+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
Научно-педагогические основы формирования инновационной культуры студентов в контексте интеграции в мировое пространство
19.02.2014
138
Научно-педагогические основы формирования инновационной культуры студентов в контексте интеграции в мировое пространство

ЗАЯВКА НА ИССЛЕДОВАНИЕ

 

1.      Наименование темы научного исследования

Тема проекта:Научно-педагогические основы формирования инновационной культуры студентовв контексте интеграции в мировое пространство

Приоритетное направление:

5. Интеллектуальный потенциал страны.

5.2 Фундаментальные и прикладныеисследования в области экономических,социальных и гуманитарных наук.

2.       Аннотация научного исследования

     Цель:теоретическое обоснование и разработка концепции, модели и методики, определение условий и факторов формирования инновационной культуры студентов в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста.

Задачи:

1.      Определить современное состояние проблемы формирования инновационной культуры, доказать ее особое значение для профессионального и личностного роста, выявить и систематизировать проблемыформирования инновационной культуры студентов вузов в условиях индустриально-инновационного развития страны.

2.      На основе анализа и синтеза особенностей различных методов научного познания разработать и обосновать методологическую базу эффективного формирования инновационной культуры студентов вузов в современных условиях.

3.      Вывести на новый методологический уровень и содержательно обогатить понятие «инновационная культура студента вуза», разработать ее модель, диагностический аппарат и критериальный инструментарий, позволяющие на практике установить уровни сформированности инновационной культуры студентов вузов.

4.      Определить и теоретически обосновать совокупность условий и факторов, разработать целостную концепцию и модель формирования инновационной культуры студентов вузов в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста.

5.      С теоретико-методологических позиций разработать, внедрить, апробировать и оценить эффективность методики формирования инновационной культуры студентов вузов в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста.

6.      Выработать пакет материалов, рекомендаций и программ системно-целенаправленной психолого-педагогической, научно-методической и инфрмационно-аналитической поддержки формирования инновационной культуры студентов вузов в зависимости от направления профессиональной подготовки и в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста.

Актуальность научного исследования

В последние годы слово «инновации» в Казахстане является одним из самых употребляемых. Как отметил на инновационном форуме в Астане 13 мая 2011 года глава государства Н.А. Назарбаев, «к 2020 году Казахстан уже должен иметь все признаки и атрибуты работающего государства инновационного типа. Для их эффективного достижения нужно четко понимать, что такое инновация. Это – новая технология, которая ощутимо улучшит качество жизни населения и снизит цену доступа к этому качеству по сравнению с той старой технологией, которая была». Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, Н.А. Назарбаев поставилперед обществом задачу формирования основ «умной экономики», использования новых технологий, идей и подходов, развития инноваций. 

Однако в Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010 - 2014 годы отмечено, что уровень инновационной активности предприятий в Казахстане составляет лишь 3-4 %, что значительно ниже, чем в странах Европейского Союза. При этом «большинство предприятий предпочитают проекты "под ключ", когда технологические решения уже воплощены в импортной технике и оборудовании»; лицензии приобретают только 4% отечественных фирм. Напротив, устойчивый рост экономики развитых стран обусловлен высоким уровнем внедрения в производство новых технологий и инновационных разработок. Например, к Канаде доля инновационно-активного бизнеса составляет 65% от общего количества компаний, а в Австралии - 50%.

В связи с необходимостью развития инноваций и содействиятехнологической модернизации на пути индустриально-инновационного развития Республики Казахстан поставлены следующие задачи: формирование эффективной национальной научной инновационной системы и развитие инновационной инфраструктуры; создание условий, стимулирующих масштабное и ускоренное освоение инновационных разработок новых видов продукции и услуг; модернизация технического, технологического и управленческого уровней отечественных предприятий; снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования; создание конкурентоспособных инновацийи др. Инновационная активность предприятий в стране к 2015 году должна повыситься до 10%, а число внедренных новых технологий и осуществленных опытно-конструкторских разработок - до 200 и 160 соответственно. Иначе говоря, специалист в любой области должен быть готов к инновационной деятельности, поскольку инновационная направленность – императив не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего.

