+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
«Научно-методологические основы создания Национальной квалификационной системы в условиях интеграции в европейскую зону высшего образования»
19.02.2014
144
«Научно-методологические основы создания Национальной квалификационной системы в условиях интеграции в европейскую зону высшего образования»

ЗАЯВКА НА ИССЛЕДОВАНИЕ

 

 

1. Наименование темы научного исследования(с указанием принадлежностик одному из приоритетных направлений развитиянауки).

Тема проекта:«Научно-методологические основы созданияНациональной квалификационной системы в условиях интеграции в европейскую зону высшего образования»

Приоритетное направление:

5. Интеллектуальный потенциал страны.

          5.2 Фундаментальные и прикладныеисследования в области  

                экономических,социальных и гуманитарных наук.

 

2. Аннотация научного исследования(цели и задачи, обоснование актуальности и новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ).

  Целью исследования является научно-методологическое  обоснование создания многоуровневой  Национальной квалификационной системы в условиях интеграции в европейскую зону высшего образования.

  Для достижения  поставленной цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:

•обосновать необходимость и разработать  основы национальной квалификационной рамки, базирующиеся на квалификационных уровнях;

•определить научные подходы и   обосновать уровни квалификаций и образования;

•выявить предпосылки и разработать  положения,  рекомендации создания научно-методических и процессуально-организационных инструментов формирования  профессиональных стандартов,  соответствующих квалификационным требованиям в рамках конкретной специальности;

•разработать научно-методологические основы системы обеспечения качества квалификаций;

•спрогнозировать основные результаты обучения, достигаемые на каждом уровне образования;

•спроектировать оптимальные траектории обучения, позволяющие достигнуть необходимых уровней образования и соответствующих им уровней квалификаций.

 

 

 

Обоснование актуальности и новизны исследования.

    Национальная квалификационная система (далее - НКС)– это система установления согласованных и последовательных связей между существующими квалификациями различного уровня и типа. В этой системе представлены взаимосвязанные уровни квалификации и образования; результаты обучения, достигаемые на каждом уровне образования, а также получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, т.е. возможные траектории обучения.

Основными составляющими НКС являются:

− модель профессии, разработанная на основе профессиональных стандартов компетенций, основанных на потребностях сферы труда и устанавливаемых социальными партнерами;

− механизм, позволяющий достоверно и обоснованно осуществлять оценку компетенций и квалификаций граждан независимо от места и способа их освоения;

− система сертификации обучений, которые являются общими для различных секторов.

Помимо этого, НКС включает в себя:

− национальную квалификационную рамку (далее - НКР)как основание для взаимного сопоставления квалификаций путем отнесения их к установленным уровням. Основной особенностью НКР является ориентация на обучающегося;

− инструмент оценки и аккредитации компетенций, приобретаемых как в системе образования, так и в трудовой деятельности.

В  Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одной из приоритетных программных целей является достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования. 

В настоящее время достижение мирового уровня образования возможно через  интеграцию в Европейскую Зону Высшего Образования путем приведения содержания и структуры высшего образования в соответствие с параметрами Болонского процесса. Одним из его приоритетных элементов является наличие НКС, гармонизированной с Европейскими квалификационными рамками, утвержденными  Европейским парламентом и Европейским Советом в 2008 году.

Все процессы в области образования в странах Европейского Союза (далее - ЕС)обусловлены целымрядом факторов, вызванных переходом к постиндустриальному обществу. Втечение нескольких десятилетий ЕС проводитцелостнуюполитикув области высшего образования по подготовке конкурентоспособных кадров для высокотехнологических и наукоемких производств будущего.Требования новой парадигмыобщественного развития привели к формированию стратегии обучения в течение всей жизни,призванной предоставить максимальные возможности профессиональной и личностнойсамореализации граждан. Для этого реализуютсяследующие задачи:

• обеспечение сравнимости квалификаций, получаемых гражданами разных стран;

• расширение возможностей освоения квалификаций, в том числе и путем постепенногонакопления единиц квалификаций (так называемых «кредитных единиц»);

• признание квалификаций, полученных врезультатеобучения и в ходе предыдущей трудовой деятельности, в качестве основыэффективного развития рынка труда в Европе.

