Проект стратегии развития Академии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. И. АЛТЫНСАРИНА

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

«НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ. И. АЛТЫНСАРИНА»

до 2020 года

Астана, 2014


Список сокращений И ТЕРМИНОВ

РК

Республика Казахстан

ТиПО

техническое и профессиональное образование

ВиПО

высшее и послевузовское образование

МОН РК

Министерство образования и науки РК

ДДСО

Департамент дошкольного и среднего образования

ККСОН

Комитет по контролю в сфере образования и науки

НАО

Национальная академия образования имени И.Алтынсарина (Академия)

ВУЗ

высшее учебное заведение

ЕРК

Европейская рамка квалификаций

НСК

Национальная система квалификаций

НРК

Национальная рамка квалификаций

ОРК

Отраслевая рамка квалификаций

ПС

профессиональный стандарт

PhD

доктор философии

ОП

образовательная программа

ГОСО

Государственный общеобязательный стандарт образования

МКШ

малокомплектная школа

РЦ

ресурсный центр

НИР

научно-исследовательская работа

СМИ

средства массовой информации

МИО

местный исполнительный орган

ВВЕДЕНИЕ

В Стратегии отражен современный этап развития Академии, определены приоритеты развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Стратегия составлена на основе Посланий Президента РК, Законов РК «Об образовании» и «О науке», Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы, Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 20122016 годы, Приоритетных направлений развития образования и науки РК на 2014-2016 гг., а также Концепции развития Академии, проект которой обсуждался на:

-                   2-хзаседаниях ДДСО (10 июня, 17 июня 2013г.);

-                   3-хсовещаниях у Ответственного секретаря МОН РК (31 мая, 7 июня, 14 июня 2013 г.);

-                   расширенном совещанииАкадемии с участием представителей структурных подразделений и подведомственных центров МОН РК (13 июня 2013 г.).

Реализация Стратегии будет способствовать эффективному функционированию Академии, повысит ее статус, положительный имидж, что позволит ей сыграть ключевую роль в обновлении содержания казахстанского образования.

МИССИЯ

Научно-педагогическое, методологическое и учебно-методическое обеспечение развития национальной системы образования с учетом передовой отечественной и зарубежной практики, опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета и Холдинга «Кәсіпқор»на основе принципов транспарентности, открытости и корпоративности.

ВИДЕНИЕ

Национальная академияобразования имени И. Алтынсарина– республиканский научно-педагогический центр, консолидирующий усилия всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) для продвижения современной парадигмы образования на основе расширения академической свободы и повышения социальной ответственности.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

Академия образования насчитывает 80-летнюю историю. В 1933 г. был создан Педагогический научно-исследовательский институт, в 1951 г. он был преобразован в Научно-исследовательский институт педагогических наук. В 1993 г. на базе Научно-исследовательского института создается Институт проблем образования им. И. Алтынсарина, который с 1998 г. переименован в Казахскую академию образования имени И. Алтынсарина. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2008 г. № 365 было создано Республиканское государственное казенное предприятие «Национальная академия образования имени И. Алтынсарина» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

За период своей деятельности Академия стала базой определения методологических ориентиров и создания учебно-методических материалов, непосредственно используемых в образовательном процессе. Академия в качестве форпоста педагогической науки способствовала усилению роли образования как фактора обеспечения конкурентоспособности страны.

С 2000 года создаются различные республиканские центры с изначальными профильными функциями Академии, среди них: Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования (с 2008г. – Национальный центр тестирования);Республиканскийнаучно-практическийцентрпроблем12-летнегообразования (в 2008 г. присоединен к Академии); Республиканский научно-практический центр «Учебник»; Национальный центр образовательной статистики и оценки; Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования; Республиканский центр «Дошкольное детство»; Республиканский научно-методический центр развитиятехнического и профессионального образования и присвоения квалификации; Центр Болонского процесса и академической мобильности и др.

Созданиетаких разнонаправленных и нередко дублирующих друг друга структур привело к ослаблению роли Академии как центра, аккумулирующего, трансформирующего и транслирующего основные достижения педагогической мысли и передовой опыт их внедрения в учебно-воспитательный процесс организаций образования всех уровней.

