карабалиева Зада Абсаматовна

Старший научный сотрудник отдела воспитания и этнокультуры Академии

Учитель географии и биологии

 

 

 

На весь период 2012-

2014гг.

100 %

5    

Накаткова

Ольга

Ивановна

Старший научный сотрудник отдела воспитания и этнокультуры Академии

Учитель русского языка и литературы,

магистр географии

На весь период 2012-

2014гг.

100 %

 

Соисполнители проекта имеют большой опыт научных исследований в практической деятельности:

- по руководству методическими объединениями учителей общеобразовательных школ, колледжа и совершенствованию воспитательных и дидактических систем;

- по участию в разработке государственных стандартов образования и определении содержания отдельных дисциплин;

- по разработке монографий, методических и учебных пособий;

- по подготовке и переподготовке педагогических и научно-педагогических кадров;

-по многолетнему опыту работы учителем, преподавателем, а также административно - руководящей работы в общеобразовательной школе, колледже, вузе.

Проректор по науке Академии «Кокше», к.п.н., доцент Курсабаев Мухамедрахим Кадырбаевич.

Список публикаций:

1.Ұлттық тәлім-тәрбиеге негізделген «Атамекен» бағдарламасының педагогикалық мұралары // «Халық педагогикасы мен психологиясы дәстүрлерінің оқу-тәрбие ісінде қолданылуы» атты ғылыми-практикалық конференцияның материалдары, 19-20 мамыр 1992 ж./ Ы.Алтынсарин атындағы ҚБА. – Алматы: ҚБА баспасы, 1992. – Б. 14-17.

2.Ғаламдық жаһандану кеңістігі һәм ұлттық тәрбие // Современные тенденции управления развитием человеческих ресурсов в системе образования //Мат.научно-практ.конференции, 12-13 апреля 2005 г. – Алматы, 2005. – ІІ часть.– С.353-358.

3. «Атамекен» тәрбие бағдарламасына әдістемелік ұсыныстар: әдістеме жинақтары.

 – Алматы: Абай ат. АлМУ баспасы, 1997. – 123 б. (Р.Қ Дүйсембінова мен Мұхамеджановамен авторлық бірлестікте).

4. Қазақ-нама. Шығармалар жинағы. – Астана, 2008. –  530 б.

5.Проблемы этнопедагогических наук в условиях всеобщей глобализации // Вестник Кыргызского Национального университета им.Ж.Баласагына. – Бишкек: Изд-во КНУ им. Баласагына, 2004. – С. 111-116. (Ж.Ж.Касыммен авторлық бірлестікте).

6. Оқушылар ұйымының тарихы: Скаутизмнен пионеризмге дейін // Білім берудегі менеджмент. – 2005. – № 2 (37). – Б.56-63.

7. Асанқайғыдан Абайға дейінгі этнотағылым кеңістігі // Қазақстан жоғарғы мектебі.

 – 2006. – № 2. – Б.188-92.

8.Мектептегі оқушылар ұйымының тәрбиелік моделі // Білім беру жүйесіндегі этнопедагогика. – 2005. – №6. – Б. 62-64.

9. Оқушылар ұйымында ұлттық тәлім-тәрбие жүйесін кешенді пайдаланудың жолдары // Вестник университета «Қайнар». – 2005 . – № 4/1. – Б. 34-45.

10. История педагогики: учеб. пособие.– Кокшетау, 2011. – 507 с.

Опыт научной и практической деятельностипо теме научного исследования:

-      разработчик авторского проекта Закона РК «О детском движении в Казахстане»;

-      основатель лагерной педагогики по системе «Артек» в Казахстане;

-      разработчик программы национальной воспитательной системы «Атамекен»;

-      член экспертной группы по созданию детской организации «Жас улан»;

-      заместитель генерального директора РУОЦ «Балдаурен».

Ведущий научный сотрудник Центра научных исследований и инновационных технологий Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина, к.п.н.Сырымбетова Ляйля Саркытовна.

Список публикаций:

1. Инновационные аспекты управленческой деятельности учреждений образования // Взаимодействие педагогической науки и практики на современном этапе развития системы образования Республики Казахстан// Камзабаевские чтения-2: Материалы рег. науч.-практ. конф., посв. 30-летию КарГУ им. Е. А. Букетова. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2002.- С. 69-73.

