Государственный общеобязательный стандарт высшего образования

КазНУИ и КНК им. Курмангазы, КазНУИ и КНК им. Курмангазы
24 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Казахский национальный университет искусств и Казахская национальная консерватория им. Курмангазы совместно ознакомившись и обсудив проект Государственного общеобязательного стандарта высшего образования, вносит следующие предложения: В тексте после раздела 1. «Общие положения» идет раздел 3. «Требования к содержанию образования обучающихся». Т.е. отсутствует раздел 2 «Требования к уровню подготовки обучающихся». По пункту 16 изложить текст в следующей редакции: Объем цикла ООД составляет 20% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 27 кредитов. Из них 18 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента: Современная история Казахстана, Философия, Казахский (Русский) язык, Иностранный язык. Компонент по выбору составляет не менее 9 кредитов от общего объема дисциплин типового учебного плана. В зависимости от особенностей специальностей, мнения студентов, высшие учебные заведения самостоятельно определяют перечень дисциплин социально-гуманитарного направления, учитывая при этом базовые ценности, которые лежат в основе содержания высшего образования и необходимость формирования у обучающихся компетенций национальной идентичности и развития общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», общекультурного мировоззрения, социализации в общественые отношения, а также информационно-коммуникативных, креативных и инновационных навыков. При этом в компонент по выбору могут быть включены следующие дисциплины: Информатика, Экология и устойчивое развитие, Политология, Социология, Основы экономики, Основы права, Основы безопасности жизнедеятельности, Культурология, Самопознание, Психология. Обоснование: Исходя из обычной практики содержание пункта понимается как необходимость обязательного включения в компонент по выбору дисциплин из этого списка. Это, на наш взгляд, ничего существенным образом не меняет по сравнению со старым ГОСО, не учитывает специфику образовательных программ, мнение студентов и не расширяет академическую свободу вузов. По пункту 18 изложить текст в следующей редакции: В обязательный компонент цикла БД включаются дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов каждая, за исключением ВСУЗов. Указанные дисциплины закрепляются совместно за языковыми и профилирующей кафедрой по соответствующей специальности. Языковые кафедры согласовывают рабочие учебные программы по этим дисциплинам с профилирующими кафедрами в части определения минимального количества специальных терминов и профессиональных тем, которые должны свободно обсуждать студенты на соответствующем языке по окончании изучения дисциплин. Обоснование: На практике во многих вузах нагрузка по этим дисциплинам разделена между языковыми и профилирующими кафедрами. На наш взгляд, это неправильно. Результатом обучения по этим дисциплинам являются языковые навыки студентов в понимании и говорении на профессиональные темы на соответствующем языке. Поэтому эти дисциплины должны вести преподавателями языковых дисциплин. При этом они должны согласовать свой рабочий учебный план с профилирующими кафедрами на предмет учета необходимого минимума глоссария и распространенных тем, обсуждаемых в профессиональной среде. По пункту 30 изложить текст в следующей редакции:В зависимости от специфики образовательных программ и формируемых результатов обучения могут быть обозначены требования к общей образованности, к социально-этическим компетенциям, к экономическим и организационно-управленческим компенсациям, к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей. Требования к общей образованности: и далее по тексту. Обоснование:Пункты 30-33 раздела «Требования к содержанию образования обучающихся» могут поняты как строго обязательные для исполнения. Нам представляется, что необходимо отразить рекомендательный характер этих требований, поскольку нереально, и нет никакой необходимости требовать, например, от студентов – будущих музыкантов или художников, или спортсменов «…иметь научные представления о менеджменте, маркетинге, финансах и т.п.». По пункту 42 изложить текст в следующей редакции: Содержание всех учебных дисциплин определяется типовыми и рабочими учебными программами, а также силлабусами – краткими программами обучения для студентов. Обоснование: По нашему мнению, необходимо четко разграничивать понятия рабочие учебные программы и силлабусы, которые различаются по структуре. Рабочие учебные программы – подробные программы курсов для преподавателей, а силлабусы – краткие (2-3 страницы – обычная практика в зарубежных вузах) программы обучения студентов по конкретной дисциплине. По пунктам 51 и 52 изложить текст в следующей редакции: Объединить пункты 51 и 52. Пункт 51. Форма итоговой аттестации определяется вузом самостоятельно в зависимости уровня теоретической подготовки, учебных достижений, результатов обучения и исследовательско-аналитических способностей обучающихся. Это могут быть сдача государственного экзамена по специальности и защита дипломной работы (проекта), или сдача государственных экзаменов по специальности и дополнительно по двум профилирующим дисциплинам, или другие формы итоговой аттестации. и далее по тексту касательно ВСУЗов. Обоснование: В п.