Инновационная деятельность как опосредующее звено между наукой и производством имеет общие закономерности: ставится цельизменения, новшество разрабатывается, испытывается, осваивается, распространяется, и, наконец,отмирает, исчерпав себя морально и физически. У истоков любого новшества, ставшего достоянием общества, всегда стоит конкретный человек, рискнувший поверить в его необходимость, перспективность, полезность. Поэтому не случайно количество и качество человеческих ресурсов вСтратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года названы основополагающими факторами, определяющими будущее страны, а человеческий капитал - основным двигателем инноваций и повышения эффективности экономики.

Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, «развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны». Необходимо создать условия для подготовки «компетентных и конкурентоспособных специалистов, усиления интеллектуального потенциала и практико-ориентированной деятельности высшей школы, ее интеграции с наукой и производством».

Гарантией самой возможности осуществления инновационной деятельности, эффективного расходования средств на инновации является наличие у специалиста инновационной культуры. Инновационная культура, на наш взгляд,– это важнейшее ресурсное достояние страны, обеспечивающее ее колоссальные преимущества в конкурентоспособности. Современный выпускник вуза должен быть готов к трансферту технологий, технической модернизации, качественному улучшению характеристик продукции, разработке новых конкурентоспособных продуктов, процессов по их изготовлению, и оставаться при этом толерантной, патриотичной, высоконравственной, гуманной личностью. Нацеленность системы профессионально-педагогического образования на подготовку педагогов новой формации также диктует необходимость формирования у студентов педвузов инновационной культуры, т.к. только обладающий инновационной культурой учитель-исследователь, учитель-новаторспособен воспитать в учениках это важнейшее личностное качество.

В связи с тенденцией усиления конкуренции в сфере инновационного развития развивающихся стран, Программа развития науки, инноваций и содействия технологической модернизации РК на 2010-2014 годы отсутствие инновационной культуры причислила к числу важнейших факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие национальной инновационной системы. Следует также помнить о том, что специалист, обладающий инновационной культурой, способен правильно оценить разработанные им новшества либо уже имеющиеся инновации по критерию гуманного отношения к природе, обществу, человеку, иначе говоря, осуществить тщательную экспертизу последствий инновационной деятельности, что особенно важно в связи с ухудшением состояния природных экосистем.Сказанное позволяет считать проблему формирования инновационной культуры студентов вузов в современных условиях актуальной на общегосударственном и социально-экологическомуровне

Современный мир отличается свободным движением информации, интеллектуальной продукции и идей, изменением массового сознания людей, выработкой новых демократических ценностей и культуры. Молодое поколение открыто всему новому, думает категориями будущего, заинтересовано в личностном и профессиональном развитии, и в этих условиях формирование инновационной культуры студентов, которым в недалеком будущем предстоит разрабатывать и претворять в жизнь планы и программы инновационного развития страны, может быть особенно успешным. Казалось бы, предпосылки для организации работы по формированию у студенческой молодежи инновационной культуры имеются.

Однако на современном этапе развития педагогической науки в Республике Казахстан отсутствуют научно-педагогические исследования, посвященные формированию инновационной культуры студентов вузов в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста, не разработано современное понятие «инновационная культура», не определено его содержание и не доказан универсальный характер, не сформированы четкие представления о структуре инновационной культуры студентов вузов, отсутствует система критериев и показателей, по которым можно судить об уровне сформированности инновационной культуры, не разработаны методика диагностики, концепция и методика формирования инновационной культуры студентов вузов (технических и педагогических специальностей), не определены условия и механизмы, позволяющие с наименьшими затратами эффективно формировать у студентов вузов инновационную культуру.

