+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
19.02.2014
118
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ  12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАЯВКА НА ИССЛЕДОВАНИЕ

 

1. Тема программы научного исследования: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ  12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫВ КОНТЕКСТЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Приоритетное направление

 5.  Интеллектуальный потенциал страны.

 Раздел 5.2: Фундаментальные и прикладные исследования в области экономических, социальных и гуманитарных наук.

 

2.  Аннотация научного исследования

 

Целью исследованияявляется  теоретико-методологическое обоснование  создания образовательных стандартов  12-летней школына основе интеграции когнитивного, операционального и аксиологического компонентов  содержания образования.

 Задачи исследования: 

 1. Разработка методологических основ отбора научного ядра содержания  образования как  основы фундаментализации когнитивного компонента образования.

2.   Разработка методологических основ отбора содержания 12-летнего образования  на  основе реализации личностно-деятельностногоподхода.

3. Обоснование научно-методологических подходов к внедрению национально-культурных ценностей  в содержание образования как основы расширения аксиологического компонента. 

         4. Опредение научно-методических подходов к профилизации содержания  12-летнего образования.

5. Определение научно-методических основ реализации  преемст-венности школьного и вузовского образования в условиях интеграции ГОСО общего среднего образования и ГОСО высшего образования (бакалавриат).

6.  Определение научно-методических основ  содержания образования в условиях разновозрастного обучения в малокомплектной школе.   

7.  Определение дидактических условий  и принципов проектирования и предъявления учебного материала  в контексте интеграции когнитивного, операционального и аксиологического компонентов  содержания образования.

8. Методологическоеобоснование модели стандартов  12-летней школына основе  системной интеграции всех компонентов содержания образования.

 

Актуальность и новизна исследования

 

Переход к 12-летней школе выделен  в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы как одно из приоритетных направлений  развития всей системы образования РК.   Это один из ключевых элементов изменения всей образовательной сферы нашей страны, который вместе с другими  существенными преобразованиями позволит поднять казахстанское образование на качественно новый уровень.

Переход на 12-летнюю модель обучения должен обеспечить повышение конкурентоспособности казахстанского образования путем реализации  направлений современной образовательной политики РК:

         –   предоставление равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

         – воспитание казахстанского патриотизма, уважения к правам и свободам человека, гражданской ответственности и правового самосознания;

         – воспитание уважения к национальной культуре, толерантности, открытости по отношению к другим культурным истокам;

        –   формирование способности к успешной социализации в обществе;

        – корреляция учебной нагрузки учащихся с закономерностями психофизиологического развития, возрастными возможностями на каждом уровне образования;

        – предоставление возможности формирования индивидуальной траектории образования;

        –    профилизация обучения на уровне общего среднего образования;

        –   раннее изучение информационных технологий и иностранного языка;

        – введение уровневого обучения языкам и на основе этого – формирование полиязычной личности.

Реализация вышеуказанных  направлений модернизации образования в рамках перехода   на 12-летнюю модель  школы предполагает  разработку и внедрение стандартов обновленного содержания на основе интеграции когнитивного, операционального и аксиологического компонентов  содержания образования.

Стандарт обновленного содержания рассматривается как целостная система, являющаяся инструментом реализации государственной политики в сфере образования, обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании, обеспечения конкурентоспособности и  успешной интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство.   

В инновационном подходе к разработке образовательных стандартов основной акцент делается на дифференциацию учебной нагрузки обучающихся с предоставлением им возможности изучения учебного материала с позиции самого обучающегося на основе построения его индивидуальной образовательной  траектории. Поэтому теоретико-методологические основы отбора содержания 12-летнего образования предполагается определять в рамках реализации личностно-деятельностного подхода к обучению, который представляет собой системную совокупность знаниецентристской, личностно-ориентированной и системно-деятельностной парадигм образования. В этой ситуации стандарты обновленного содержания могут обеспечить вариативность образования.

Личностно-деятельностный подход в педагогике и методике преподавания отдельных  дисциплин исследуется давно и, соответственно, не является новым. Однако обсуждение в большей степени носит декларируемый характер, без выхода на его практическую реализацию как методологической основы образовательного стандарта.