2. Система измерителей уровня сформированности субъекта этноса // Роль этнопедагогики и этнопсихологии в современной системе образования //Материалы рег.науч.-практ.конф. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2003.– С. 119-123.

3. Дефинирование понятия «элита» как научно-педагогические основы элитного образования // Вестник КарГУ. – 2004.– № 3(35). – С.34-37. (в соавторстве с Саламатиным А.М., Жапаровой М. К.).

4. Педагогический менеджмент: учебное пособие.– Караганда: Изд-во КарГУ, – 2005. (в соавторстве с ЖетписбаевойБ. А.).

5. Оқу-тәрбие практика барысында болашақ мұғалімдердің этнопедагогикалық мәдениетін сыныптан тыс жұмыс жүргізу арқылы дамыту мәселелері // Состояние и перспективы развития системы образования в Республике Казахстан// Материалыреспубл. науч.-прак. конф. /КарГУ. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2006. – С.228-232. (в соавторстве с АбильдинойС. К.).

6. Мониторинг как метод и средство педагогического менеджмента // Жансугуровские чтения: Материалы республ. науч.-прак. конф. / Жетысуский государственный университет.– Талдыкорган, 2005.– С. 320-325. (в соавторстве с АмирбековойМ. Р.).

7. Этнопедагогическое измерение профессиональной готовности // Междунар. науч.-прак. конф. в области языкового образования / КарГУ им. Е. А. Букетова. – Караганда, 2007. – С. 312-315.

8. Оқытудың инновациялық әдіс-тәсілдеріне қойылатын талаптар // Қазіргі

ақпараттық және инновациялы білім беру технологияларының интеграциясы негізінде сапалы білім беруді басқарудың методологиясы дамуының басымдық бағыттары: Республикалық ғылыми-әдістемелік конф. материалдары / Қарағанды қаржы институты. – Қарағанды, 2007. – С. 126-129. (в соавторстве с Айтжановой Р.М.).

9. Концепция развития полиязычного образования в Республике Казахстан. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2008. – 19 с. (в соавторстве с Кубеевым Е. К., Шкутиной Л. А., Жетписбаевой Б. А., Жанкиной Б. Ж.).

10. Сущность межкультурной компетентности будущих учителей иностранных языков // Ұлт тағылымы. – 2009.– №3(1). – С.130-134.

Опыт научной и практической деятельностипо теме научного исследования:

-      директор казахской женской гимназии (г. Екибастуз, Павлодарская область);

-      заведующая кафедрой этнопедагогики и этнопсихологии КарГУ им. Е.А.Букетова;

-      координатор экспериментальной программы «Самопознание» в КарГУ им. Е.А.Букетова;

-      модератор международного научного семинара по проблемам этнопедагогики и этнопсихологии (г. Дюссельдорф, Германия);

-      участникзарубежной научной стажировкив РАО (г.Москва, Россия), в Международном центре повышения квалификации г. Дюссельдорф (Германия);

-      ответственный секретарь научного журнала «Педагогический вестник Казахстана».

Старший научный сотрудник отдела воспитания и этнокультуры Национальной академии образования им. Ы.АлтынсаринаКарабалиева Зада Абсаматовна.

Список публикаций:

1. География және биология пәндері оқулықтарындағы негізгі және қосымша мәтіндерге қойылатын талаптар: әдістемелік нұсқау.– Астана: Ы.Алтынсарин атындағы ұлттық білім академиясы, 2011 – 48 б. (в соавторстве с Ордабаевой А. А.).

2. Совершенствование структуры и содержания образования основного звена 12-летнего образования: методическое руководство.– Астана: Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина, 2011 – 37 с. (в соавторстве с Аульбековой Г.Д. и Туяковым Е.А.).

3. 12 жылдық мектептегі «Жаратылыстану» білім саласы базалық мазмұнының бағыттары. Журнал «Қазақстан мектебіндегі басқарушы» / «Администратор в казахстанской школе». – Алматы, 2011. – №3.– Б. 19-21.