п. 51 и 52 речь идет о формах итоговой аттестации обучающихся. Вузам предписывается сделать выбор между двумя формами: 1. государственный экзамен по специальности и защита дипломной работы (проекта) 2. государственный экзамен по специальности и дополнительно по двум профилирующим дисциплинам. На наш взгляд, здесь также не учтены специфика образовательных программ и результатов обучения. Особенно это касается вузов искусства. Не всегда профилирующие дисциплины отражают результаты обучения и сформированные в ходе обучения компетенции, которые обучающиеся должны продемонстрировать перед представителями работодателей – членами ГАК (сыграть музыкальнаяую программу, спектакль, написанный концерт для симфонического оркестра, созданную скульптуру и др.) В связи с этим, предлагаем не ограничивать вузы в выборе формы итогового контроля. По пункту 57 изложить текст в следующей редакции: Учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат студентов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. Кредиты отражают условную «стоимость» отдельных дисциплин и/или модулей (элементов) образовательной программы. В понятие общей трудоемкости входят: лекционные, практические (семинарские), индивидуальные, лабораторные, студийные занятия, самостоятельная работа студентов, курсовые, расчетно-графические работы (проекты), все виды профессиональной практики, стажировок, подготовка и прохождение итоговой аттестации. Обоснование: В связи со спецификой образовательных программ бакалавриата, в частности творческих. По пункту 61 изложить текст в следующей редакции: Обучающиеся осваивают каждую учебную дисциплину/модуль в одном академическом периоде, по завершении которого сдают итоговый контроль в форме экзамена. Если модуль состоит из нескольких компонентов, то экзамен проводится по основному компоненту, а по другим компонентам формой итогового контроля являются реферат, эссе, проектная работа или курсовая работа. В случае, если дисциплины модуля изучаются в разных семестрах, то по завершении изучения каждой дисциплины сдается итоговый контроль в форме экзамена, а в транскрипт выставляется средняя арифметическая оценка. и далее по тексту. Обоснование: П. 61 находится в противоречии с п. 107 «Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения»: «В случае если модуль состоит из нескольких компонентов, то экзамен проводится по основному компоненту, а по другим компонентам формой итогового контроля являются реферат, эссе, проектная работа или курсовая работа». Предлагается устранить несоответствие. По пункту 63. Требуются редакция и пояснения. Правильность выражения «нормы действующих законодательств» вызывает сомнение. Какие дисциплины и какие нормы они должны реализовать? По пункту 70 изложить текст в следующей редакции: Учебная нагрузка студента определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (контактных часов по 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы. Один академический час аудиторной работы может быть равен 40, 50, 75 или 100 минутам. Академические часы аудиторной работы студента дополняются соответствующим числом часов СРС таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка студента в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 3 часам. При этом СРС подразделяется на два вида – на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП) и на ту часть, которая студентами выполняется полностью самостоятельно (СРС). В совокупности контактные часы работы студента с преподавателем в период лекций и практических (семинарских) занятий сопровождаются 2 часами СРС на каждый контактный час.и далее по тексту. Обоснование: Ничего не сказано о двух видах самостоятельной работы студентов, в то время как в проекте ГОСО для магистратуры четко прописаны СРМ и СРМП. Считаем необходимым сделать это и для бакалавриата. По пункту 70 изложить текст в следующей редакции: В течение одного академического периода при семестровой его организации обучающийся очной формы обучения осваивает 18-22 кредита. Обучающемуся вечерней или заочной формы обучения вузом устанавливается меньшее количество кредитов, при этом срок его обучения соответственно увеличивается. Заочная форма обучения осуществляется только на базе технического, профессионального, послесреднего и высшего образования. Обоснование: В связи со спецификой вузов искусства. Освоение кредитов 160-180 По Приложению 1: Не указано, что переносить можно из одного семестра в другой, но в пределах одного года обучения. Означает ли это, что переносить можно и за пределы одного учебного года? По Приложению 3: Нужно еще одно приложение со сроком обучения 5 лет. Обоснование: Срок неприемлем для специальности искусства, так как есть специальности со сроком 5 лет, такие как режиссура, сценография, живопись.