В Послании Президента Республики Казахстан к народубыло отмечено, что образовательная реформа должна достичь такого уровня, при которой любой гражданин нашей страны, получив  соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира. 

Следовательно, необходимо разрабатывать соответствующиестратегии с учетом особенностей национальнойсистемы образованияи формироватьреалистичные пути ее сближения с европейской.

Согласно специально проведенному Всемирным банком в ходе подготовки Госпрограммы в 2008 году исследованию «Спрос на навыки, рабочую силу в Казахстане» 63 % работодателей заявили, что недостаточный профессиональный уровень рабочих представляет собой препятствие на пути развития производства и бизнеса. Причем, требования к компетенциям специалистов постоянно возрастают в связи с усилением норм к качеству товаров и услуг, усложнением технологий, ростом конкуренции.

Одна из главных причин данной проблемы – отсутствие современных квалификационных требований, профессиональных стандартов, НКС, формированиекоторыхпредусмотрено Государственной программойразвития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.

   Необходимость создания единой системы квалификаций профессионального образования, в том числе НКР, вызвана:

         − несовершенством классификаторов профессий и квалификаций и их фрагментарным характером;

        − несоответствием имеющихся квалификаций в условиях изменяющейся ситуации на рынке труда;

       − требованиями стратегии образования в течение всей жизни.

Таким образом, наличие НКСпозволяет соотносить компетенции работников, приобретенные в процессе профессиональной деятельности, с конкретным уровнем квалификации. В случае необходимости можно определять требуемый объем дальнейшего обучения для получения либо квалификации следующего уровня, либо новой квалификации. Это, в свою очередь, способствует, с одной стороны, повышению мотивации работников к обучению на рабочем месте, а с другой – позволяет оптимизировать расходы на непрерывное профессиональное образование с формированием  их реальных умений  (в интересах упорядочения системы оплаты труда и стимулирования карьерного роста).

Новизнапредлагаемого исследованиязаключается в определении научно-методологических основ Национальной квалификационной системы, которая в настоящее время казахстанской наукой   недостаточно изучена. Проблема разработки НКС является сложным процессом, которая требует коллективных и системных усилий. Решение данного вопроса будет носить поэтапный, или линейный характер, и осуществляться в тесном взаимодействии сфер образования и труда.

Перспективность исследования.

   Результаты исследования позволят создать Национальную квалификационную систему и гармонизировать ее с Европейскими квалификационными рамками, разработать профессиональные стандарты, соответствующие требованиям НКС,  внедрить систему независимой оценки качества и сертификации профессиональных навыков и квалификаций специалистов.

Степень разработанности предлагаемого исследования.

Систематические исследования в данном направлении проводятся следующими зарубежными учеными:  В.И. Байденко,    А.А.  Гретченко, Ю.Колер, Н.Т. Вишневская и др. В монографии «Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда» (М. Коулз и др.) обобщен  опыт разработки национальных рамок и систем  квалификации  в различных странах Европы,  выполнен анализ основных принципов  и  технологии  их  разработки. В ней содержатся  предложения по формированию национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Ведущим экспертом Центра изучения проблем профессионального образования А.А. Муравьевой в работе «Международный опыт формирования национальной системы квалификаций» проанализирован международный опыт формирования национальных рамок и систем квалификаций, а также разработаны предпосылки создания механизмов регулирования спроса и предложения на рынке квалификаций в контексте повышения качества профессионального образования за счет его переориентации на результаты обучения.

Следует отметить, что данная проблема нашла свое отражение в материалах научных работ казахстанских ученых. В частности, Б.М.Искаковым (профессором Казахского национального технического университета им. К.И. Сатпаева) опубликована статья «Создание казахстанской системы квалификаций» в сборнике научно-методических материалов «Некоторые условия интеграции высшего образования Казахстана в Болонский процесс: структура, содержание, наука, кадры» (Алматы, 2011, с. 12-19), подготовленного к изданию Национальным офисом программы Темпус в Казахстане при поддержке Исполнительного Агентства по Образованию, Аудиовизуальным средствам и Культуре ЕС. В научных статьях Р.Р. Даулеталиевой описаны основные функции и принципы технического и профессионального образования в условиях формирования НКС, непрерывность профессионального образования как условие подготовки кадров при внедрении НКС.