SWOT-анализ

 

Сильные стороны

-    фактический статус Академии, единственной государственной научной организации, занимающейся проблемами отечественного образования;

-    Академия – одно из старейших научных учреждений в сфере образования и науки;

-    многолетний опыт теоретико-методологического, научно-педагогического и учебно-методического обеспечения развития системы образования Казахстана:

-              координация научно-педагогических исследований организаций высшего образования, финансируемых МОН РК;

-              разработка методических и нормативных правовых документов для всех уровней образования (ГОСО, типовые учебные программы, инструктивно-методические письма, др.);

-              разработка психолого-педагогических основ воспитания детей и молодежи;

-              проведение и научно-методическое сопровождение педагогических экспериментов;

-              ресурсное обеспечение деятельности МКШ, РЦ, экспериментальных школ (12-летнее обучение, полиязычное образование и др.);

-    тесное взаимодействие с организациями образования (школы, колледжи, вузы);

-    издание собственных республиканских научно-методических и информационно-аналитических журналов «12 жылдық білім беру – 12-летнее образование», «Қазақстан кәсіпкері – Профессионал Казахстана» и «Білім – Образование»




Слабые стороны

-  недостаточный уровень внедрения результатов научных исследований и учебно-методических разработок;

-  сужение функциональной сферы Академии в связи с открытием подведомственных МОН РК структур, зачастую дублирующих ее функции по обеспечению преемственности и интеграции содержания образования всех уровней;

-  слабое взаимодействиеподведомственных организаций МОН РК в вопросах учебно-методического обеспечения;

-  слабое участие сотрудников Академии в международных научных программах, низкий показатель публикаций в изданиях, имеющих коэффициент impact-factor;

-  недостаточное количество работников, имеющих высокую научную квалификацию;

-  отсутствие собственного помещения на праве оперативного управления, общежития;

-  низкий оклад научных сотрудников:

-  негибкая система управления Академии, связанная с её организационно-правовой формой.

 

Возможности Академии

-    развитие теории и практики педагогического образования;

-    координация внедрения результатов психолого-педагогических исследований в реальную практику образования;

-    обеспечение обновления традиционной практики образования через трансформацию педагогической парадигмы и влияние на образовательную политику государства;

-    содействие в разработке образовательных программ, основанных на результатах обучения в соответствии с дескрипторами НРК, ОРК в сфере образования и науки и их реализации в условиях педагогических вузов и колледжей;

-    разработка и развитие профессиональных стандартов в сфере образования и науки;

-    содействие в методологическом и методическом обеспечении модульных образовательных программ в соответствии с НРК и ЕРК;

-    совершенствование информационно-аналитического обеспечения развития теории и практики образования через налаживание связи с Национальной академической библиотекой, в т.ч. создание собственного контента библиотеки, усиление интернет-ресурса и т.д.;

-    развитие внутренних резервов повышения эффективности менеджмента и кадрового обеспечения.

 

Потенциальные риски

-    необходимость внесения изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании», Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы и сроки их принятия;

-    медленный темп разработок необходимых нормативных правовых документов, учебно-методических материалов для 12-летнего образования, наличие практики отказа от ранее принятых решений, формальный учет результатов проводимого эксперимента;

-    отвлечение научных сотрудников на выполнение текущих несвойственных поручений в связи с существующей практикой взаимодействия департаментов МОН РК с Академией, что негативно влияет на качество методологических и учебно-методических разработок Академии;

-    средний возраст научных сотрудников – 47 лет.

Цель:

Создание и успешное функционирование национального научного центра, обеспечивающего обновление традиционной практики образования через трансформацию педагогической парадигмы и влияние на образовательную политику государства.

Задачи:

-         повышение результативности научных исследований в области образования;

-         координация внедрения результатов психолого-педагогических исследований в реальную практику образования;

-         координация разработки нормативной правовой базы всех уровней образования;

-         содействие развитию теории и практики педагогического образования;

-         аккумуляция, трансформация и тиражирование лучшего отечественного и мирового педагогического опыта;

-         изучение, адаптация и трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета и Холдинга «Кәсіпқор»;

-         повышение качества учебно-методического обеспечения процесса обновления содержания образования;

-         вовлечение широкой научной, педагогической, родительской общественности, МИО, СМИ и других заинтересованных сторон в деятельность Академии;

-         институциональное развитие Академии;

-         развитие кадрового потенциала Академии.