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.
Университет КАЗГЮУ, Университет КАЗГЮУ
23 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
О проекте ГОСО 2016 года - мнение кафедры Истории Казахстана и общеобразовательных дисциплин Университета КАЗГЮУ Уважаемые коллеги! Коллектив кафедры истории Казахстана и общеобразовательных дисциплин АО «Университет КАЗГЮУ» ознакомился с проектом «Государственного общеобязательного стандарта высшего образования 2016 года». В связи с предлагаемыми изменениями, которые изложены данном проекте, нам хотелось бы выразить свое мнение. На современном этапе система высшего образования Казахстана действительно нуждается в реформировании в условиях интегрирования казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство. Но вместе с тем, мы, как преподаватели - практики, которые ежедневно работают в аудитории со студентами первого курса, можем отметить, что изучение цикла общеобразовательных дисциплин в таком варианте приведет к деформации их патриотического и гражданского сознания. Более того, в условиях влияния вестернизации, отрыва от национальных корней это может привести к потере ценностей и кризису гуманизации среди молодежи. Прежде всего, это касается дисциплин гуманитарного цикла. Например, изучение дисциплины истории Казахстана в школьном формате происходит через автоматическое зазубривание тестов к ЕНТ. Осмысленное, объективное изучение многих страниц истории Казахстана происходит только в Вузе. В свете последних событий, связанных с 550-летием образования Казахского ханства изучение истории Казахстана, по нашему мнению, логично начинать с образования казахской народности и Казахского ханства. Цикл таких общеобразовательных дисциплин как политология, социология, культурология, религиоведение, экология, вынесенные в элективные компоненты, также выполняют значимые мировоззренческие, ценностные, патриотические функции. Они являются фундаментом для освоения профессиональных дисциплин и социализации молодежи в общественно – политической и культурной жизни общества. Мы предлагаем дисциплины политология, социология, религиоведение, культурология, включить как обязательные дисциплины. Тем более что дисциплины политология, социология, религиоведение, культурология не изучаются системе школьного образования и вполне вероятно выпадут из траектории обучения предлагаемому стандарту. С уважением, профессорско-преподавательский состав кафедры Истории Казахстана и общеобразовательных дисциплин Университета КАЗГЮУ.
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.
Рудненский индустриальный институт, Рудненский индустриальный институт
23 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Здравствуйте! У нас возникли вопросы по структуре образовательной программы высшего образования: 1. В структуре образовательной программы, в цикле БД, не предусмотрено изучение математики, физики. В дальнейшем, в каком объеме (по содержательному аспекту) эти дисциплины будут включаться в программу ВОУД студентов? 2.При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов. Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 2 кредита. Предлагаем в Государственном общеобязательном стандарте соблюдать данное требование, оценивать предлагаемые для внесения дисциплины объемом 3 кредита. 3. Предлагаем образовательные программы бакалавриата структурировать по принципу модульного обучения
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.
КУ им Абая Мырзахметова, КУ им Абая Мырзахметова
23 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова одобряет и поддерживает проект Государственного общеобязательного стандарта высшего образования и Государственного общеобязательного стандарта послевузовского образования.
