+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
Научно-методические основы практико-ориентированного обучения в условиях обновления структуры
19.02.2014
119
Научно-методические основы практико-ориентированного обучения  в условиях обновления структуры

ЗАЯВКА НА ИССЛЕДОВАНИЕ

 

1.Наименование темы научного исследования (с указанием принадлежностик одному из приоритетных направлений развитиянауки)–                                                    

Тема:Научно-методические основы практико-ориентированного обучения  вусловияхобновления структуры и содержаниятехнического и профессионального образования 

(приоритет 5.2 Фундаментальные и прикладные исследования в области экономических, социальных и гуманитарных наук)

2.    Аннотация научного исследования (цели и задачи, обоснование актуальности и новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ)

Цель исследования:

Определитьнаучно-методические основы практико-ориентированного обучения вусловияхобновления структуры и содержаниятехнического и профессионального образования 

Задачи:

- изучить зарубежный и отечественный опыт подготовки практико-ориентированных специалистов;

-определить структуру и содержание  практико-ориентированного обучениякак вусловияхобновления структуры и содержаниятехнического и профессионального образования  ;

- определить педагогические условия реализации практико-ориентированного обучения и разработать методические рекомендации по  применению практико-ориентированного обучения в системе технического и профессионального образования.

Ожидаемые результаты:

- аналитический обзорзарубежного и отечественного опыта подготовки практико-ориентированных специалистов;

- обоснование  структуры и содержания  практико-ориентированного обучениявусловияхобновления структуры и содержаниятехнического и профессионального образования  ;

- характеристика  педагогических условий реализации практико-ориентированного обучения иметодические рекомендации по  применению практико-ориентированного обучения в системе технического и профессионального образования.

Актуальность и новизна.В Послании Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» и в «Государственной программеразвития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы», предусмотрено существенное обновление структурыисодержания технического и профессионального образования в целях повышения престижа обучения в организациях ТиПО.

     Современное производство оценивает выпускников  организаций технического и профессионального образования по качественно новым критериям, ставящим во главу угла деятельность выпускника, способность реализовать свои интеллектуальные возможности, активизировать творческий потенциал, развитие пространства своей профессиональной деятельности, генерацию нового знания, видов деятельности «выращивание » необходимых личностных качеств (самоорганизации).

 На современном этапе возникает потребность переосмысления подходов к определению целей, задач, отбору содержания и методов обучения, определение  педагогических условийреализации практико-ориентированного обученияв системе технического и профессионального образования, умению применять теоретические знания в определенной профессиональной деятельности.

Проблема практико-ориентированного обучения  в профессиональном образовании мало изучена, учебные заведения затрудняются в его внедрении  из-за отсутствия системного научного анализа и обоснования применительно к изменившимся условиям подготовки кадров. В связи с этим возникла потребность в систематизации и научном обосновании применения практико-ориентированного обучения, направленного на повышение престижа ТиПО.

  Перспективность исследованиязаключается в том, что будут:определены научно-методическиеосновыпрактико-ориентированного обучениявусловияхобновления структуры содержаниятехнического и профессионального образования 

  Степень разработанности:

В Республике Казахстан имеются известные школы профессионального образования А.П.Сейтешева, Л.А.Уманова, Т.А.Абдыкаримова, Ж.А.Караева, А.К.Кусаинова, Б.К.Момынбаева, Д.М.Жусубалиевой, Г.К.Нургалиевой, Е.Ы.Бидайбекова, Г.Т.Хайруллина, М.Н.Сарыбекова, И.А.Наби др. , а также ученых России Ю.К. Бабанского, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенина, В.И. Андреева, В.М. Монахова и др.

Систематическое и планомерное исследование по данной проблеме в области профессионального образования проводятся в Российской Федерации, Украине, Беларуси, Эстонии, Узбекистане. Значительный опыт по профессиональному образованию накоплен в США, Германии, Японии, Франции, Норвегии, Швеции и др.

Однако, проблемы совершенствования системы технического и профессионального образования, современных видов, форм и методов организации  профессионального образования, использование на основе внедрения  практико-ориентированного обучения требуют проведения дальнейших исследований  и нового научно-педагогического осмысления в постоянно меняющихся условиях современного социально-экономического развития общества.

 

3.     Методология научного исследования (используемые методы и формы научного исследования, сравнительный анализ научных подходов к научному исследованию)

     Методы исследования: анализ,  сравнение и обобщение, педагогический эксперимент.

     Формы научного исследования: При анализе системы подготовки специалистов технического и профессионального образования выявлены следующие проблемы:

- несоответствие содержания подготовки специалистов требованиям работодателей;

 - не раскрыты подходы к внедрению практико-ориентированного обучения, обусловленного своеобразием производственного процесса.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

если будет реализованопрактико-ориентированноеобучение,топовысится эффективность и качество подготовки востребованных специалистов в соответствии с требованиями работодателей, что способствует повышению престижа технического и  профессионального образования.

4.     Ожидаемые результаты (практическая и научная значимость результатов выполняемого научного исследования, их инновационное и конкурентное преимущество)

Ожидаемые результаты:

- аналитический обзорзарубежного и отечественного опыта подготовки практико-ориентированных специалистов;

- обоснование  структуры и содержания  практико-ориентированного обучениявусловияхобновления структуры и содержаниятехнического и профессионального образования  ;

- характеристика  педагогических условий реализации практико-ориентированного обучения иметодические рекомендации по  применению практико-ориентированного обучения в системе технического и профессионального образования.

