+7 7172 577 203
info@nao.kz
Фундаментальные и прикладные исследования
«Научно-методологические основы проектирования стандартов и образовательных программ нового формата как условие конкурентоспособности высшего и послевузовского образования на национальном и международном рынках труда»
19.02.2014
162
«Научно-методологические основы проектирования стандартов  и   образовательных программ нового формата как условие конкурентоспособности высшего и послевузовского образования на национальном и международном рынках труда»

 

ЗАЯВКА НА ИССЛЕДОВАНИЕ

 

1. Наименование темы научного исследования(с указанием принадлежностик одному из приоритетных направлений развитиянауки):«Научно-методологические основы проектирования стандартов  и   образовательных программ нового формата как условие конкурентоспособности высшего и послевузовского образования на национальном и международном рынках труда»

     

Приоритетное направление:

5. Интеллектуальный потенциал страны

5.2 Фундаментальные и прикладные исследования в области экономических, социальных и гуманитарных наук.

 

Нормативная и правовая база проекта:

Закон Республики Казахстан «Об образовании», 27.07.2007г.;

Закон Республики Казахстан «О науке», 18.02.2011 г.;

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 г.г., 19.03.2010 г.;

Государственная программа развития образованияРеспубликиКазахстан на 2011-2020 гг.,07.12.2010 г.;

Стратегический план МОН РК на 2010-2014 г.г., 29.01.2010 г.;

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020г., 1.02.2010 г.;

Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года.

Болонская декларация, 1999 г.

Проект TUNING, 2000 г.

Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, Астана, 2009 г.

Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, в Европейском регионе, Лиссабон 11.04.1997 г.

Будапештско-Венская декларация о Европейском пространстве высшего образования, 12.03.2010 г.

2. Аннотация научного исследования(цели и задачи, обоснование актуальности и новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ)

 

Цель исследования:Разработка научно-методологических основ  формирования стандартов и образовательных программ, обеспечивающих конкурентоспособность высшего и послевузовского образования на национальном и международном рынках труда.

Задачи исследования:

1. Анализотечественной и зарубежной научно-теоретическойи нормативно-правовой базы в области высшего и послевузовского образованияв контексте Болонского процесса;

2.Разработка концептуальных и практических  подходов к проектированию стандартов и  образовательных программ высшего и послевузовского образования   в соответствии  с мировыми стандартами;

3. Определение научно-методических принципов и комплексных механизмов формирования модели профессиональных стандартов и образовательных программ по специальностям высшего профессионального образования;

         4. Обоснование методологиипроектирования модульных образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS с учетом требований рынка труда;

5. Выработка концепций и рекомендаций по формированию   соотнесенного с Европейской рамкой квалификаций описания уровней квалификаций, основанных на результатах обучения;

6. Выявление научно-методологических основ подготовки специалистов в рамках неполного высшего образования (прикладной бакалавриат);

7. Разработка методических рекомендаций вузам по взаимодействию с работодателями для определения результатов обучения и формирования национальной квалификационной рамки в соответствии с общеевропейскими стандартами;

8. Разработка методики    компаративного анализа сбалансированности спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг.

 

Актуальность исследования

Кардинальные преобразования в системе высшего и послевузовского образования Республики Казахстан обозначенныев Государственной программеразвития образования в  Республике Казахстан на 2011-2020 годы,направлены на повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала.

Для достижения поставленной цели перед системой образования Республики Казахстан  определены следующие  задачи:

- достижение высокого уровня качества образования, удовлетворяющего потребностям рынка труда;

- обеспечение высококвалифицированными кадрами, соответствующими потребностям инновационного развития страны;

- создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех;

- обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования.

Эти задачи нашли своё отражение и в «Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» От степени решаемости стратегических задач подъема образовательного уровня во многом будет зависеть конкурентоспособность Казахстана на мировых рынках труда.

Однако,для развития целостной национальной модели образования, исследования в области высшего образования в Казахстане должны опережать развитие самого высшего и послевузовского образования.  