4. 12 жылдық мектептегі «География» пәнінің бейіндік мазмұнын қалыптастыру мәселелері. Журнал «Қазақстан мектебіндегі басқарушы» / «Администратор в казахстанской школе». – Алматы, 2011. – № 4.– Б. 22-24.

5. Адамгершілік мәдениетке бағыттап оқытудың маңызы» // Алтынсарин оқулары – 2011: Республикалық ғылыми-практикалық конференция материалдары. – Арқалық, 2011. – Б.183-188.

6. 12 жылдық мектепте «География» пәні бойынша бейінді оқытудың мәселелері // Республикалық ғылыми-практикалық конференция материалдары. – Павлодар: ПМУ, 2011. – Б.147- 150.

7.«О базовых содержательных линиях образовательной области «Естествознание»:методическое руководство. // Журнал «Қазақстан мектебіндегі басқарушы» / «Администратор в казахстанской школе».– Алматы, 2012. – № 1. – С.18 – 23.

Опыт научной и практической деятельностипо теме научного исследования:

-  тренерпрограммы «Дебаты»;

-  член городского методического объединения учителей географии г.Караганды;

-  соисполнитель научного проекта по программе 6.9«Теория и методология развития системы непрерывного образования Республики Казахстан как основы повышения качества человеческих ресурсов страны» по теме2.«Научно-методологические основы определения содержания образования  в условиях 12-летнего обучения».

Научный сотрудник отдела воспитания и этнокультуры Национальной академии образования им. Ы.АлтынсаринаНакаткова Ольга Ивановна.

Список публикаций:

1.Из опыта работы лицея №15 по внедрению воспитательных технологий в учебно-воспитательный процесс// Теория и практика управления новыми технологиями в обучении и воспитании: Материалы городской научно-практической конференции руководителей школ.– Астана: ИПК и ПКСО, под науч.ред. Керимбаевой М.С., 2002. – С. 43-47.

2.Проблема социально-психологической готовности выпускника педагогического ВУЗа к работе в школе в новых социально-экономических условиях // Подготовка учительских и научно-педагогических кадров в условиях негосударственного сектора образования: материалы международной научно-практической конференции. – Астана: ЕАГИ, 2003. – С.31-34.

3. Эффективность использования инновационных воспитательных технологий в формировании воспитательной системы лицея // Образовательно-инновационная и социокультурная политика в Казахстане и сопредельных территориях: опыт, проблемы, перспективы // Материалы международной научно-теоретической конференции. – Астана: ЕАГИ,2005. – С.125-127.

4.Роль государственного языка в воспитании казахстанской молодежи // Языковая политика в образовательной сфере Республики Казахстан: опыт, проблемы, перспективы // Материалы республиканской научно-практической конференции. –Астана: ЕАГИ,2006.

 – С.61-63.

5. Социализационный подход к воспитанию // Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: новая парадигма социализации// Материалы международного форума. – Астана: ИПК и ПКСО, 2007. – С. 143-144.

6. Повышение качества-многокритериальная задача // Качество среднего образования: состояние, оценка, управление // Материалы международного научно-практического семинара. – Караганда: НЦ ОКО, КГУ им.Букетова, 2007.– С.110-112.

7. Формирование воспитательной системы лицея в процессе проектной деятельности// Воспитание патриотизма и гражданственности: состояние, проблемы и пути решения // Материалы международной научно-практической конференции. – Алматы: РИПКСО, 2009. – С. 134-136.

8. Воспитательная система лицея как механизм реализации культурной социализации личности// Этнопедагогические основы образования: теория и практика // Материалы международной научно-практической конференции. – Астана: ИПК и ПКСО, 2010. – С. 405-408. (в соавторстве с Сарыбековым М.Н.).

9. Педагогические условия эффективности использования инновационных воспитательных технологий// Тенденции в управлении современным образованием // Материалы международного семинара. – Астана: ИПК и ПКСО, 2010. – С.101-104.

10. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе: пособие. – Астана: ИПК и ПКСО, 2010. – С.66-87. (в соавторстве с Гоман Г.В., Хазимуллиной З.Х.).