Понятие инновационной культуры для специалиста любой отрасли носит общий характер, поскольку инновационная культура характеризует восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни. Но на пути формирования инновационной культуры немало проблем. Прежде всего, данный процесс должен произойти в сжатые сроки, при весьма ограниченных инвестиционных ресурсах. Есть и другие проблемы иособенности формирования инновационной культуры студентов, которыенеобходимовыявить, проанализировать и систематизировать участникам предлагаемого проекта.

Для успешного формирования у студентов инновационной культуры огромное значение имеет наличие в высшем учебном заведении инновационной среды, в которой студент чувствует себя свободным, полностью мотивированным к творческой, исследовательской, изобретательской работе. Содержание и структуру инновационной среды вуза, комплекс материальных, социальных, политических, духовных ориентирови условий, реализующих и развивающих инновационный потенциалстудента, необходимо разработать.

Несмотря на то, что инновационная культура в аспекте полноты сформированности профессиональных компетенций и личностного саморазвития характеризует специалиста любой области, теория и методика формирования инновационной культуры для студентов технических и педагогических специальностей имеют отличительные особенности, которые также предстоит выявить участникам предлагаемого проекта. Сказанное убеждает в актуальности темы и проблемы исследования на научном уровне.

Большинство преподавателей высшей школы признают, что инновационная культура является важнейшим профессионально-личностным качеством,однако испытывают затруднения в егоформированииу студентов, поскольку этот сложный и многоаспектный процесс не предполагает использования готовых, шаблонных процедур и традиционных алгоритмов. Кроме того, до настоящего времени не выработаны рекомендации, программы и положения, позволяющие любому преподавателю в своей ежедневной работе формировать инновационную культуру студентов вузов. Таким образом, можно считать тему и проблему предлагаемого проекта актуальной и на практическом уровне, поскольку в условиях индустриально-инновационного развития страны система высшего образования, практикующие педагоги, работники образования, слушатели курсов повышения квалификации испытывают острую потребность в научно-методическом, дидактическом, психолого-педагогическом, информационно-аналитическом сопровождении процесса формирования инновационной культуры студентов вузов (в зависимости от направления подготовки).

Новизна научного исследования

На наш взгляд, в связи с потребностями решения задач индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста само понятие инновационной культуры студента вуза нуждается в современном методологическом обновлении, т.к. в содержание этого понятия до настоящего времени не был включен ни нравственный, ни социально-экологический, ни эмоционально-творческий личностные компоненты. В этом и заключается научная новизна нашего исследования – необходимо выявить проблемы, тщательно изучить особенности, возможности, сильные и слабые стороны культурологического, аксиологического, акмеологического, компетентностного, социально-экологического и иных методов научного познания, и на основе анализа и синтеза полученных результатов сформировать методологическую базу, что позволит вывести на новый методологический уровень понятие инновационной культуры студентов вузов.

В свою очередь, обновленная методология повлечет за собой необходимость переосмысления, поиска новых ориентиров, новой концепции, модели и методики формирования инновационной культуры, поскольку с этих позиций вопрос формирования инновационной культуры студентов вузов также не изучен в соответствии с запросами времени, в условиях индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.

Исходя из необходимости устранения противоречия между требованиями государства и общества к совершенствованию формирования инновационной культуры студентов вузов в современных условиях и неразработанностью методологических, теоретических и практических оснований, можно заключить, что научно-методологические основы формирования инновационной культуры студентов вузов в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного ростануждаются в разработке, что и является в целом научной новизной предлагаемого проекта.

Перспективность научного исследованиясвязана с решением ряда задач и дальнейшим развитием таких важнейших направлений государственной политики в области образования, как совершенствование модели и повышение качества высшего образования, обеспечение преемственности формирования инновационной культуры в непрерывном образовании, воспитание образованной, высоконравственной личности специалиста, гражданина и патриота своей страны, готового к осуществлению и анализу инновационной деятельности, подготовка студентов педагогических вузов к формированию инновационной культуры школьников, совершенствование профессионализма педагогов и работников образования в этом аспекте и др.