По данному направлению в Казахстане также проводились следующие исследования. Туристической отраслью разрабатывалась модель НКС, которая на сегодня является одной из приоритетных в экономике. В этих целях, начиная с 2005 года МОН РК  совместно с Казахстанской туристской ассоциацией, в рамках проекта Европейского фонда образования осуществлен проект «Национальные квалификационные структуры в странах СНГ (Центральной Азии)». По данному проекту в течение последнего времени  проведено 3 международных семинара с участием представителей МОН РК, учебных заведений: в Таджикистане (г.Душанбе, август 2006 г., 8-10 октября 2007 г.), по Национальным Квалификационным рамкам (г. Алматы, 21-22 апреля 2008 г). В рамках данного проекта на примере туристической отрасли был проведен анализ преимуществ НКС, показана необходимость ее внедрения. Были определены уровни НКС в туристской отрасли. Показана необходимость создания профессионального стандарта как основы НКС.

Кроме того, специалистами компании «Карьера Холдинг» проводится работа по формированию отраслевой квалификационной рамки и профессиональных стандартов в нефтегазовой сфере, совместно с такими компаниями как «Shell»,  «Total», «Exxon» и другими.

В настоящее время участвующей в конкурсе организацией по отдельным вопросам создания НКС  проводятся 2 фундаментальных исследования в рамках реализации республиканской бюджетной программы 2009-2011 г.г.:  «Научно-методологические основы стандартизации высшего и послевузовского образования в контексте инновационного развития Республики Казахстан» и «Научно-методологические основы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях обновления информационно-педагогической среды технического и профессионального образования». В  данных программах рассматриваются вопросы о целевом назначении стандартов высшего и послевузовского образования и научно-теоретических основах подготовки кадров в условиях формирования НКС.

На основании вышеизложенного можно отметить, что в Казахстане изучение проблемы создания НКС находится на ранней стадии изучения и поэтому требует научно-педагогического осмысления, научного обоснования в условиях интеграции в Европейскую зону высшего образования.

 

 

3. Методология научного исследования(используемые методы и формы научного исследования, сравнительный анализ научных подходов к научному исследованию)

     Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

     1) теоретические – изучение педагогической и научно-методической литературы, нормативных и программно-методических документов по теме исследования; моделирование, прогнозирование, сравнение, структурный и факторный анализ, синтез, обобщение, классификация, формулирование выводов и др.;

    2) эмпирические – эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, метод экспертных оценок, метод параллельного тестирования, методы математической статистики и др.

    Формы исследования: проблема, гипотеза и теория.

 

4. Ожидаемые результаты(практическая и научная значимость результатов выполняемого научного исследования, их инновационное и конкурентное преимущество)

    Результатами научного исследования будут:

−разработка теоретических основ национальной квалификационной рамки, базирующиеся  на квалификационных уровнях;

−определение научных подходов и обоснование уровней квалификаций и образования;

−рекомендации по созданию научно-методических и организационных  инструментов формирования профессиональных стандартов;

−разработка научно-методологических основ системы обеспечения качества квалификаций;

          −анализ экспертизы образовательных программ и учебного материала на основе результатов обучения;

         − создание модели образовательной программы на основе набора характеристик квалификаций в соответствии с результатами обучения.

         Практическая и научная значимость результатов исследования.

Результаты исследования могут стать базой для разработки НКС. Это будет служить как интересам предприятий, так и работников, поскольку содействует развитию обучения в течение всей жизни.  Также позволит органам по труду и занятости устанавливать соответствие между потребностями в умениях и их предложением, а также будет способствовать в выборе работы или рода занятий.

Кроме того, наличие НКС обеспечит:    

       - признание, оценки и аккредитации профессиональных квалификаций; 

       - развитие как вертикальной мобильности граждан в пространстве профессионального образования, так и горизонтальной мобильности с одной профессиональной траектории на другую;

       - гражданам обучаться в соответствии с собственными потребностями и способностями в удобное для них время в течение всей жизни.