Опыт научной и практической деятельностипо теме научного исследования:

-  координатор международных программ:«Образование Для Всех», «Исследуя гуманитарное право»,программы «Город, дружественный к ребенку» по г. Астане;

-  член Ученого Совета ИПК и ПКСО г.Астаны, Экспертного Совета при Управлении образования; Ассамблеи родительской общественности г. Астаны;

-  руководитель экспериментальной стажерской площадки для слушателей ИПК и ПКСО г. Астаныпо теме: «Модель повышения квалификации педагогов системы дополнительного образования в условиях перехода на 12- летнее обучение на основе модульно-накопительной системы »;

-  заместитель директора по воспитательной работе лицея №15 г. Астаны;

-  заведующая отделом воспитательной работы и дополнительного образования института повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования г. Астаны;

-  соисполнитель научного проекта на тему «Школьная медиация» в профессиональном лицее № 6 г. Астаны;

-                соисполнитель научного проекта по бюджетнойпрограмме055:Приоритет: 5: Фундаментальные и прикладные научные исследования в области образования по направлению: 5.2; тема Проекта: «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного развития личности в этнокультурном пространстве».

 

Заявление

о достоверности предоставленных материалов и соблюдении   норм

 и принципов научной этики

 

 

Предлагаемое научное исследование на тему «Научно-методологические основы формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования» является уникальным, связано с разработкой концептуально-теоретическихоснов и формированием воспитательного компонента обучения в условиях технического и профессионального образования в контексте задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана в 2012 году: «Усилить воспитательный компонент обучения».

Подобное исследование осуществляется впервые и ранее не финансировалось.

Являясь научным руководителем данного Проекта,выражаю свое согласие соблюдать принципы научной этики, в частности, не допускать фабрикации научных данных, фальсификации, ведущей к искажению исследовательских данных, плагиата и ложного соавторства.

 

 

 

Руководитель Проекта                                                                           Наурызбай Ж.Ж.

 

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 

1.    Реферат Проекта

В стране действуют 896 организаций технического и профессионального образования, в которых обучаются свыше 600 тыс. человек. Сегодня обострились проблемы воспитания обучающихся организаций ТиПО, обусловленные сложными процессами измененияценностных ориентаций, образа жизни, социально-экономическими факторами и возрастными особенностями. В то же время в колледжах и профлицеяхслабо реализуется воспитательный потенциал учебного процесса. Практически нет серьезных исследований данной проблемы в педагогической науке.

Цель Проекта:разработка и теоретико-методологическое обоснование системы организационно-педагогических условий формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования.

Ожидаемые результаты Проектасвязаны с разработкой научно-методологической основы формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях ТиПО, чтобудет содержать:методологию и понятийно-категориальный аппарат исследования; обоснование сущности и содержания воспитательного компонента учебного процесса; методологические основы мониторинга качества учебно-воспитательного процесса; концептуальную модель формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях ТиПО; результаты опытно-экспериментальной работы; пакет учебно-организационных документов по модернизации учебно-воспитательного процесса организаций ТиПО.

Социально-экономический эффектожидаемых результатов определяется тем, что будут созданы реальные предпосылки для решения задач, поставленных Президентом РК Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана 27 января 2012 года: «...важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Реализация Проектадаст возможность подготовить высококвалифицированных специалистов: способных творчески мыслить, обладающих технологической, экологической, эстетической, физической культурой; нравственно зрелых, всестороннее развитых, гармонических личностей, что будет способствовать наращиванию интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны.

Применимость научных результатовопределяется потребностью в модернизации системы ТиПО РК, направленной на повышение соответствия запросам рынка, усиление воспитательного потенциала технического и профессионального образования в условиях процесса глобализации и интеграции в мировую экономику.

Целевые потребители полученных результатов:инженерно-педагогические коллективы организаций технического и профессионального образования, работодатели, бизнес – партнеры ТиПО, социальные институты воспитания и др.

Осуществление публикаций, получение патентов: научные статьи по теме исследования, информационно-аналитические справки, аннотационные отчеты, методические рекомендации, коллективная монография, а также электронные версии учебно-методической продукции.