Степень разработанности предлагаемого научного проекта

Было бы несправедливо утверждать, чтопроблема формирования инновационной культуры вообще не разработана. Результаты предварительной работы над проектом, философский и исторический анализ проблемы (В.В. Буйко, В.Е. Бочков, В.Г. Вольвачи др.)убеждают, что понятие «инновационная культура» разработано, но единого подхода к его трактовке не наблюдается, что не позволяет говорить о терминологической однозначности и завершенности понятийного поля проблемы; также имеются разрозненные сведения (в основном в научных исследованиях по экономике) о формировании данного качества у работников различных предприятий (И.В.Конев, А.В.Барышева, В.В.Рубцови др.).

Предварительный психолого-педагогический анализ показал, что разработаны пути совершенствования среднего и профессионального образования на основе инновационного обучения, новых технологий (Н.Д.Татару, В.Я.Ляудис, Г.Г.Коннычева, А.Я.Найн и др.), а также исследована структура инновационных процессов и разработаны рекомендации по их экспертизе (М.С.Бургин, А.А.Мешков, В.А.Петров и др.). Однако проблема и тема формирования инновационной культуры студентов вузов в современных условиях системно в педагогике не изучалась.

Несмотря на то, что предлагаемый проект содержит ряд проработанных положений, степень его научной разработки далека от совершенства. Существует ряд злободневных вопросов, на которые и предстоит ответить участникам предлагаемого проекта: каково значение инновационной культуры студентов вузов в их профессиональном и личностном становлении; каковы особенности ее формирования у студентов в зависимости от направлений подготовки; как помочь преподавателю в организации процесса формирования инновационной культуры студентов и т.д.

3. Методология научного исследования

Диалектика, теория систем, синергетика, акмеология, аксиология, теория личности, теориядеятельности, экологическая этика; диалектический, системно-синергетический, аксиологический, средовой, деятельностный, личностно-развивающий, компетентностный, социально-экологический и культурологический методологические подходы, позволяющие исследовать процесс формирования инновационной культуры студентов вузов как сложный и многоаспектный феномен.Для решения поставленных задач предполагается использоватьследующие методы: теоретические - изучение философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы, нормативных и программно-методических документов по теме и проблеме исследования; информационный мониторинг по различным аспектам исследования, представленным в сети Интернет; моделирование, проектирование, прогнозирование, сравнение, генетический, структурный и факторный анализ, синтез, обобщение, классификация, формулирование выводов и др.; эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, метод экспертных оценок, статистические методы и др.

4.Ожидаемые результаты

В целом, ожидаются следующие научные результаты:

-      Анализ современногосостоянияпроблемы формирования инновационной культуры, демонстрация ее особогозначениядля профессионального и личностного роста, систематизацияимеющихся проблемпозволят разработать и обосновать методологическую базуформирования инновационной культуры студентов вузов в условиях индустриально-инновационного развитияРеспублики Казахстан.

-      Выведение на новый методологический уровень понятия«инновационная культура студента вуза»и смежных с ним понятий будет способствовать обогащению понятийного поля рассматриваемой проблематики, методологии и теории педагогики высшей школы.

-      Разработанные модель, диагностический аппарат и критериальный инструментарийпозволятна практике педагогам установливатьуровни сформированности у студентов вузов инновационной культуры.

-      Выявленная совокупность условий и факторов, концепцияи модель формирования инновационной культуры студентов вузов в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста, будет включатьпредставление о содержании, мотивах, принципах, механизмах, показателях, условиях и факторах данного процесса, связывающих воедино все компоненты учебно-воспитательного процесса в целостную интегрированную систему.

-      Разработаннаяс теоретико-методологических позиций, внедреннаяи апробированная методикаформирования инновационной культуры студентов вузов в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста, будет выполнять роль своеобразнойнаучно-исследовательской, творческойлабораториипо развитию у студентов, в зависимости от направления подготовки, способностей к восприятиюновых идей, формированиюуменийотстаивать свои позиции, разрабатывать и внедрять направленные на подготовку и переподготовку кадров инновационные программы, воспитанию потребности в самосовершенствовании и самореализации.