Направление:

1. Теоретико-методологическое обеспечение философии и политики образования.

2. Научно-методическое обеспечение интеграции и преемственности всех уровней образования.

3. Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования.

4. Информационно-аналитическое обеспечение развития теории и практики образования.

5. Управление качеством.

Направление 1: Теоретико-методологическое обеспечение философии и политики образования

Меры реализации:

-                   участие в конкурсах и тендерах научных исследований в области образования;

-                   расширение связей Академии с казахстанскими педагогическими вузами и педагогическими колледжами;

-                   привлечение ученых, высококвалифицированных педагогов для сотрудничества в области научно-педагогических исследований;

-                   ведение совместно с зарубежными научно-педагогическими организациями исследований по актуальным проблемам образования;

-                   расширение связей с зарубежными вузами и научными центрами, международными научными организациями;

-                   проведение и участие в международных научно-исследовательских проектах, форумах, симпозиумах, конференциях;

-                   получение статуса головной организации, координирующей научно-педагогические исследования и вне- дрение их результатов в реальную практику образования;

-                   открытие на базе Академии докторантуры (PhD) для подготовки кадров по направлению «Образование»;

-                   открытиев Академии диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора философии (PhD)по педагогическимнаукам

Направление 2:Научно-методическое обеспечение интеграции и преемственности всех уровней образования

Меры реализации:

-                   создание нормативной правовой базы для внедрения ГОСО обновленного содержания образования;

-                    разработка, апробация и внедрение обновленных ГОСО, учебных программ и УМК начального, основного среднего и общего среднего образования;

-                   участие в совершенствовании ОРК, в разработке и экспертизе профессиональных стандартов в сфере образования и науки;

-                   разработка методологии проектирования образовательных программ по направлению «Образование» в системе ТиПО, ВиПО на основе профессиональных стандартов в сфере образования и науки;

-                   разработка Концепции «Образование в течение всей жизни» и Стратегии ее реализации в РК;

-                   обсуждение концептуальных положений современного школьного и профессионального образования на республиканском и международном уровнях путем проведения научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров.

Направление 3:Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования

Меры реализации:

-                   изучение, обобщение, адаптация опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета и Холдинга «Кәсіпқор»;

-                   разработка и осуществление комплексного педагогического мониторинга многолетнего эксперимента по 12-летнему обучению для анализа и обобщения результатов;

-                   обновление содержания ТиПО, ВиПО в направлении дуальной системы обучения с привлечением ведущих зарубежных предприятий, работающих по современным технологиям;

-                   разработка и осуществление комплексного педагогического мониторинга по МКШ (РЦ) для анализа и обобщения результатов;

-                   разработка методологии воспитания, направленного на формирование нового казахстанского патриотизма;

-                   инициирование создания национальнойинформационно-образовательной сети «Білім бұлағы» и разработка ее контента;

-                   создание при Академии Республиканского научно-координационного совета по обновлению содержания образования.

Направление 4:Информационно-аналитическое обеспечение развития теории и практики образования

Меры реализации:

-                   разработка и поставка качественной информации для широкой общественности по обновлению содержания образования;

-                   разработка прогностической информации для принятия решений по обновлению содержания образования;

-                   создание собственного контента библиотеки с широким доступом к мировым научно-педагогическим и образовательным ресурсам;

-                   заключение меморандумов с Национальной академической библиотекой РК, библиотеками вузов РК, а также с подведомственными организациями МОН РК по предоставлению периодической информации о выполняемых работах;

-                   проведение расширенных заседаний Ученого совета Академии с участием представителей подведомственных организаций для оперативности обмена информацией и решения общих задач.