2. Ключевые слова: Обучение, воспитание, воспитательный компонент, учебный процесс, профессиональное и техническое образование.

3. Область исследования:основная область -образование, направления – воспитание, профессиональное образование, дополнительное образование.

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе на грантовое финансирование научных исследований

 

1. Общая информация

 

Наименование темы Проекта: Научно-методологические основы формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования.

Продолжительность Проекта: 2,5 года.

Место реализации Проекта: Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина.

 

2. Описание Проекта

 

1) Значимость Проекта

Научная новизна и значимость Проектазаключаются в том, что в педагогической науке и практике профессионального образования Республики Казахстан:

а) будут изучены теоретико-методологические аспекты формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования:

раскрыта сущность воспитательного компонента в содержании учебных дисциплин разных циклов;

разработан механизм системного включения воспитательного компонента в базовое содержание учебных дисциплин;

выявлены особенности воспитательного аспекта каждой дисциплины на уровне технического и профессионального образования;

разработаны пути взаимосвязанной реализации воспитательного компонента учебного процесса и внеучебной деятельности в системе технического и профессионального образования;

б) будет сформировано дидактическое обеспечение по реализации воспитательного компонента и на этой основе:

внесена корректировка в базовое содержание учебных дисциплин ГОСО;

разработаны учебные программы дисциплин, отражающие специфику воспитательного аспекта в своем содержании;

разработаны дидактические материалы по учебным дисциплинам, направленные на раскрытие воспитательного компонента;

представлены научно-методические рекомендации по реализации воспитательного компонента учебного процесса в условиях технического и профессионального образования;

подготовлен пакет учебно-организационных документов (образцы, проекты) по реализации воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования;

разработан мониторинг отслеживания результатов внедрения воспитательного компонента в учебный процесс в условиях технического и профессионального образования.

Социальный и экономический эффект ожидаемых результатов определяется тем, что они окажут влияние:

на обогащение современной педагогической науки и практики образования, так как они будут способствовать развитию теории и методики профессионального образования;

на повышение качества технического и профессионального образования за счет дидактического обеспечения воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования, так как предложенные научно-методологические основы позволяют организовать системную работу по усилению воспитательного аспекта изучаемых дисциплин, регламентированную в нормативных документах.

Обзор предшествующих научных исследований, проведенных в мире, относящихся к исследуемой теме и их взаимосвязь с настоящим Проектом.

В становлении личности учебные заведения играют ведущую роль. Каждый школьник и студент занят обучением и воспитанием в течение длительного времени. Это период взросления и социализации. В этом важное место занимает учебный процесс. Для социализации личности в современном социуме наряду со знаниями по научным основам необходимы определенные качества личности. В формировании этих качеств большое значение имеет воспитательный компонент учебного процесса.

До настоящего временивоспитательный аспект учебного процесса рассматривался с позиции реализации воспитательной функции обучения. Усиление воспитывающей функции учебных дисциплин призвано повысить эффективность решения организацией образования воспитательных задач. В современной педагогической науке достаточно полно изучены пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса, организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы, этнопедагогические аспекты воспитания подрастающего поколения.

Теоретическими основами воспитания являются: методология педагогики (Б.С. Гершунский, Б.М.Кедров, В.В.Краевский); теории отношения личности (А.А. Бодалев,А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев,); принципы природосообразности и культуросообразности личности (Е.В. Бондаревская, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, В.В. Николина, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова); культуро-творческой парадигмы образования (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковкий, Н.Б. Крылова); теории направленности личности (Л.И. Новикова, К.К. Платонов); концепция гуманистической направленности воспитания личности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Кульневич, Л.И. Маленкова,А. Маслоу, К. Роджерс, Н.Е. Щуркова, К. Юнг, И.С. Якиманская) и др.

В Казахстане учеными изучены содержание, формы, средства и методы организации различных направленийвнешкольной воспитательной работы, вопросы воспитательной системы школы, отдельного учителя (Р.С. Омарова, Е.М.Сыдыков и др.).

