+7 7172 577 203
info@nao.kz
+7 7172 577 203
info@nao.kz
Новости
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА ГОСО 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
20.06.2013
120
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ПРОЕКТА ГОСО 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

{phocadownload view=file|id=7|target=s}

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПРОЕКТА ГОСО 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках реализации п.2 главы 7 Национального плана по развитию функциональной грамотности школьников, принятого Постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 Национальной академией образования им.Ы.Алтынсарина по поручению Министерства образования и науки РК были доработаны Государственные общеобязательные стандарты 12-летнего образования:

-стандарт начального образования;

-стандарт основного среднего образования;

-стандарт среднего (общего среднего, технического и профессионального) образования.

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГОСО 12-ЛЕТНЕГО ОБУЧЕНИЯ БЫЛ УЧТЕН МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ.

Для доработки ГОСО 12- летнего образования изучены опыты Финляндии, Англии, Южной Кореи, США, Польши, Франции, Украины, Республики Беларусь, Узбекистана и др.

К доработке ГОСО привлечены ведущие ученые-педагоги страны всех уровней образования, авторы ГОСО и учебных программ предыдущих лет, члены Ассоциации по предметам, обладатели гранта «Лучший учитель страны».

Обсуждение проекта ГОСО было проведено на специально организованных республиканских и региональных семинарах в городах Астана, Алматы и Тараз.

В обсуждении приняли участие: ученые-педагоги, разработчики ГОСО и учебных программ, международного фонда КАТЕV, Фонда образования Назарбаева, представители неправительственных организаций, ректоры университетов и институтов южного региона республики, руководители республиканских подведомственных МОН РК организаций образования и филиалов АО «Орлеу» областных и городских институтов повышения квалификации, руководители экспериментальных школ, учителя-экспериментаторы, методисты, сотрудники АОО «Назарбаев-Интеллектуальные школы», представители Ассоциаций по предметам, обладатели гранта «Лучший учитель республики», сотрудники ДДСО, ДТиПО, ДВПО МОН РК, руководители колледжей, школ, методисты, учителя-экспериментаторы по проблемам профильного обучения, координатор по снижению риска бедствий и проекта ЮНИСЕФ.

По вопросам укрепления преемственности школьного образования с содержанием бакалавриата проект концепции профильного обучения был обсужден со всеми ВУЗами, имеющими педагогическую специальность.

На специально организованных семинарах был презентован опыт разработки ГОСО представителями научно-педагогической общественности Финляндии, Польши и Англии.

НОВИЗНА МЕТОДОЛОГИИ ГОСО 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ГОСО:

- структура ГОСО 12 - летнего образования построена в соответствии с новыми правилами разработки ГОСО;

- впервые стандартизированы не содержание предметов,      а требования к содержанию образования и к результатам обучения.

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГОСО ПРИМЕНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (компетентностный) ПОДХОД:

Отход от знаниецентризма, направленность обучения                 на формирование функциональной грамотности и практических навыков школьников, определяемых метапредметными результатами (ключевыми компетенциями) и предметными результатами.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД:

Направленность обучения на усиление воспитывающего и социализирующего потенциала образования, на формирование ноосферно-гуманистического мировоззрения обучающхся и их ценностное отношение к окружающему миру.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД:

Реализация принципа биоадекватности образования, обеспечивающего уменьшение учебной и психологической нагрузки на учащихся и вскрытие механизмов внутренней мотивации и развитие способностей к саморазвитию.

СТАНДАРТ 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕШАЕТ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЗАХСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Внедряется системно-деятельностный подход, означающий проектирование содержание предметов с ориентацией на планируемые метапредметные и предметные результаты и новые требования к содержанию образования, что приведет к оптимизации содержания образования                          и уменьшению объема учебных материалов.

Будет осуществлена ориентация на деятельностный, интерактивный характер образования, позволяющий переориентировать обучение на освоение способов самостоятельного добывания и применения знании.

Будет обновлено содержание образования путем реализации новой концепции образовательных областей и интеграции в него новых знаний, научных открытий и инновационных технологий.

Образование направлено не на предметные знания, а на формирование и развитие личностных качеств человека. Это достигается путем определения как главного результата обучения не знаний и умений по учебным предметам, а формируемые через них мета(над) предметные результаты, т.е. мировоззрение, ценности, отношение, способности к саморазвитию и самореализации.

ГОСО определяет два уровня образования:

- базовый

- продвинутый.

Продвинутый уровень открывает возможность для:

-реализации индвидуальной образовательной траектории обучающегося;

-реализации предпрофильной подготовки;

-реализации полиязычного обучения.

Усиливается межпредметная связь и преемственность между уровнями образования:

- содержание каждого уровня гармонизируется                             с предыдущим и последующим уровнями образования путем  использования концентрического принципа проектирования содержания;

-по каждой образовательной области выявлены содержательные линии, используемые для осуществления межпредметной и межуровневой интеграции;

-содержание общего среднего образования тесно гармонизировано с содержанием бакалавриата путем:

-интеграции ООД в 11-12 классы;

-введения профильных предметов переходного содержания;

-введения элементов кредитной технологии.

Достигается развитие функциональной грамотности школьников путем:

-ориентрованности содержания образования на формирование ключевых компетенций;

-усиления практикоориентированности содержания образования и его инновационного характера;

-увеличения доли практикумов и заданий, проектно-исследовательских работ, ориентрованных на их самостоятельное выполнение обучающимися.

Будет достигнута законченность базового образования  в основной школе путем увеличения срока обучения до 6-ти лет в основной школе.