В целом, инновационный характер стандарта обновленного содержания можно выразить следующими концептуальными тезисами:

– осуществляется интеграция когнитивного, операционального и аксиологического компонентов  содержания образования;

–  ключевые цели образования определяются через систему ценностных ориентиров образования;

–   обеспечивается вариативность образования и его дифференциация;

– личностно-деятельностный подход обосновывается как общепеда-гогическая основа определения содержания и результатов образования;

–  научное содержание образования определяется на основе выделения его фундаментального ядра;

–  воспитательный потенциал содержания образования усиливается  через расширение  его аксиологического  компонента;

– организация образовательного процесса осуществляется через внедрение обновленного содержания, здоровьесберегающих технологий, формирование открытой информационно-образовательной среды и т.д.

Значимость теоретико-методологического обоснования образо-вательных стандартов обновленного содержания определяется его ориентацией на охват всех аспектов обеспечения качественного 12-летнего образования: подходы к отбору учебного материала, его структурированию, предъявлению, научно-методические подходы к профильному обучению, определение содержания образования в условиях малокомплектной школы, интеграция образовательной и воспитательной целей в процессе обучения. 

Как указано в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы, в 2012 году ГОСО общего среднего образования будут интегрированы с ГОСО высшего образования (бакалавриат). Отдельные дисциплины цикла общеобразовательных дисциплин высшего образования будут перенесены в программы профильного обучения «Бейіндік мектеп» без увеличения учебной нагрузки. Это актуализирует проблему  реализации преемственности школьного и вузовского образования в условиях профилизации общего среднего образования. В связи с этим  необходимо  обоснование содержания, структуры и направлений профилизации обучения в соответствии с современными требованиями.

Не менее важной представляется проблема малокомплектных школ (МКШ). По статистическим данным, вКазахстане за последние 15 лет их количество  увеличилосьв 2 раза. Из 7516 общеобразовательных школ 4133 являются малокомплектными, что составляет 54,9%от общего числа школ в республике. Несмотря на принимаемые меры, качество образования в малокомплектных школах остается неудовлетворительным,  нерешенными остаются многие вопросы научно-методического сопровождения деятельности МКШ РК: наблюдается острая нехватка научных разработок, посвященных вопросам организации образовательного процесса  в  специфических условиях  разновозрастного обучения.

Исходя из этого, в Государственной  программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одним из приоритетов в области среднего образования  поставлена задача  решения  проблем малокомплектных школ.

Наиболее предпочтительным способом решения данной проблемы является разработка научно-методических  основ интегрированного  содержания образования в условиях разновозрастного обучения в МКШ, позволяющего организовать обучение в разновозрастных группах. 

Разработка  интегрированного содержания образования на уровне учебных предметов поможет избавиться от излишнего и ненужного дублирования учебного материала. При этом появится возможность определения более логичного маршрута его изучения. Некоторое изменение предметного содержания образования, использование передовых приемов организации образовательного процесса, ориентированных на усвоение учебного материала в ходе познавательно-деятельностного  взаимодействия разновозрастных детей, несомненно, повысит положительную мотивацию учения у школьников.

В связи с этим проведение научных исследований, направленных на  разработкунаучно-методических  основ определения содержания образования в условиях разновозрастного обучения в МКШ,  является актуальной  научной и педагогической проблемой для всей системы образования Казахстана.  Она особоактуализируется в связи с   предстоящим  переходом на 12 летнюю модель обучения и необходимостью создания научно-методологических основ содержательной и организационной модернизации малокомплектных школ.         

Стандарты обновленного содержания также будут ориентированы на решение еще одной из стратегических задач в области образования, которая отражена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы,  –  развитие системы воспитания подрастающего поколения.

В условиях поликультурности казахстанского общества особое значение пробретает проблема усиления воспитательного потенциала образования на основе расширения его аксиологического компонента, включающего гуманистические мировозренческие установки, национально-культурные ценности, эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру.