Пути использования этнопедагогических идейказахского народа в учебном процессе исследованы Ш.Жанзаковой, К.Б.Жарикбаевым, С.К.Калиевым, А.Кубесовым, К.Ж.Кожахметовой, А.Табылды, С.А.Узакбаевой и др.

Различные аспекты проблемы воспитания рассмотрены в трудах А.Е.Абылкасымовой, А.А.Бейсенбаевой, К.Беннетт, Дж.Бэнкс, Г.Н.Волкова, Т.С.Садыкова, Л.Л.Супруновой, Г.А.Уманова и др.

В удовлетворении интересов личности, потребности рынка труда и перспектив развития экономики и социальной сферы ключевую роль играет система технического и профессионального образования (ТиПО). Проблема обучения и воспитания в системе ТиПО изучалась казахстанскими и зарубежными учеными. Особую актуальность для нашего исследования имеют разработки в области:

1) теории и практики развития профессионально-технического образования (Абдыкаримов Б.А., Сейтешев А.П.); принципы и процедуры разработки квалификационных структур на международном и национальном уровнях (Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Коулз М.); личностно-профессиональное развитие на протяжении всей жизни (Аманбаева Э. А., Олейникова О.Н., Муравьева А., Аксенова Н.); профтехшкола и рынок (Харпер Х., Гарнер Л.); проблемы преемственности содержания технологического и начального профессионального образования учащейся молодежи (Устемиров К.У.); управление качеством образования (Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е., Багутдинова Н, Новиков Н., Назарова О.Л.); практико-ориентированное образование (Шумова И.В., Северов В.Г., Кравцова М.В., Чередниченко Г.А.);

2) подготовки педагогических кадров профессионально-технического образования: формирование профессионально-значимых качеств обучающихся (Шиликбаева А.С., Мукашева Ж.Б.); формирование у учащихся готовности к работе с одаренными детьми (Буханова Г.Х.); управление профессиональной подготовкой студентов (Абдукаликова А.Ж., Найм А.Я., Богачек И.А.); проблемы социальной и профессиональной адаптации личности (Касымова Л.Т., Кылышбаева Б.Н., Агабеков А.Ш., Ляхов И.И., Чимбленге К.У., Кузнецов П.С.); проблемы взаимодействия педагога и обучаемого (Щукин М.Р., Казанская В.Г.); формирование мотивации исследовательской деятельности преподавателей колледжей в условиях информатизации (Байжанова С.А.) и др.

В стране действуют 896 профлицеев и колледжей, в которых обучаются свыше 600 тыс. человек. В последние годы ТиПО стало доступнее для молодежи. Произведены институциональные преобразования, укрепляются связи с работодателями. Начата работа по внедрению мирового опыта.

Однако, в мире усиливается конкуренция, требования к качеству товаров и услуг, усложняются технологии, что требует высокой квалификации и мобильности человеческого капитала. Острыми остаются проблемы воспитания обучающихся организаций ТиПО, обусловленные сложными процессами изменения ценностных ориентаций, образа жизни, социально-экономическими факторами и возрастными особенностями. В то же время в колледжах и профлицеях слабо реализуется воспитательный потенциал учебного процесса. В педагогической науке практически отсутствуют специальные исследования, посвященные изучению научно-теоретических основ формирования воспитательного компонента учебного процесса, что обуславливает актуальность данной проблемы.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества в конкурентоспособных кадрах с высоким уровнем патриотического и гражданского сознания, нравственности, толерантности, общей культуры, здорового образа жизни, реализации творческих способностей и неразработанностью научно-методологических и научно-методических основ формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования.

В разрешении данного противоречия определеное значение имеет связь предшествующих исследований с настоящим Проектом.

2) Цель Проекта:разработка и теоретико-методологическое обоснование системы организационно-педагогических условий формирования воспитательного компонента учебного процесса в организациях технического и профессионального образования.

Достижение поставленной цели будет способствовать обогащению теоретико-методологического и научно-методического обеспечения подготовки кадров, обладающих технологической, экологической, эстетической, физической культурой, нравственно воспитанных, всестороннее развитых, гармонических личностей, что будет способствовать наращиванию интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны.

3) Методы исследования и этические вопросы

Описание методов исследовани

вернуться к списку