Научная значимость исследования  заключаетсяв определениии обосновании научно-методических основ практико-ориентированного обучения, принципов, подходов к отбору содержания,определения соотношения теоретической и деятельностной составляющих организации  учебного процесса, разработаны практико-ориентированные методы реализации содержания образования специалиста включающие специализированные практикумы, проектную деятельность и научно-исследовательскую работу студентов;

Практическая значимость исследованиязаключается в использовании результатов исследования учебными заведениями технического и профессионального образования, институтами повышения квалификации педагогических работниками и др.

Полученные результаты исследования должны способствовать совершенствованию и развитию технического и профессионального образования, использованию практико-ориентированныхметодовреализации содержания образования, включающие специализированные практикумы, проектную деятельность, научно-исследовательскую работу студентов на основе заданий и т.д..

5.     Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования (обоснование запрашиваемого объема финансирования)

Эффективность и целесообразность вложения средств обусловлено тем, что результаты исследования послужат методическойосновой для разработкисодержанияподготовки практико-ориентированного  специалиста.

В ходе исследования предполагается сотрудничество с учебными заведениями РК,экспериментальными  площадками.

    В связи с этим  на 2011-2013годыпредполагаются научные командировки для апробации и  выявления педагогической эффективности научных результатов исследования на экспериментальных площадках. 

С целью обеспечения эффективности организации исследования необходимо его информационное обеспечение, в том числе отечественной и зарубежной научно-педагогической литературой, методическими, нормативно-правовыми, статистическими материалами, периодическими изданиями, информационными ресурсами Интернет, материалами архивов.  Сумма с прочими прямыми расходами  по проекту составляет  3195 тыс.тг., в том числе оплата услуг связи, монографии, сборники материалов, расходы по проведению конференций, семинаров.

6. Материально-техническая обеспеченность (наличие соответствующих лабораторных, производственных помещений и коммуникаций; наличие необходимого приборно-аппаратного, технологического парка и вспомогательного  оборудования с указанием их технических характеристик)

 

Нормативными основаниями проекта послужили Послание Президента РК народу Казахстана «Казахстан-2030».; ЗРК «Об образовании»,Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы»; «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.»и др.

Национальная академия образования им.Ы. Алтынсарина является  Республиканской государственной организацией. В соответствии с Уставом НАО обеспечивает  научное и научно-методическое сопровождение процессареформирования, поддержки, функционирования и развития технического и профессионального образования; интеграцию научного педагогического пространства; сохранение и развитие продуктивного ядра педагогической науки, повышение ее роли в социально-экономическом развитии Республики Казахстан.

 

7.     Список используемой литературы (включает наиболее цитируемые статьи в международных научных журналах, книги и другие источники за исключением публикаций потенциального исполнителя)

 

1       Кузьминов Я. Рынок труда и спрос на профессии // «Экономика и образование сегодня», № 3. - 2008

2       Абдыкаримов Б.А. Профтехшкола и рынок. Алматы,1995, 402 с.

3       Устемиров К.У. Преемственность содержания технологического и начального профессионального образования учащейся молодежи. Алматы, 2002, 176 с.

4       Профтехобразование России. Итоги ХХ в. и прогнозы. т.1 / Составитель А.Е.Пядочкин. Научн.ред. И.П.Смирнов. М., - 1999, 424 с.

5       Олейникова О.Н., Муравьева А., Аксенова Н. Обучение в течение всей жизни всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М., 2009.

6       Коулз М. Состояние и динамика в области разработки квалификационных структур на международном и национальном уровнях. ЕФО, 2006.

7       Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Коулз М.Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. – 160 с.

8       М.Коулз, О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда., - М.: РИО ТК       им.А.Н. Коняева, 2009 - 115 с.

9       Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах ЕС // Среднее профессиональное образование / Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. 2006.  - №3. - С.42-59

10  Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Институциональные механизмы национальной системы квалификаций. М. 2006

11  Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа национальной системы квалификаций. М., - 2008

12  Европейская система квалификаций. ЕФО, 2004.

13  Адамс Арвил В. Доклад Всемирного Банка о политике в области профессионального образования. Перспективы / Арвил В Адамс, Джон Мидлтон, Адриан

14  Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань, 2001. - 256 с.

15  Н.Багутдинова, Н.Новиков. Управление качеством образования // Стандарты и качество. - 2002. - № 9.

16  Назарова О.Л. Теоретические основания управления качеством образовательного процесса в колледже // Вестник ОГУ. - 2003. - № 6.

17  Внедрение стандарта ИСО 9000: 2000. М., 2001.

18. Шумова И.В. Формирование субъектных  качеств бакалавра в практико-ориентированном образовании // Среднее профессиональное образование, №3, 2010.- С.34-35.

19. Северов В.Г. Профессиональное  образование практико-ориентированных кадров – важнейший  фактор  экономического роста малого бизнеса// Среднее профессиональное образование, №7, 2010.- С.9-10 

20.  Кравцова, М.В. Из опыта моделирования профессиограммы конкурентоспособного специалиста [Текст] / М.В. Кравцова // Проблемы университетского образования: содержание и технологии : сб. трудов I Всероссийской науч.-метод. конф. - Тольятти, 2004. -С. 63-65.

21. Кравцова, М.В. Социальное партнерство как один из способов формирования профессиональных компетентностей [Текст] / М.В. Кравцова // Сборник статей Всероссийской науч.-практ. конф. - Пенза, 2006. -С. 23-25.

вернуться к списку