Исходя, из вышесказанного актуальность исследованияобусловлена разработкой научно-обоснованноймодели стандартов и образовательных программ нового формата, учитывающих все обязательные параметры Болонского процесса и индустриально-инновационной экономики; а также определениеми научнымобоснованиемпринципов и  механизмов созданияконкурентоспособных образовательных программ и  профессиональных стандартов в контексте современных требований рынка инноваций и труда с учетом отечественного опыта и зарубежных стран. 

         В данном направлениинеобходимадиверсификация содержания системы высшего образования, ее нормативно-содержательнойбазы. В контексте обозначенных задач главнейшую роль играют государственные общеобязательные образовательные стандарты высшего и послевузовского образованияи конкурентоспособные образовательные программы, разрабатываемые на основе компетентностного подходас учетом рынка труда.

Разработка  стандартов и образовательных программ нового формата обусловлена следующими причинами: слабая связь с работодателями,  отсутствие  прикладного характера  результатов обучения, отсутствие единой структуры требований к квалификациям, основанных на результатах обучения и т.д.    Кроме того, перечень компетенций не всегда соответствует требованиям, предъявляемым  работодателями и уровню образования, описанному в соответствующих дескрипторах. Это связано с отсутствием опыта разработки образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS в профессорско-преподавательской среде.

В этой связи важным является формирование единого научно-обоснованного подхода к проектированию и экспертизе современных стандартов образования и образовательных программ. Прежде всего, необходима выработка общего понимания в терминах компетенций и результатов обучения, разработка национальных квалификационных рамок, а также необходимо расширение диалога с работодателями, создание методологии экспертизы  и  системы контроля качества образовательных программ в условиях расширения академических свобод  вузов.

Особого внимания заслуживает проблема включения образовательных программ неполного высшего образования (прикладной бакалавриат) в систему высшего образования в качестве короткого цикла в соответствии с Дублинскими дескрипторами, что предполагает необходимость научного подхода к описанию соответствующего уровня квалификации. 

В этой связи необходима разработка стандартов и образовательных программ высшего и послевузовского образования нового поколения, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность.

 

Новизна предлагаемого исследования:   

Впервые будетразработананаучно-обоснованная модельстандартов и образовательных программ высшего и послевузовского образования  с учетом потребностей рынка труда и положений Болонской декларации.

 

         Перспективность исследования:По результатам исследований будет разработано новое поколение стандартов и образовательных программ по специальностям высшего и послевузовского образования, наиболее полно отвечающих запросам рынка труда и соответствующих мировым стандартам образования.

 

         Степень разработанности предлагаемого исследования

В системе высшего образования Казахстана в период 1995-2010 годы разработано 4 поколения государственных образовательных стандартов. Каждое поколение ГОСО выполняло конкретные социально-экономические задачи своего времени. В этих стандартах преобладал «знаниевый» подход, ориентированный на накопление знаний. В ГОСО последних двух поколений (2004-2006 гг. и 2009-2010гг.) прописаны элементы компетентностного подхода с обозначением ряда ключевых компетенций.

Научная организация, участвующая в конкурсе, имеет достаточный опыт по проведению научных  исследований в данном направлении. В составе организации работают лаборатории высшего образования и послевузовского образования, которые занимаются вопросами разработки и экспертизы ГОСО высшего и послевузовского образования.

В разные годы   были исследованы вопросы состояния и тенденций проектирования стандартов высшего и послевузовского образования,  приоритетные направления и современные принципы стандартизации сферы высшего и послевузовского образования, а также теоретические проблемы преемственности  всех уровней образования.

Организацией проводится научно-исследовательская работа «Научно-методологические основы стандартизации послесреднего, высшего и послевузовского образования в контексте инновационного развития Республики Казахстан». Были исследованы вопросы состояния и тенденций проектирования стандартов высшего и послевузовского образования,  приоритетные направления и современные принципы стандартизации сферы высшего и послевузовского образования, а также теоретические проблемы преемственности  всех уровней образования.

Крепкие научные связи с Институтом качества высшего образования НИТУ «МИСиС»(РФ), Федеральным институтом развития образования МОН РФ, Институтом ботаники и экологии ландшафта (UniversitätGreifswald, ФРГ) стали хорошей базой для совместных научных проектов в области моделирования образовательных программ.