Расширение аксиологического компонента в содержании образования предполагает необходимость отражения при отборе и предъявлении учебного материале национально-культурных ценностей.  В этом контексте  за основу наполнения содержания образования будут заложены результаты  национально-стратегической программы  «Мәдени мұра».

В связи с этим актуализируются вопросы определенияпринципов  конструированияи предъявленияучебного материала на основеобновленныхобразовательных стандартов, профилизации  обучения, интеграции образовательных и воспитательных целейобученияс позиции национально-культурных ценностей.  В практическом плане реализация деятельностного подхода  при создании учебной книги и вобразовательном процессесводится к формированию учебных ситуаций путем интериоризацииих в образовательный процесс на основе  сочетания когнитивного и операционального  компонетов  содержания образования.        

Таким образом, актуальность заявляемого исследования обусловлена:

– значимостью обновления содержания в контексте реформирования всей системы отечественного образования и, в частности, перехода на модель 12-летнего обучения;

–  отсутствием на сегодняшний день фундаментального исследования, рассматривающего в целостности все компоненты содержания при создании образовательных стандартов;

– недостаточным вниманием к формированию национально-культурных ценностей в условиях поликультурного общества и необходимостью внедрения результатов национальной  стратегической программы «Мәдени мұра»в содержание образования;

– в целом, востребованностью заявляемого исследования в контексте реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы.

 

  Новизна научного исследования

 

Впервые будет разработанамодель  образовательных стандартов  12-летней школы, основанная  на   интеграции когнитивного, операционального и аксиологического компонентов  содержания образования и  системного рассмотрения его составляющих:цели и содержание образования, структурирование и предъявление учебного материала; профилизация обучения; преемственность школьного и вузовского курсов; специфика содержания образования в малокомплектной школе; интеграция  образовательной и воспитательной целей.

 

Перспективность исследования

 

Модель стандартов 12-летнего образования  позволит в перспективе решить три приоритетные задачи в системе среднего образования, указанные в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы:

– создание государственного общеобязательного стандарта  12-летнего образования с обновлением содержания образования;

–  обеспечение качества образования в малокомплектной школе;

– формирование у молодежи активной гражданской позиции,  чувства патриотизма, высоких нравственных качеств, национально-культурных ценностей.  

 

Степень разработанности предлагаемой научной программы

Сравнительный анализ научных подходов к научному исследованию

 

Вопросы формирования содержания образования, реализации личностно-ориентированного обучения, теория деятельностного подхода к обучению, проблемы профилизации обучения давно обсуждаются  научным сообществом. Их в той или иной мере касались ученые, работавшие в контексте следующих направлений: 

– концепция деятельностного подхода к организации учебного процесса– Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.А.Леонтьев, М.В.Вятютнев, И.А.Зимняя  и др.;

– проблемы научного обоснования обучения (цели, содержание, методы и т.д.) – М.А.Данилов,  М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский;

– концепция личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию – И.С.Якиманская, Е.В.Бондарев, А.В.Красноперов и др.;

– концепция индивидуализации и дифференциации обучения– В.В.Фирсов, А.С.Границкая, Е.Перкхерст, И.Н.Закатов.

Исследованиями в указанной  проблематике занимались и  казахстанские ученые-педагоги. Однако их исследования были, в основном, ориентированы на реализацию компетентностного подхода, построение обучения, ориентированного на результат. Острая дискуссия, вызванная в свое время обсуждением научно-методологической обоснованнности компетентностного подхода,  выявила ряд серьезных противоречий:

–  неопределенность концептуального и инновационного потенциала компетентностного подхода, в частности, неясность принципиальных различий последнего с существующими психолого-педагогическими  подходами деятельностной и развивающей направленности;

–несоответствие изначальной практической ориентированности компетентностного подхода и предметноцентрического характера (в том числе метапредметного)  существующей педагогической практики;

– отсутствие предметной и возрастной соотнесенности компетентностного подхода, а также организационно-управленческих аспектов внедрения компетентностного подхода;

– неотработанность национально-культурных, социально-психоло-гических аспектов  образовательных  стандартов, основанных на компетентностном подходе.