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению.
Казахская Национальная академия искусств имени Т.Жургенова, Казахская Национальная академия искусств имени Т.Жургенова
22 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Казахская национальная академия искусств им.Т.Жургенова ознакомившись и обсудив проект Государственного общеобязательного стандарта высшего образования, вносит следующие предложения: Внести изменения в «Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан» и перевести с 5-летнего на 4-хлетнее обучение специальности бакалавриата: 5В040600 Режиссура 5В041000 Сценография 5В041300 Живопись 5В041400 Графика 5В041500 Скульптура . Основным критерием завершенности обучения по данным программам бакалавриата является освоение обучающимся не менее 129 кредитов теоретического обучения.
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
22 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
К проекту по ГОСО: 1) по бакалавриату: - Имеются противоречия в ГОСО и «Типовых правилах проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях», утвержденных приказом МОН РК № 125 от 18.03.2008 г.: в ГОСО не предусмотрена проверка дипломных работ (проектов) на плагиат, в то время как в п. 113 Типовых правил указано «Проверка дипломных работ (проектов) на предмет плагиата проводится соответствующими деканатами»; 2)по магистратуре: - Имеется противоречие П.17 и п. 25 ГОСО относительно объема кредитов дисциплин: согласно п.17 объем каждой учебной дисциплины должен составлять не менее 2 или 3 кредитов, тогда как в п. 25 имеется ссылка на Приложение 3 к ГОСО, где дисциплина «Менеджмент» указана объемом в 1 кредит (профильное направление подготовки).
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.
Казахстанско-Немецкий Университет, Казахстанско-Немецкий Университет
21 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Здравствуйте уважаемые разработчики. Конечно, сроки небольшие для рассмотрения. Вопрос номер один по количеству кредитов в рамках бакалавриата. Раньше было 128, теперь не менее 161 написано? За счет чего увеличение? Далее в тексте ГОСО высшего образования идет разбивка на ОД, БД и ПД. Написано, что ОД 20% от общего количества кредитов или 27 кредитов, но если считать 20% от 161, то выходит 32 кредита. Также есть вопрос по написанию дипломной работы. Требования определяет сам ВУЗ? Потому-что сегодня некоторые ВУЗы города Алматы разрешают объем сократить до 40 страниц, некоторые, как и раньше, требуют минимум 60. Ну и сроки для написания работы указаны 4 недели. А зачем тогда мы в ВУЗах закрепляем темы в конце третьего курса? Спасибо
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.
университет Мирас, университет Мирас
21 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Университет Мирас, ознакомившись с проектом и уже озвученными вопросами коллег, просит в соответствии с новой структурой образовательной программы высшего образования (приложение 1 к ГОСО ВО) в частности по предмету - "Современная История Казахстана" предусмотреть своевременное предоставление ТУПр по данной дисциплине и регламентировать в соответствующих НПА форму итогового контроля (а именно Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125. Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся) во избежание разночтений.
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.
Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати, Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати
20 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати, сообщает о том, что ознакомившись с проектами ГОСО высшего и послевузовского образования, представляем свои предложения для внесения изменений и дополнений в указанные нормативные документы. 1. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования 1. В пункте 13- предлагаем исключить из текста слова «может включать». 2. Для реализации модульных образовательных программ, считаем необходимым, пункт 61 сформулировать следующим образом: «обучающиеся осваивают каждую учебную дисциплину в одном академическом периоде, входящий в состав модуля учебного плана. По завершении каждого модуля сдается итоговый контроль в форме экзамена.» 3. Считаем необходимым исключить пункт 62 предполагающий кодировку дисциплин учебного плана, в виду того, что при подготовке большого количества специальностей в вузе разного уровня делает невозможным обязательного использования республиканской АИС «ПЛАТОНУС». 4. Считаем необходимым трудоемкость образовательных программ также оценивать кредитами ECTS для соблюдения требований Болонского процесса. 5. Вышеуказанныя 3 и 4 замечания относятся также к ГОСО магистратуры и докторантуры.