Однако,  в настоящее время перед специалистами высшего и послевузовского образования ставятся новые, более сложные  требования, которые должны отражаться во всех документах, касающихся подготовкикадров высшего и послевузовского  образованияв условиях инновационной экономики  и интеграции в мировое образовательное пространство.

 

3. Методология научного исследования (используемые методы и формы научного исследования, сравнительный анализ научных подходов к научному исследованию)

В заявленном научном проекте будут использованы методы научного исследования:

1) теоретические – изучение педагогической и научно-методической литературы, нормативных и программно-методических документов по теме исследования; моделирование, прогнозирование, сравнение, структурный и факторный анализ, синтез, обобщение, классификация, формулирование выводов и др.;

2) эмпирические - анкетирование, рейтинг, метод групповых экспертных оценок, SWOT– анализ ГОСО;

3) сравнение и обобщение результатов обучения, сравнительный анализ содержания образовательных программ во внутренней и внешней среде.

Будет использована общепринятая форма исследования - это проблема, гипотеза и теория.

    

4. Ожидаемые результаты (практическая и научная значимость результатов выполняемого научного исследования, их инновационное и конкурентное преимущество)

Научно-практическая значимостьпроекта в научном обосновании модели стандартов и образовательных программ нового поколения  в рамках реализации основных параметров Болонского процесса.

Реализация настоящего проекта направлена на научно-методическое сопровождение и обеспечение  инновационного развития высшего и послевузовского образования в контексте интеграции в мировое образовательное пространство, которое активно способствует включению отечественного образования в мировые научно-технические и инновационные процессы.В ходе научно-исследовательской работы над проектом будут разработаны  проекты нормативных документов, положений, кадрово-ресурсных составляющих, отчета, мониторинга, коррекции сопровождения инновационным развитием высшего и послевузовского образования, а также научно-методические рекомендации   обеспечивающие:

 - усиление гибкости и адаптивности стандартов и образовательных программ по отношению к национальным и международным контекстам;

- ориентацию на «компетенции» и «результаты образования» с учетом требований рынка труда и международных тенденций;

 - совершенствование качества образования и образовательного процесса, усиление роли работодателей и профессиональных ассоциаций на всех стадиях проектирования образовательных программ;

 - конструирование оптимальных компетентностных  моделей  выпускника, которые органично привязаны к Дублинским дескрипторам, европейским и национальным структурам квалификаций;  

- реализацию студентоориентированной направленности образовательного процесса при формировании условий реализации программ.

 

Результатами научных исследований будут:

1. Анализ отечественной и зарубежной научной, нормативно-правовой базы в области высшего и послевузовского образованияв контексте Болонского процесса;

2.Теоретико-концептуальные и практические основы к проектированию стандартов и  образовательных программ высшего и послевузовского образования   в соответствии  с мировыми стандартами и рынком труда;

3. Научно-методические основы и инструменты разработки модели профессиональных стандартов и образовательных программ  по специальностям высшего профессионального образования;

4. Методология проектирования модульных образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS с учетом требований рынка труда;

5.  Концепция и рекомендации по формированию   описания уровней квалификаций, основанных на результатах обучения (компетенций), согласованные с Европейской рамкой квалификаций.

6. Научно-методологические основы подготовки специалистов в рамках неполного высшего образования (прикладной бакалавриат).

7. Методические рекомендации вузам по взаимодействию с работодателями для определения результатов обучения и формирования национальной квалификационной рамки в соответствии с общеевропейскими стандартами.

8. Методика    компаративного анализа сбалансированности спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг.

 

 

         Конкурентоспособным и инновационным преимуществом результатов исследований являются:

         - теоретико-методологический и прикладной характер проекта;

         - проектирование стандартов и образовательных программ, на основе компетентностного подхода, позволяющего прогнозировать квалификацию выпускника и его востребованность на рынке труда;

         - разработка проекта «Описание уровней квалификаций», основанного на результатах обучения и соответствующих уровням квалификаций ЕКР;   

         - научно-методическое обоснование включения неполного высшего образования (прикладной бакалавриат) в образовательные программы в качестве короткого цикла в соответствии с Дублинскими дескрипторами.