Конкурентоспособное и инновационное преимущество результатов исследования по отношению к результатам других авторов определяется тем, что:

- проект базируется не только на авторских научно-теоретических разработках, но и на результатах многолетней экспериментальной работы исполнителей по проблемам высшего и послевузовского образования;

- результаты проекта имеют не только теоретико-научный, но и прикладной характер, что позволяет их внедрить в систему образования и рынок труда.

 

5. Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования(обоснование запрашиваемого объема финансирования)

Общая запрашиваемая сумма по проекту на период                            2011-2013 г.г.

Запрашиваемое финансирование экономически обоснованно через расчет необходимых денежных поступлений на материально-техническое проведение исследований, оплату труда руководителя и участникам проекта, научных и служебных командировок, налогов и других обязательных платежей в бюджет, прочих прямых расходов и др.

Эффективность и целесообразность вложения средств обусловлено тем, что результаты исследования послужат научно-методологической основой для разработки НКС, способствующей формированию высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста в условиях форсированного индустриально-инновационного развития страны.  

Результаты исследования будут востребованы отраслевыми министерствами, высшими учебными заведениями, общественно-профессиональными объединениями, работодателями и др.

В ходе проведения работыпредполагается сотрудничество с ведущими учебными заведениями республики  (КарГУ им. Е.Букетова, ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУ им. К.Сатпаева, КазНПУим.Абая, ЮКГУ им.М.Ауэзова и др.) по вопросам исследования. В связи с этим,на 2012год предполагаются научные командировки в Караганду, Алматы, Шымкентидр. С целью изучения международного опыта в области исследуемой проблемы планируются следующие мероприятия:

- привлечение зарубежных ученых и специалистов к научному исследованию;

- проведение и участие в международных и республиканских конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.;

- зарубежные командировки (Россия, Германия и др.);

- подготовка и издание научной, учебной и методической литературы (статьи, тезисы, монографии и др.).

С целью обеспечения эффективности организации исследования необходимо его информационное обеспечение, в том числе отечественной и зарубежной научно-педагогической литературой, методическими, нормативно-правовыми, статистическими материалами, периодическими изданиями, информационными ресурсами Интернет, материалами архивов. 

 

6. Материально-техническаяобеспеченность(наличие соответствующих лабораторных, производственных помещений и коммуникаций; наличие необходимого приборно-аппаратного, технологического парка и вспомогательного  оборудованияс указанием их технических характеристик).

Материально-технической базой для реализации проекта послужат:подготовленные помещения, соответствующие лаборатории, библиотека, издательскийцентр. Все помещения обеспечены тепло-и водоснабжением, электропитанием и соответствующими коммуникациями, компьютерной базойс неограниченным выходом в Интернет.

Для проведения исследований создана научно-методическая база:имеется необходимая учебно-методическая литература, нормативно-правовые документы и др., разработаны соответствующие методики, связанные с проблемой исследования,сформированы различные научные направления в области среднего, технического и профессионального,высшего образования, имеется мощная теоретическая база, выраженная, в частности, в деятельности ученого и научно-методическогосоветов.

 Технопарк для выполнения предполагаемого проекта насчитывает 7персональных компьютеров, копировально-множительную и другую оргтехнику(см. табл.).

Издание значительной части научно-методической литературы по результатам научно-исследовательских работ будет осуществляться через наш издательский центр, имеющий возможность обеспечения высокого качества издаваемой литературы.

Участникам проекта будет предоставлена возможность проводить свои научные исследования на базе как традиционных, таки виртуальных библиотек, использовать современную научную, научно-методическую, учебнуюлитературу (в том числе,разработаннуюруководителем и участниками проекта).

Основные направления деятельности участвующей в конкурсе организации всоответствии с Уставом заключаются в научноми научно-методическомсопровождениипроцессареформирования, поддержки, функционирования и развития технического и профессионального образования; интеграцию научного педагогического пространства; сохранение и развитие продуктивного ядра педагогической науки, повышение ее роли в социально-экономическом развитии Республики Казахстан.

