ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр развития инклюзивного образования(далее – Центр) – структурное подразделение Национальной академии образования им.И.Алтынсарина, созданное 5 февраля 2016 года.  Целью создания Центра является научно-методическое обеспечение содержания инклюзивного образования на всех ступенях  среднего образования республики Казахстан.

Направления деятельности Центра:

Научно-методическое:

- проведение исследований по проблемам инклюзивного образования с привлечением интеллектуального потенциала организаций образования республики, внедряющих инклюзивное образование, неправительственных организаций;

- сопровождение субъектов образовательного процесса ворганизациях образования, реализующих инклюзивное образование.

Учебно-методическое:

- разработка материаловрекомендательного характера по развитию инклюзивного образования;

- осуществление постоянного мониторинга развития инклюзивного образования.

Организационно-педагогическое:

- организация, координация и объединение деятельности организацийобразования, реализующих инклюзивную практику;

- организация и проведение научных конференций и семинаров по проблемам реализации инклюзивного образования вреспублике.

Консультативное:

- консультирование педагогов и специалистоворганизаций образования, реализующих инклюзивное образование;

 

Задачи Центра

§    Создание банка данных о национальном потенциале для проведения исследований по инклюзивному образованию.

§    Обобщение мирового опыта развития инклюзивного образования.

§    Создание национальной модели инклюзивного образования с учетом преемственнности всех уровней образования республики.

§    Разработка адаптивных общеобразовательных учебных программ и критериев оценки знаний обучающихсяс особыми образовательными потребностями.

§    Учебно-методическая поддержка ресурсных центров и организаций образования, реализующих инклюзивную практику;

§    Проведение мониторинга и оценки эффективности инклюзивного образования на основе единых и согласованных принципов, качественных и количественных индикаторов и процедур.

 

Научно-исследовательская работа по инклюзивному образованию

 

Научно-исследовательский проект:

«Теоретико-концептуальные основы развития инклюзивного образования в Казахстане»

 

 

 

 

Учебно-методическая работа по инклюзивному образованию

 

Разработки по методологическому обеспечению  инклюзивного образования.

за 2015 год

1.     Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан (Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 01 июня 2015 года № 348).

2.     Анализ мировой практики успешного внедрения принципов инклюзивного подхода в обучении по методологическому и научно-методическому сопровождению инклюзивного образования (Методические рекомендации).

3.     Разработка принципов инклюзивной педагогики и системы внедрения в практику организаций образования (Методические рекомендации).

4.     Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе (Методические рекомендации).

5.     Разработкаи внедрение моделей включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс (Методические рекомендации).

6.     Создание школьных консилиумов и обеспечение всесторонней поддержки детей с особыми образовательными потребностями (Методические рекомендации).

7.     Методические рекомендации по разработке требований к профессиональной компетенции учителей, работающих в условиях инклюзивного образования.

8.     Требования к структуре и содержаниюучебных программ дошкольного воспитания и обучения для специальных дошкольных организаций образования, начального, основного  среднего, общего среднего уровней для специальных организаций

9.     Учебные программы  дошкольного воспитания и обучения для специальных дошкольных организаций образования, основного среднего, общего среднего уровней для специальных организаций.

10.                       Методические рекомендации по системе критериального оценивания учебных достижений детей с ограниченными возможностями.

За 2016год

1.     Разработка рекомендаций по организации обучения детей с особыми образовательными потребностями по 8 категориям в условиях инклюзивного образования (Методические рекомендации).

2.     Система критериального оценивания учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования (Методическое пособие).

3.     Аналитический доклад состояния и развития специального и инклюзивного образования в Республики Казахстан.

4.     Положение о Ресурсном  центреинклюзивного образования (проект).

5.     Требования к трудовым профессиональным учебным программам для учащихся специальных организаций образования с ограниченными возможностями (Методические рекомендации).

6.     Организация деятельности специальных классов в общеобразовательных школах (Методические рекомендации).

7.     Положение о психолого-педагогическом консилиуме в организациях образования (Методические рекомендации).

 

 

 

Практика инклюзивного образования

 

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно «приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.

В 2008 году Казахстанподписал Конвенцию ООН «О правах инвалидов», где встатье двадцать четвертой говорится о том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования.

2016 год ознаменован ратификацией Казахстаном Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том числе и Законе Республики Казахстан «Об образовании». Доступность качественного обучения для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования.