        

5.Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования (обоснование объема финансирования)

Общий объем запрашиваемогофинансирования на 2011-2013 годы

Запрашиваемый объем финансирования на выполнение научного исследования представлен в приложении В (смета расходов по проекту).

В научном исследовании по разработке модели стандартов нового поколения и образовательных программ примут участие представители ведущих вузов  республикии зарубежья(КазНУ имени аль-Фараби, КазНТУ имени К.И.Сатпаева, КазНАУ, ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, КазНПУим.Абая, КарГТУ, ВКГТУ имени Д.Серикбаева и др.), Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС»(РФ), Федерального института развития образования МОН РФ, Института ботаники и экологии ландшафта (UniversitätGreifswald, ФРГ).

В план работы заложены: проведение научных конференций, семинаров, обучающих тренингов, научныхкомандировокв вузы – партнеры, зарубежные стажировки, выпуск коллективных монографий,  проведение экспертизы  и т.д.

 

6. Материально-техническаяобеспеченность(наличие соответствующих лабораторных, производственных помещений и коммуникаций; наличие необходимого приборно-аппаратного, технологического парка и вспомогательного  оборудованияс указанием их технических характеристик).

Материально-техническая обеспеченность проекта будет достигнутапутем объединения интеллектуальной, материально-технической базы и иной собственности научной организации.

Материально-технической базой для исследований послужат соответствующиепроизводственныепомещения, лабораториивысшего и послевузовского образования научной организации. Организация располагает своей  научной библиотекой с достаточным фондом необходимой современной научной, научно-методической, учебнойлитературы.Для проведения исследований создана научно-методическая база, разработаны соответствующие методики, связанные с проблемой исследования, имеется необходимая учебно-методическая литература, нормативно-правовые документы и др. В научной организациисформированы различные научные направления в области среднего, технического и профессионального,высшего образования. Основные направления заключаются в научноми научно-методическомсопровождениипроцессареформирования, поддержки, функционирования и развития технического и профессионального образования; интеграциинаучного педагогического пространства; сохранениии развитияпродуктивного ядра педагогической науки, повышенияее роли в социально-экономическом развитии Республики Казахстан.

Организация располагает собственным издательскимцентром, на базе которого будет осуществляться издание значительной части научно-методической литературы по результатам исследовательских работ, чтообеспечит необходимое качество издаваемой литературы и позволит существенно снизитьфинансовые затраты.

Для оказания работ и услуг организацияимеет следующие единицы оборудования (механизмов, машин): принтер HP1005 – 2008- 7; сканер Canon,  MF 4010-2008г.-3; сканер 3 в 1 Canon -2008 г-3;  факс Panasonic КХ –FT -908 -2006 г-3; копировальная машина Document centre 440 DC- 2008 г.-1; компьютер Core 2Duo E 4600 Gb-2008 г.-6; компьютер Celeron D347 160 Gb-2008 г.-6. Вышеуказанные механизмы и машины новые, состояние хорошее, являются собственностью организации.Все помещения обеспечены тепло- и водоснабжением, электропитанием и соответствующими коммуникациями, компьютерной базойс неограниченным выходом в Интернет.

 

          7. Список используемой литературы (включает наиболее цитируемые статьи в международных научных журналах, книги и другие источники за исключением публикаций потенциального исполнителя).

 

1. Әбілқасымова А.Е., Садықов Т.С. Қазіргі дидактика. Оқу құралы, Алматы: Ғылым, 2007, 280 б.

2. Абылкасымова А.Е., Садыков Т.С. Дидактические основы обучения в высшей школе: Учебное пособие. Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Ы.Алтынсарина, Алматы, 2000, 187с.

3. Әбілқасымова А.Е., Садықов Т.С. Жоғары мектепте білім берудің дидактикалық негіздері: Оқу құралы, Алматы, «Ғылым» ғылыми баспа орталығы, 2003, 168 б.

4. К.Е.Кушербаев, А.К.Ахметов, А.Е.Абылкасымова, Х.М.Рахимбек. Стратегия развития высшегообразования в Республике Казахстан//монография,Алматы,Білім, 1998,231 б.