 

7. Список используемой литературы(включает наиболее цитируемые статьи в международных научных журналах, книги и другие источники за исключением публикаций потенциального исполнителя).

1.     Омирбаев С.М. Присоединение к Болонскому процессу//Высшее образование в Казахстане. Аккредитация и нострификация, 2008, №1, с. 20-27.

2.     Искаков Б.М. Создание казахстанской системы квалификаций/ Сборник научно-методических материалов «Некоторые условия интеграции высшего образования Казахстана в Болонский процесс: структура, содержание, наука, кадры.  Национальный офис программы Темпус в Казахстане при поддержке Исполнительного Агентства по Образованию, Аудиовизуальным средствам и Культуре ЕС, Алматы, 2011, с. 12-19.

3.     Искаков Б.М. Создание национальной системы квалификаций./Материалы Международной конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования в Казахстане - Влияние программы Темпус». Алматы, 2010. с. 213-221.

4.     Даулеталиева Р.Р. Основные функции и принципы технического и профессионального образования в условиях формирования НКС//«Білім көкжиегі – Горизонт образования», №5 (11), 2011, с. 5-8.

5.     Даулеталиева Р.Р. Непрерывность профессионального образования как условие подготовки кадров при внедрении НКС//Қазақстан мұғалімі – Учитель Казахстана», №4, 2011.

6.     Каленов Г.К., Амреева Т.М., Смагулова Г.М. Приоритеты реформирования казахстанской высшей школы в условиях Болонского процесса  //Журнал «International journal of experimental education», №2, 2011, c. 19-23.

7.     Каленов Г.К.. Смагулова Г.М. Проблемы формирования трехступенчатой системы высшего и послевузовского образования в Казахстане/Сб. научных статей «Вопросы совершенствования качества образования Республики Казахстан». Теория и практика реализации Болонского процесса. Астана. НЦОКО, 2010.

8.     Садыков Т.С. Абылкасымова А.Е. Дидактические основы обучения в высшей школе: Учебное пособие. Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. И.Алтынсарина.              – Алматы, 2010 г., 187 с.

9.     Байденко В.И. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификации. Астана, 2010.

10.                     Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 111 с.

11.                     Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002.

12.                     Гретченко А.А. Многоуровневая европейская структура ступеней высшего образования. Болонский процесс: плюсы и минусы, за и против. – М.: Наука, 2005.

13.                     Вишневская Н.Т. Модели первичной  профессиональной подготовки в современных экономиках. //Вопросы образования, № 4, 2010.- С.5-29.

14.                     Муравьева А.А. Международный опыт формирования национальной системы квалификаций. //Высшее образование в России. № 5, 2010, с.62-69.

15.                     Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. 115 с.

16.                     Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования.Пособие/Под ред. д.п.н, проф. В.А. Козырева и д.п.н,проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 150с.

17.                     Modernising vocational education and training. Fourth  report on vocational educational and training research in Europe: background report Volume 3. Luxembourg:  Office for Official Publications of the European Communities, 2008 (Cedefop Reference series).

18.                      The European Qualifications Framework for Life-long Learning. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008.

19.                      Framework of actions for the Lifelong Development of Competences and Qualifications. Evaluation report. UNICE,  2006.

20.                      Sellin B. (ed.) European Trends in Occupations and Qualifications. Findings of research, studies and analysis for policies and practices. Cedefop. Luxenburg: Office of Official Publications of the EC,2000.

21.                      Declaration of the European Ministers of VET and the European Commission, convened in Copenhagen on 29 & 30 November 2002, on enhanced cooperation in VET.

22.                      Enhanced cooperation in VET. Stocktaking Report of the Copenhagen  

    Coordination Group, October 2003.

      23. International Standard Classification of Education, 1997. UNESCO, Paris,

         1997.

      24. Anneke Westerhuis. Europeam Structure of Qualification Levels. Cedefop  

          Reference Series, Luxemburg: Office of Official Publications of the EC,

          2001.

     25. Policies, Actions and Procedures for the Promotion and Facilitation of    

           Access, Transfer and Progression. National Qualifications of Ireland, March

          2003.

 

 

вернуться к списку