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с особыми образовательными потребностями принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями в развитии должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает, что:

все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

винклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Включениепонятия «инклюзивное образование» в Закон РК «Об образовании», принятие Государственной программы развития образования на 2016-2019 годы в части развития инклюзивного образования – большой шаг вперед к созданию безбарьерной среды, лучшее подтверждение того, что инклюзивное образование в Казахстане больше не является экспериментом,  он сталотправной точкой для принятия нормативных актов, сделан еще один шаг на пути к признанию детей с особыми образовательными потребностямиравноправными членами общества и созданию для них новых по качеству условий для получения образованияс соблюдением восьми принциповинклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

 

Экспериментальные площадки инклюзивного образования

 

Экспериментальная площадка - организация образования, реализующая образовательные программы в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и нового содержания образования (Подпункт 59 ЗаконаРК«Об образовании»).

Согласно Правиламразработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях образования, утвержденный ПриказомМинистра образования и науки Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 139, организация образования, на базе которой планируется реализация экспериментальных образовательных программ, апробации инновационных педагогических технологий, а также новые образовательные программы, включая интегрированные учебные программы, является экспериментальной площадкой.Организация образования в сфере дошкольного, среднего образования, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования разрабатывают экспериментальные образовательные программы на основепостановления Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования».

Изучение и анализ деятельности ресурсных центров и кабинетов показали тесную взаимосвязь между ресурсными центрами, кабинетами и экспериментальными площадками инклюзивного образования. В частности, ресурсные центры и кабинеты инклюзивного образования создаются и функционируют на базе экспериментальных площадок. В эксперименте принимают участие общеобразовательные школы, специальные школы и детские сады. Наблюдается положительная динамика количества экспериментальных площадок по всей республике. Первая (официальная) экспериментальная площадка по инклюзивному образованию начала работу в 2013 году на базе ОСШ №27 г. Караганды. Количество экспериментальных площадок в 2014 году возросло до 3, в 2015 году- 4, а с 2016 года по данным Управления образования областей и г.г. Астана и Алматы экспериментальная работа проводится в 9 общеобразовательных школах и 1 дошкольной организаций образования. Из них 2 в г. Астана (СШ №23, СШ №71), 2 в г. Алматы (КГУ ОШ №10, ДС №9), 1 в Карагандинской области (ОСШ №27), 1 в Костанайской области (КГУ «Банновская средняя школа»), 1 в Кызылординской области (ШЛ №264) и 3 в Павлодарской области (СШ №7 г. Аксу, СШ с. Парамоновка, СШ им. Ю.Гагарина).

 

 

Ресурсный центр инклюзивного образования

 

Ресурсный центринклюзивного образования(далее – Центр) является структурным подразделением организацииобразования, деятельность которого направлена на ресурсноеобеспечение внедрения инклюзии в организации образования путемкоординации и интеграции информационных, научно-педагогических,материально-технических и других ресурсов.

Управление деятельностью Центра осуществляется егокоординатором, который определяется руководителем организацииобразования, по согласованию с Управлением образования.

Требования к организации образования, на базе которого, создается Центр:

1) материально-техническаябаза(доступная среда,кабинетыдля психолого-педагогического сопровождения, средстваИКТи т.п.);

2) кадровый потенциал (специальные педагоги: логопед, дефектолог,психолог,социальныйпедагог), педагоги, прошедшие курсыповышения квалификации в области инклюзивного обучения и имеющиедостаточный опыт работы в специальных классах и классах с инклюзивнымобучением);

3) научные, учебно-методические и информационные ресурсы(специальнаялитература, методическиерекомендации и пособия, апробированныеобразовательные и коррекционно-развивающие программы, пособия по организации инклюзивного обучения, печатные материалы, цифровые ресурсы, отражающие позитивный опытработы по внедрению инклюзивного образования).

Основная цель деятельности Центра:способствовать внедрению иразвитию инклюзивного обучения в организации образования путемаккумуляции, обобщения и распространения успешных результатов научно-экспериментального и перспективного педагогического опыта,обеспечивающих решение задач инклюзивного образования.

Задачи Центра:

-           содействие в реализации инклюзивного обучения;

-           вовлечение организаций образования к сетевому взаимодействию, к сотрудничеству с научно-педагогическим сообществом, гражданскойобщественностью по проблемам развития инклюзивного образования;

-           проведение целенаправленной просветительской деятельности поформированию толерантности в обществе;

-           аккумуляция, обобщение и распространение успешного опытапо реализации инклюзивноговоспитанияи обучения;

-           разработка и апробация моделей включения детей с ООП, адаптированных образовательныхпрограмм, методик и технологий психолого-педагогического сопровожденияпроцесса инклюзивного воспитания и обучения в организации образования;

-           организация доступа к образовательным ресурсам в целяхповышения компетентности, как педагогической, так и родительскойобщественности по воспитанию и обучению в условиях инклюзивногообразования.