         5. Омирбаев С.М. Присоединение к Болонскому процессу// Высшее образование в Казахстане: Аккредитация и нострификация, № 1, 2008, с.20-27.

          6. Сериков Э.А. Система высшего технического образования Казахстан: взгляд изнутри, Алматы, 2010, с.183.

          7. Сериков Э.А. О национальной модели образования Казахстана и болонском процессе// Вестник Алматинского университета энергетики связи.- Алматы, 2010- №3/1, с.203.

          8. Истилеулова Е. Реформирование науки Казахстана в рамках Болонского процесса//Сборник экспертов программы Темпус, 2010 г.

            9. Искаков Б.М. Создание казахстанской системы квалификаций// Сборник научно-методических материалов «Некоторые условия интеграции высшего образования Казахстана в Болонский процесс: структура, содержание, наука, кадры.  Национальный офис программы Темпус в Казахстане при поддержке Исполнительного Агентства по Образованию, Аудиовизуальным средствам и Культуре ЕС, Алматы, 2011, с. 12-19.

10. Искаков Б.М. Создание национальной системы квалификаций.//Материалы Международной конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования в Казахстане - Влияние программы Темпус», Алматы, 2010. с. 213-221.

11. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения, Москва-Астана: 2006, с.84.

12. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном, под общей редакцией Байденко В.И. Астана: 2010г.

13.Каланова Ш.М., Омирбаев С.М. О введении кредитной технологии в вузахРеспублики Казахстан //Проблемы введения системы зачетных единиц ввысшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскомусовещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва,Изд-во РУДН, 2003, с.100.

14. Болонский процесс. Гарантия качества: сборник документов под редакцией Шахановой Н.Ж., Мотовой Г.Н., Наводного В.Г., Москва-Астана: 2008, с.109.

15. НастройкаобразовательныхструктурвЕвропе- ВкладуниверситетоввБолонскийпроцесс(переводAn Introduction to Tuning Educational Structures in Europe Universities' contribution to the Bologna Process), 2007 г.

16. Настройка образовательных программ в российских вузах // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. №8, 2006. 

         17.  Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий. Алматы, 2009, с. 120.

18. Болонский процесс: середина пути. М.: ИЦПКПС, 2005, с.378.

19. Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы / Каримов З., Белобородова Н. //Almamater, № 6, 2006, с.48-49.

20. Модернизация и реформирование национальных систем образования. Болонский процесс// Х Академические чтения «Образование и наука: проблемы и перспективы развития», 2004, с.79-133.

21. Система накопления и трансферта кредитных единиц и Болонский процесс (обзор) // Экономика образования, № 5, 2005, с.148-153.

22. Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса: итоговый аналит. докл. Tendencies towards renovation of higher education; systems and educational standards of the CIS countries within the context of the Bologna process. Москва, ИЦПКПС, 2006, 158 с.

23. Паршина Г.Н., Алыбаева А.М. Формирование и оценка компетенций в процессе реализации образовательных программ // Образовательные программы вузов зарубежных стран-участниц Болонского процессе: специфика и проблемы идентификации в Казахстане. Алматы: Қазақ университеті, 2009, с. 70-75.

24. Паршина Г.Н., Алыбаева А.М. Интернационализация высшего образования: проблемы идентификации содержания образовательных программ бакалавриата. // Материалы международного семинара «Академическая мобильность в контексте Болонского процесса»,Талдыкорган, 2010,с.136-139

25. Каленов Г.К., Смагулова Г.М. Проблемы формирования  трехступенчатой системы высшего и послевузовского образования в Казахстане //Сборник научных статей: «Вопросы совершенствования качества образования Республики Казахстан» Теория и практика реализации Болонского процесса,Астана, 2010.

26. Каленов Г.К., Смагулова Г.М. - Приоритеты реформирования казахстанской высшей школы в условиях Болонского процесса // Журнал "International journal of experimental education", Москва, №2, 2011, с. 19-23.

27. Nurtazina R.A. Global tendencies and modernization of higher institutional professional education in Kazakhstan.

28.  Sadyrova M.S. To an estimation of higher education in Kazakhstan.

 

 

вернуться к списку