-      Будет разработана модель новой инновационной среды, способствующей более эффективному развитию инноваций и улучшению их восприятия студентами, предложены пути ее совершенствования и повышения эффективности взаимодействия и координации всех ее элементов. Модель инновационной среды будет носить универсальный характер и поэтому может с успехом применяться в различных звеньях непрерывного образования.

-      Разработанные в исследовании пакетыматериалов, рекомендаций и программ выступят в роли системно-целенаправленной психолого-педагогической, научно-методической и инфрмационно-аналитической поддержки формирования инновационной культуры студентов вузов в зависимости от направления профессиональной подготовки и в соответствии с задачами индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и потребностями личностного роста.

-      Разработанные диагностические, аналитические, методические, дидактические, информационные и иные материалы могут быть использованы на всех уровнях высшего и послевузовского образования, а также в системе повышения квалификации работников образования.

   Практическая и научная значимость результатов выполняемого научного исследования.

Ожидаемые результаты выполняемого научного исследования в полной мере соответствуют приоритетам научного и социально-экономического развития Республики Казахстан- Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Государственной программепо форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, Стратегическому плану развития РК до 2020 года, Программеразвития науки, инноваций и содействия технологической модернизации на 2010-2014 годыи др.Результаты исследования будут носить принципиально новый характер, а ряд методологических, теоретических и научно-методических данныхбудет получен впервые, что и определяетприоритетностьпредлагаемого проекта.

Конкурентоспособное и инновационное преимуществорезультатов исследованияпо отношению к результатам других авторов определяется тем, что:

-         участники проекта имеют многолетний практический опыт работы в системе непрерывного образования, хорошо знают проблемы и особенности предмета исследования, что в большой степени способствует интеграции науки и практики;

-         проект базируется не только на авторских научно-теоретических разработках, но и на результатах собственной многолетней экспериментальной работы по проблемам высшего образования и воспитания подрастающего поколения на уровне конкретных предметных областей (физика, экология);

-         результаты проекта имеют не только высоконаучный, но и в значительной степени прикладной характер, и внедрению полученных результатов в вузах страны уже на стадии апробации гарантирован успех;

-         разработанные в контексте индустриально-инновационного развития страны модель, методика, условия, принципы и инструменты неизбежно будут способствовать более эффективному формированию  инновационной культуры студентов вузов, повышению профессиональной квалификации педагогов;

-         впервые разработана методика, позволяющая любому преподавателю высшей школы с минимальными затратами усовершенствовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он способствовал формированию инновационной культуры студентов;

-         в результате реализации проекта ожидается социально-экономический и экологический эффект, заключающийся в совершенствовании профессиональной подготовки студентов – будущих специалистов, их системной подготовке к инновационной деятельности и анализу ее последствий по отношению к природе, обществу, человеку.

5.Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования

Общая стоимость проекта, предусматривающего казахстанское содержание,на период 2011-2013 гг. составляет. Запрашиваемое финансирование экономически обосновано через расчет необходимых денежных поступлений на материально-техническое проведение исследований, оплату труда руководителя и участникам проекта, научных и служебных командировок, налогов идругих обязательных платежей в бюджет, прочих прямых и накладных расходов.

6.Материально-техническая обеспеченность

Материально-технической базой для решенияпоставленных в проекте задач послужат:подготовленныепомещения, лаборатории, библиотека, издательскийцентр. Помещения обеспечены тепло- и водоснабжением, электропитанием и соответствующими коммуникациями, компьютерной базойс неограниченным выходом в Интернет. Для проведения исследований создана научно-методическая база, которая включает необходимое приборно-аппаратурное оборудование, имеется необходимая литература. разработаны соответствующие методики, связанные с проблемой исследования, сформированы различные научные направления в области среднего и высшего образования, имеется мощная теоретическая база, выраженная, в частности, в деятельности ученого и учебно-методическогосоветов. 