В научной литературе  справедливо отмечается, что естественным генетическим прообразом современных представлений компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования.

В соответствии с изложенным предлагаемое исследование будет ориентировано на реализацию личностно-деятельностного подхода в педагогике, подхода не нового, однако в большей степени декларируемого, а не реализованного на практике при разработке стандартов образования, отборе, структурировании и предъявлении учебного материала.  

В условиях перехода системы среднего образования на 12-летнее обучение необходимо пересмотреть сложивший опыт профильного обучения и сформировать новые подходы к профилизации общего среднего образования. Существует необходимость к имеющемуся опыту внедрения профильного обучения разработать теоретически выверенную позицию.

Пути интеграции ГОСО общего среднего образования  и ГОСО высшего образования (бакалавриат) в дидактике и методической науке до настоящее времени не рассматривались.

Анализ  научной литературы в нашей стране и в странах ближнего зарубежья  показал, что до настоящего времени не проводились фундаментальные исследования, направленные на разработку теоретико-методологических основ системного рассмотрения содержательного и организационного компонентов  деятельности МКШ в контексте новых требований к качеству образования. Рассматривались только отдельные организационно-методические аспекты.

 

3. Методология научного исследования:

 

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: 

·   теоретические – изучение педагогической и научно-методической литературы, нормативных и программно-методических документов по теме исследования, моделирование, прогнозирование, обобщение, классификация, формулирование выводов и др.;

·   аналитические – анализ и синтезнаучныхисточников по проблеме исследования; структурный и факторный анализ и др.;

·   эмпирические – эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, метод экспертных оценок, параллельного тестирования, методы математической обработки статистических данных и пр.;

·   практико-ориентированный – обсуждение в профессиональной среде, на семинарах и научных конференциях.

 

4. Ожидаемые результаты

 

В результате исследования будут:

 

– разработаны методологические основы отбора научного ядра содержания  образования как  основы фундаментализации когнитивного компонента образования;

– разработаны методологические основы отбора содержания 12-летнего образования  на  основе реализации личностно-деятельностногоподхода;

– обоснованы научно-методологические подходы к внедрению национально-культурных ценностей  в содержание образования как основы расширения аксиологического компонента; 

         – определены научно-методические подходы к профилизации содержания  12-летнего образования;

– определены научно-методические основы реализации  преемст-венности школьного и вузовского образования в условиях интеграции ГОСО общего среднего образования и ГОСО высшего образования (бакалавриат);

– определены научно-методические основы  содержания образования в условиях разновозрастного обучения в малокомплектной школе;   

– определены дидактические условия  и принципы проектирования и предъявления учебного материала  в контексте интеграции когнитивного, операционального и аксиологического компонентов  содержания образования;

– осуществлено методологическоеобоснование модели стандартов  12-летней школына основе  системной интеграции всех компонентов содержания образования.

 

 

Научная и практическая  значимость результатов исследования

 

В результате проведенного исследования будут получены новые  теоретические знания и разработаны теоретико-методологические подходы по созданию стандартов обновленного содержания, определены пути интеграции когнитивного, операционального и аксиологического компонентов  содержания образования.

В результате проведенного исследования будут созданы:

– образовательные стандарты для 12-летней школы обновленного содержания;

–   концепция профильного обучения;

–       комплексная программа воспитания;

–       учебные программы для 1-12 классов;

–       научные рекомендации и методические пособия по организации образовательного процесса в общеобразовательной и малокомплектной школе;

–       научно-методические рекомендации по созданию учебной литературы для 12-летней школы.  

 

Инновационное и конкурентное преимущество

 

1. Впервые будут разработаны методологические основы формирования образовательного стандарта, что обеспечит системное, комплексное  решение ключевых проблем общего среднего образования, обозначенных в соответствии с  требованиями государства, общества, личности.  