Усиливается изучение иностранного языка и реализуется полиязычное обучение:

-введение изучения иностранного языка в начальной школе (со 2-го класса);

-введение полиязычного обучения в основной школе по выбору;

-введение обязательного полиязычного обучения профильным предметам в старшей школе.

Усиливается изучение информатики:

-введение изучения информатики в начальной школе (с 3-го класса),

-продолжение обучения ИКТ в основной школе,

-введение обязательных профильных предметов по ИКТ в старшей школе.

Усиливается система предпрофильной подготовки, путем:

-профильной ориентации в 5-8 классах за счет воспитательной работы;

-введения нового предмета «Введение в мир профессии»  в 9-10 классах;

-обучения школьников рекомендуемым прикладным курсам в 9-10 классах;

-использования возможностей дополнительного образования.

Усиливается система профильного обучения в 11-12 классах:

-расширяются права обучающихся в выборе профилей в рамках двух направлений обучения;

-для обязательного изучения вводятся практикоориентированные профильные предметы нового содержания;

-вводится система отбора обучающихся в профильную школу;

-вводится система профильных экзаменов;

-устанавливается тесная связь с бакалавриатом.

СТАНДАРТ 12- ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТРАНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ ПРЕДЫДУЩИХ ГОСО:

Существующие проблемы

ГОСО 2002 и 2006 годов года были разработаны как предметные стандарты, в нем описывалось базовое содержание каждого предмета, что привело к чрезмерному расширению объема знании.

Профильное обучение провозглашалось в двух направлениях, однако оно не было эффективным.

В ГОСО 2006, 2007, 2008 годов были определены лишь 3 компетенции, что не позволяло полноценное и разностороннее    развитие обучающегося.

Структура и содержание ГОСО носили не системный характер, поэтому не восприняты педагогическим сообществом.

Решение этих проблем в ГОСО 12-летки

ГОСО 12-летнего образования оптимизирует содержание образования так как разработан с ориентацией на требования     к результатам образования и к содержанию образования.

За счет внедрения профильных предметов нового содержания будет усилено профильное обучения, тем самым усилится связь школа-ВУЗ.

В качестве результата образования определены 7 ключевых компетенций, составляющих метапредметные результаты обучения и позволяющих полноценно и всесторонне оценивать и развивать личностные качества  обучащихся.

Структура и содержание ГОСО носит системный характер, разработаны в соответствии с новыми методологическими подходам и требованиями государственных нормативных документов.

В КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВПЕРВЫЕ ВВОДИТСЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ. Метапредметные результаты обучения включают 7 ключевых комптенции, которые  отражены в требованиях к содержанию образования.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ДВУХ УРОВНЯХ: базовом и продвинутом.

В ХОДЕ РАЗРАБОТКИ ГОСО БЫЛ СДЕЛАН ОРИЕНТИР НА ТРАНСЛЯЦИЮ ОПЫТА «НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ».

Были организованы 4 совместных семинара, где презентованы проект ГОСО, подготовленный НАО, и   интегрированные образовательные программы «Назарбаев-Интеллектуальные школы»

ИЗ ОПЫТА «НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ» ТРАНСЛИРОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ НОВЫЕ ПОДХОДЫ:

-  ранее обучение иностранному языку, начиная с 1-го класса и реализация полиязычного обучения в основном и общем среднем образовании;

-  ранее изучение информатики (с 3-го класса) и внедрение ИКТ во всей системе образования;

-внедрение новых предметов «Введение в науку», «Казахстан в современном мире»;

-использование принципа концентризма проектирования содержания образования, обеспечивающего последовательное расширение и углубление знаний;

-внедрение сквозных содержательных линий, обеспечивающих преемственность образования.

НОВИЗНОЙ СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Обучение детей с 6-ти лет.

2. Усиление преемственности с содержанием дошкольного обучения.

3. Введение пятидневной учебной недели, введение 35- минутных уроков в 1 классе.

4. Усиление воспитательного и развивающего потенциала содержания обучения.

5. Уменьшение учебной нагрузки на 3-5 часов.

6. Введение обучения иностранному языку с 2 –го класса и информатике с 3-го класса.

7. Введение интегрированных предметов «окружающий мир», «азбука науки», «художественный труд», «физкультура и здоровье».

8. Безотметочная система в 1 классе

НОВИЗНОЙ СТАНДАРТА ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Обеспечение завершенности содержания обучения по основам наук, строгая направленность на освоение базовых понятий и положений через многопредметное обучение.

2. Профориентационная работа в 5-8 классах за счет психолого-педагогического мониторинга и воспитатльной работы.

3. Расширение казахстанского компонента содержания образования и интеграция национально-культурных ценностей.

4. Повышение удельного веса компетентностно-ориентированных задании, ситуативных и творческих проблем, поисково-проектных.

5. Предпрофильная подготовка в 9-10 классах за счет  нового предмета «Введение в мир профессии», прикладных курсов и двухуровневого обучения.

6. Реализация приоритетных задач формирования  целостного эколого-гуманистического мировоззрения.

НОВИЗНОЙ СТАНДАРТА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1.Реализация программы профильного обучения «Бейіндік мектеп», углубленное и профессионально-ориентированное обучение.

2.Введение профильных предметов нового содержания.

3.Интеграция ООД бакалавриата в программу общего среднего образования.

4.Внедрение элементов кредитной системы обучения.

5.Расширение вариативного компонента и прав выбора индвидуальной траектории обучения.

6.Полиязычное обучение профильных предметов.

7.Возможность прямого (на основе мониторинга учебных достижений и портфолио) зачисления выпускников  в профильные ВУЗы.

{phocadownload view=file|id=7|target=s}

вернуться к списку