По данным мониторинговых исследований, представленными Управлениями образования по состоянию на 1 октября 2016 года в 8 областях республики и городах Астана и Алматы действуют 6 ресурсных центров, 5 ресурсных кабинетов и 10 экспериментальных площадок инклюзивного образования.

 

 

 

 

 

Опыт общеобразовательных и специальных школ

 

Внастоящее время по данным МОН РК за 2016 год в Республике Казахстанфункционирует 98 специальных школ, 42 специальных детских садов.Помимо этого обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в общеобразовательных школах и детских садах, реализующих инклюзивное образование, специальных группах и классах при общеообразовательных организациях.

Общее количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 144 783 детей, из них школьного возраста 96555 детей, дошкольного возраста 48228. Из них охваченных инклюзивным образованием 32125 детей в 3289 общеобразовательных школах страны, что составляет 44,45% от общего количества школ.

Существуют разные модели, позволяющие сохранить функционирование дифференцированной системы специальных организаций образования. Самой востребованной моделью для обеспечения детей с особыми потребностями качественными образовательными услугами является развитие инклюзивного образования через включение детей с особыми потребностями в образовательный процесс массовой школы.

Анализ развития инклюзивного образования позволил выделить ряд апробированных механизмов включения детей с особыми потребностями в полноценный образовательный процесс. Одной из эффективных моделей инклюзивного образования, действующей в стране, является модель, созданная в ГУ ОСШ № 27 г. Караганды. На базе школы создана служба психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями, обеспечивающая обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с особыми потребностями. На сегодняшний день, обучение детей с особыми образовательными потребностями проводится по разноуровневым программам и индивидуальным программам психолого-педагогического сопровождения. Обязательным является включение коррекционного компонента.

Другой успешной моделью инклюзивной школы является модель экспериментальной площадки Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (ННПЦ КП ) в г.Алматы. Согласно данной модели предполагается тесное сотрудничество с ННПЦ КП по следующим направлениям:

• разработка и апробация организационно-методических основ инклюзивной практики;

• внедрение методов нейропсихологической коррекции в образовательный процесс;

• разработка и апробация программы по формированию толерантного восприятия и отношения к детям с ОВР.

Растущие информационные потоки позволяют расширить возможности по созданию инклюзивной среды и обеспечению доступа к качественному образованию детям с особыми потребностями. Активное использование интернет-ресурсов, ИКТ в ряде организаций образования страны позволяет использовать обширные коммуникативные умения и навыки социализации детей с особыми потребностями.

В школах Акмолинской области наработан определенный опыт использования методов и технологий коррекционной и профилактической работы, ИКТ в образовательном процессе для детей с особыми потребностями, на основе которого создана региональная модель взаимодействия различных структур по внедрению инклюзивного образования и апробированная в Акмолинской области при поддержке Управления образования Акмолинской области и НПО «Научно-информационный центр гражданского образования» (г.Астана).

Анализ состояния и развития инклюзивного образования в Казахстане, процесс развития инклюзии в образовании до сих пор претерпевает трудности и остаются нерешенные проблемы:

• разобщенность, несогласованность действий различных ведомств по развитию инклюзивного образования;

• отсутствие условий (в большинстве организаций) безбаръерного доступа обучающимся с особыми потребностями;

• организационно - методическая неготовность организаций образования и педагогических работников к внедрению инклюзивных практик;

• психологическая неготовность части педагогов, родителей и обучающихся к совместному обучению;

• отсутствие в учебных программах подготовки педагогических кадров (в ВУЗах и колледжах) учебных курсов по инклюзивному образованию;

• отсутствие преемственности в организации инклюзивной среды между уровнями образования.

Поддержкой развития инклюзивного образования в стране должно стать нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования и внесение изменений в образовательную политику, а также его научно-методическое сопровождение.

Необходимо обеспечить подготовку и переподготовку педагогических кадров для работы в условиях инклюзии, повышение компетентности педагогических работников по вопросам инклюзивного образования и создание сетевого сообщества организаций образования, внедряющих инклюзивные практики.

Контакты: nao_pro@mail.ru, р.т. 8 7172 57 66 49