2.  Организация, представляющая заявку на участие в конкурсе, относится к числу ведущих исследовательских организаций в сфере образования Республики Казахстан. Она занимается разработкой государственных стандартов, учебных программ для среднего образования, в целом, учебно-методическим сопровождением учебного процесса. Организация также осуществляет научно-методологическое и учебно-методическое сопровождение эксперимента по переходу на 12-летнее обучение,  проводимого в 104 школах республики с 2003-2004 учебного года. Осуществляется постоянный мониторинг результатов эксперимента. Таким образом, проект базируется не только на научно-теоретических положениях, но и на результатах многолетнего наблюдения за результатами эксперимента.

Опора на анализ результатов эксперимента, опытная проверка  теоретических положений позволит сформировать выверенное содержание образования и наметить пути организации учебного процесса в 12-летней школе.    

3. Результаты проекта имеют не только теоретико-научный, но и прикладной характер, что позволит решить  проблемы перехода на 12-летнее обучение.

      

        5. Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования

        

Общая стоимость программного исследования, предусматривающего казахстанское содержание, на период 2011-2013 гг. Запрашиваемое финансирование экономически обосновано через расчет необходимых денежных поступлений на материально-техническое проведение исследований, оплату труда исполнителям программы, научных командировок, налогов и других обязательных платежей в бюджет, прочих прямых и накладных расходов.

 

 

        6. Материально-техническая обеспеченность

 

Организацияимеет достаточную теоретическую и практическую базу для проведения данного исследования, так как решение образовательных  задач является основным приоритетныи направлением ее деятельности.

Решение поставленных в проекте задач будет осуществляться в подготовленных помещениях, лабораториях и кафедрах организации, общая полезная площадь которых составляет более 50 м2. Помещения обеспечены тепло- и водоснабжением, электропитанием и соответствующими коммуникациями, компьютерной базой с неограниченным выходом в Интернет. Для проведения исследований создана научно-методическая база, которая включает необходимое приборно-аппаратурное оборудование, разработаны соответствующие методики, связанные с проблемой исследования, имеется необходимая литература.

Технопарк для выполнения предполагаемого проекта насчитывает 6 персональных компьютеров, копировально-множительную и другую оргтехнику. Для выполнения поставленных задач будет использован соответствующий аппаратурно-измерительный комплекс компьютерного обеспечения и электронных устройств, прошедших соответствующую поверку в метрологических службах, что в целом позволяет констатировать наличие сертификационных методик и достаточное метрологическое обеспечение планируемых работ.

Издание научно-методической литературы по результатам научно-исследовательских работ будет осуществляться через издательский отдел организации, что не только обеспечит хорошее качество издаваемой литературы, но и позволит существенно снизить финансовые затраты.

Участникам проекта будет предоставлена возможность проводить свои научные исследования на базе как традиционных, так и виртуальных библиотек, использовать современную научную, учебную, научно-методическую литературу (в том числе разработанную руководителем и участниками проекта). В организации, сформированы различные научные направления в области среднего и высшего образования, имеется мощная теоретическая база, выраженная, в частности, в деятельности ученого и учебно-методического советов.

       В целом сказанное выше позволяет констатировать обеспеченность проекта соответствующими лабораторными помещениями, коммуникациями и вспомогательным оборудованием, иначе говоря, считать его материально-техническую обеспеченность достаточной.

 

7. Список использованной литературы

 

1.Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспосбных стран мира // Казахстанская правда.      – 2006. –№ 45-46. – С.3.

2.                  Государственнаяпрограммаразвития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. // Казахстанская правда. №218 (26639), от 13.07.2011.

3.    Болотов В.А., Сериков В.В.. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. //Педагогика –2003– №10–  С.8-14.

4.    Болотова Е.Л.  Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного  обучения // Наука и школа. - 2000. - № 3. - С. 25-28.

5.    Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.

6.    Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.

7.    Воронина Е. Вхождение в профильное обучение / Е. Воронина // Физика. -2004. -№15. -С. 2-4.

8.      Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. – М.:  1979. –   217 с.

9.    Гладкая И.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка / И.В. Гладкая, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицина. СПб.: РГПУ, 2005,-115 с.

10.     Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.:  Интор, 1996.