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.
Қазақ мемлекеттік қыздар педагогикалық университеті, Қазақ мемлекеттік қыздар педагогикалық университеті
20 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Қазақстан Республикасының Жоғары білімнің жалпыға міндетті білім беру стандарты және Жоғары оқу орнынан кейінгі білімнің жалпыға міндетті білім беру стандарты бойынша енгізілген өзгертулерді қолдаймыз, әсіресе Болон үдерісінің қағидаларына сәйкес, стандартта білім берудің мазмұны Дублин дескрипторларында көрсетілген нәтижелерге бағытталған және құзіреттіліктер ашылып жазылған.
Ответ
Сәлеметсізбе! Сіздердің пікірлеріңіз назарға алынды.
КГУ имени Коркыт Ата, КГУ имени Коркыт Ата
19 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Жоғары білім беру ұйымдары қызметінің үлгілік қағидалары жобасымен таныстық. Барлық өзгертулер мен толықтыруларға келісеміз
Ответ
Сәлеметсізбе! Сіздердің пікірлеріңіз назарға алынды.
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова, Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова
19 Февраля 2016
Вопрос / Обращение
Проанализировав проект ГОСО высшего и послевузовского образования, считаем, что в целом проект отражает основные требования к организации процесса подготовки бакалавров, магистров, докторов PhD и докторов по профилю. Вместе с тем: 1) В проекте ГОСО высшего образования в п.18. предлагаем следующую редакцию: «В обязательный компонент цикла БД включаются дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов каждая, за исключением ВСУЗов. Указанные дисциплины закрепляются за языковыми кафедрами». Так как, согласно пункту 51 «Наличие преподавателей в соответствии с дисциплинами рабочего учебного плана, в том числе соответствие образования, ученых степеней и ученых званий (при наличии) преподавателей профилю преподаваемых дисциплин» Квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании образовательной деятельности, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 17 июня 2015 года № 391. ППС на кафедрах имеют базовое образование по профилю кафедры. Дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» должны преподавать ППС с языковым профилем. 2) В проекте ГОСО послевузовского образования в п.38. предлагаем следующую редакцию: «Реализация образовательных программ осуществляется на основе модульных образовательных программ и учебно-методических комплексов дисциплин. Форма, структура и порядок разработки модульных образовательных программ и учебно-методических комплексов дисциплин определяются организацией образования самостоятельно». Согласно Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 20 апреля 2011 года № 152 на специальность разрабатывается модульная образовательная программа, а термин «учебно-методический комплекс специальности» не используется. 3) Согласно подпункту 66 пункта 8 Квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании образовательной деятельности, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 17 июня 2015 года № 391 в проекте ГОСО послевузовского образования в п.93. предлагаем следующую редакцию: «В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией (магистерским проектом) назначается научный руководитель из числа кандидатов и докторов наук, докторов PhD или квалифицированных специалистов соответствующей отрасли, имеющих стаж работы не менее 3 лет». 4) Для наполняемости академического потока и достижения достаточного уровня их рентабельности согласно подпункту 34 пункта 3 Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 20 апреля 2011 года № 152 предлагаем дополнить примечание в приложении 1 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования: «При реализации образовательных программ высшего образования высшее учебное заведение имеет право переносить изучение дисциплин из одного семестра в другой, не нарушая логику освоения образовательной программы». 5) В приложении 1 к государственному общеобязательному стандарту послевузовского образования просим разъяснить в примечании фразы «ранее - 16», «ранее - 18». Так как в п.28 Государственного общеобязательного стандарта послевузовского образования, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 объем в кредитах соответствует в приложении 1 проекта 2016 года.
Ответ
Здравствуйте! Ваши комментарии приняты к сведению и будут переданы в ДВПО МОН РК.

первая пред. 1 2 3 последняя

Оставьте комментарий

Captcha