Для выполнения поставленных задач будет использован соответствующий аппаратурно-измерительный комплекс компьютерного обеспечения и электронных устройств, прошедших соответствующую поверку в метрологических службах, что в целом позволяет констатировать наличие сертификационных методики достаточное метрологическое обеспечениепланируемых работ.

Издание научно-методической литературы по результатам научно-исследовательских работ будет осуществляться через издательскийцентр, чтоне толькообеспечит хорошее качество издаваемой литературы, но и позволит существенно снизитьфинансовые затраты.

Участникам проекта будет предоставлена возможность проводить свои научные исследования на базе как традиционных, таки виртуальных библиотек, использовать современную научную, учебную, научно-методическую литературу (в том числе разработаннуюруководителем и участниками проекта).

В целом, сказанное выше позволяет констатировать обеспеченность проекта соответствующими лабораторными помещениями, коммуникациями и вспомогательным оборудованием.

7. Список используемой литературы

1.      Долгосрочная Стратегия развития страны до 2030 года «Казахстан 2030». – Астана, 1998.

2.      Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года // Казахстанская правда. – 2010, февраль. - 12.

3.      Буйко В.В. Инновационная культура в управлении промышленным предприятием. – М.: Экономика, 2004. – 125 с.

4.      Бочков В.Е.Инновационная инфраструктура профессионального образования. – СПб.: Лань, 2007. – 189 с.

5.      Вольвач В.Г. Инновационная культура вуза как объект социального управления. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. – 223 с.

6.      Наумов А.Н. Управление инновационной конкурентоспособностью вертикально-интегрированных компаний. – М.: Экономика, 2009. -  276 с.

7.      Штефман В.И. Инновационная деятельность в научно-производственных интеграционных структурах: теория, методология, практика. – Воронеж, 2007. – 325 с.

8.      Валеева А.Р. Инновационная культура как фактор развития предпринимательской активности работников производства в условиях формирования рыночных отношений. – Казань, 2003. – 156 с.

9.      Конев И.В. Инновационная готовность персонала организации: диагностика и пути повышения. – Белгород: ЭконоМикс, 2001. – 214 с.

10.Барышева А.В. и др. Инновации: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2006. – 382 с.

11.Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные и инновационные образовательные среды: Психология проектирования. – М.: Наука, 1996. – 307 с.

12.Кудрявцева М.Е. Творческое развитие человека в инновационной деятельности. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2007. – 271 с.

13.Татару Н.Д. Пути совершенствования профессионального образования на основе инновационных технологий.- М.: МПГУ, 2001.- 232 с.

14.Поппель Г., Голдстайн Б. Инновационные технологии – миллионные прибыли. - М., Экономика, 1990. - 240 с.

15.Hawkridge D., Jaworski J., McMahon H. Computers in Third World Schools: examples, experiences and issues. - London: Macmillan, 2000. - 275 p.

16.Boucher A. Information technology – based teaching and learning in higher education: a view of the economic issues // J. of Information Technology for Teacher Education, 1998. - Vol. 7, № 1. - P. 67-71.

17.Cookson P. Implications of Internet technologies for higher educations: North American perspectives // Open Learning, 2000, Vol. 23, № 4, P. 14-21.

18.Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я.Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 203 с.

19.Коннычева Г.Г., Понукалин А.А. Инновационная методология вузовского обучения. – Саратов: Изд-во СПУ, 1995. – 166 с.

20.Найн А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика. – 1994. - № 3. – С.25-29.

21.Управление нововведениями и стратегия корпораций / Сб. обзоров. – М.: Изд-во МПГУ, 1990. – 175 с.

22.Мешков А.А. Основные направления исследований инноваций // Социальные исследования. – 1996. - № 5. – С.117-128.

23.Бургин М.С. Структура инновационных процессов и характеристики инноваций // Интеллектуальное развитие организаций: Сб. науч. трудов. – Новосибирск: АО «Наука», 2002. – 199 с.

24.Пегов В.А. Экологическая экспертиза инноваций в сфере образования // Педагогика. – 1996. - № 5. – С.26-31.

 

 

вернуться к списку