11.     Даутова О.Б. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения / О.Б. Даутова, Т.В. Менг, Е.В. Пискунова. СПб.: РГПУ, 2005. -91 с.

12.     Демин Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Прфильная школа. –РАО. – 2006. –№1. – С. 45-48.

13.     Журавлев И.К. Особенности учебников по учебным предметам с ведущими компонентами «способы деятельности» и «формирование эмоционально-ценностных отношений» //Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения. Ч. 2. М., 1992. - С.45-95.

14.     Ильясов Д.Ф.,  Ильясова О.А.. Особенности проектирования образовательных программ //Школьные технологии - 2004- №5-  С.3-13.

15.     Концепция предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников. Астана. – 2006.

16.     Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Электронный ресурс. Режим доступа к ст. -/http://www.ug.ru.

17.     Концептуальная модель и макет образовательного стандарта высшего образования стран СНГ. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 17 с.

18.     Краевский В.В., Лернер ИЛ. Дидактические основания определения содержания учебника //Проблемы школьного учебника. Вып. 8. -М.,1980. С.34-49.

19.     Қанафиева К.Қ. Тіл үйретудегі жеке тұлғалық фактор //«Қазақстандағы тілдік жағдай контексіндегі этникалық топтардың тілдері» атты дөңгелек үстел материалдары. – Астана, 2007. – Б.104-108.

20.     Қанафиева К.Қ. Тілдік тұлғаны қалыптастыруға жалпы педагогика ұстанымдары тұрғысынан келу //«Терминологияның қазіргі жай-күйі» атты халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. – Астана, 2008. – Б.123-131.

21.     Легенчук Д.В. Синергетические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования//Философия образования. 2010, №1. –С. 222-226.

22.     Назаралиева З.С. Воспитательная система профильной средней общеобразовательной школы «Бірлік». // Актуальный проблемы этнопсихологии и этнопедагогики в изысканиях молодых ученых Казахстана и Кыргызстана: материалы 2-ой межгос. науч. –теорет. конф. –Алматы, 2006. – С. 241-243.

23.     Назаралиева З.С. Базисный учебный план, учебный план как нормативыне основы организации профильного обучения // Поиск, –2006.    –№ 2. – С. 195-199.

24.       Назаралиева З.С. Предпрофильное и профильное обучение: опыт внедрения, настоящее, будущее. // Қазақстан мектебі, 2006. –№ 6. –С.41-46.

25.     Образование и наука. Энциклопедический словарь /Гл.редактор Ж.К.Туймебаев; редкол.: А.Е. Абылкасымова, И.Б. Бекбоев, М.В. Рыжков, Н.Б. Калабаев, С.Ж. Пралиев, Г.М. Мутанов, Г.М. Кусаинов. – Алматы, 2008. – 448 с.

26.     Профильное образование: взаимодействие противоположностей. П.С. Лернер «Школьные технологии» №6, 2002

27.     Рягин С.Н.Проектирование сетевой модели профильного обучения и предпрофильной подготовки: монография. – Омск: ИРООО, 2007. – 213 с. (11 п. л.)

28.     Сенашенко В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования // Высшее образование в России. – 1997. – № 1. – С. 55-56.

29.     Сериков В.В. Образование личности. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999. –  178 с.

30.     Слукина Т.Л. Педагогическое сопровождение профильного обучения: тьютор или классный руководитель? // Профильная школа. –РАО. – 2006. –- № 3. – С. 53-56.

31.     Сманцер А.П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика. – Минск, 1995.

32.     Столетов В.Н. О научных основах отбора содержания образования для учебников //Проблемы школьного учебника. Вып. 8 М., 1980.- С.6-16.

33.     Филатова Л.О. Преемственность общего среднего и вузовского образования // Педагогика. – 2004. – № 8. – С. 63-68.

34.     Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т.

35.     Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование. – 2003. - №2-№5.

36.     Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002.  - №1.

37.     Эстрайх В.А. Развитие преемственности между школой и вузом // Университетское управление. 2003. - № 5-6(28). - С. 126-128.

 

 

вернуться к списку