Направление 5:Управление качеством

Меры реализации:

-                   реорганизация Академии в АО со 100% пакетом акций у государства (учредитель – Правительство РК);

-                   расширение функций Академии за счет оптимизации структур подведомственных МОН РК организаций;

-                   поиск альтернативных источников финансирования деятельности Академии;

-                   выстраивание структуры Академии по принципам корпоративного управления;

-                   создание общественного института академиков, Президиума Академии;

-                   расширение инфраструктуры Академии за счет институционального развития лабораторий, центров и институтов, создания региональных объединений, Педагогической библиотеки, Педагогического музея;

-                   внедрение внутренней системы аттестации кадров Академии;

-                   институциональная поддержканациональнойинформационно-образовательной сети «Білім бұлағы»;

-                   создание типографии Академии через расширение функции издательского центра.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Направление 1:Теоретико-методологическое обеспечение философии и политики образования

Задача 1.1:Повышение результативности научных исследований в области образования

Ожидаемые результаты:

 

К 2016 году

К 2020 году

1.1.1 Число выполняемых бюджетных, инициативных, хоздоговорных, в т.ч. международных НИР

не менее 15 проектов

не менее 30 проектов

1.1.2 Положительное заключениеежегодной независимой научно-технической экспертизы

100% НИР

100% НИР

Направление 1:Теоретико-методологическое обеспечение философии и политики образования

Задача 1.2:Координация внедрения результатов психолого-педагогических исследований в реальную практику образования

Ожидаемые результаты:

К 2016 году

К 2020 году

1.2.1 Положительное решениеМОН РК об утверждении Академии как головной организации НИР в области образования

1.2.2 Координация всех НИР в области образования, финансируемых МОН РК

1.2.3 Функционирование при Академии диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора (PhD) по педагогическимнаукам

Направление 2:Научно-методическое обеспечение интеграции и преемственности всех уровней образования

Задача 2.1:Координация разработки нормативной правовой базы всех уровней образования

Ожидаемые результаты:

К 2016 году

К 2020 году

2.1.1  ГОСО РК (начальное образование)

2.1.2 ГОСО РК (основное среднее и общее среднее образование)

Направление 2:Научно-методическое обеспечение интеграции и преемственности всех уровней образования

Задача 2.2:Содействие развитию теории и практики педагогического образования

Ожидаемые результаты:

К 2016 году

К 2020 году

2.2.1 ОРК в сфере образования и науки

2.2.4 Подтверждение квалификаций в сфере образования и науки – 30% педагогических и научно-педагогических кадров

2.2.2 Профессиональные стандарты в сфере образования и науки

2.2.3 Стандарты независимой оценки и подтверждения квалификаций в сфере образования и науки

2.2.5 Стандарты обеспечения качества педагогического образования

2.2.6 Аккредитация образовательных программ колледжей и вузов, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Образование» - 40%

2.2.7  Институциональная аккредитация организаций образования, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Образование» - 10%


Направление 3:Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования

Задача 3.1:Аккумуляция, трансформация и тиражирование лучшего отечественного и мирового педагогического опыта

Ожидаемые результаты:

К 2016 году

К 2020 году

3.1.1 Банк данных инновационных педагогических идей – не менее 150 произведений

3.1.2 Банк данных инновационных педагогических идей– не менее 1000 произведений

3.1.3 Концепция и структура мониторинга реализации инновационных педагогических идей в реальной практике образования

3.1.4 Автоматизированная система мониторинга реализации инновационных педагогических идей в реальной практике образования

3.1.5 Педагогический альманах национальной идеи «Мәңгілік ел»

3.1.6 Педагогическая карта национальной идеи «Мәңгілік ел»

Направление 3:Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования

Задача 3.2:Изучение, адаптация и трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев Университета и Холдинга «Кәсіпқор»

Ожидаемые результаты:

К 2016 году

К 2020 году

3.2.1 Учебные программы и УМК частично обновленного содержания среднего образования

3.2.2 Учебные программы

и УМК обновленного содержания основного среднего и общего среднего образования

3.2.3 Учебные программы

и УМК обновленного содержания начального образования

3.2.4 Методические разработки по проектированию образовательных программ вузов и колледжей, основанных на результатах обучения в соответствии с НРК Республики Казахстан

Направление 3:Учебно-методическое обеспечение процесса обновления практики образования

Задача 3.3:Повышение качества учебно-методического обеспечения процесса обновления содержания образования

Ожидаемые результаты:

 

К 2016 году

К 2020 году

3.3.1 Степень удовлетворенности педагогической общественности учебно-методическим обеспечением обновления содержания образования

50%

75%

3.3.2 Степень удовлетворенности родительской общественности учебно-методическим обеспечением обновления содержания образования

25%

50%

Направление 4:Информационно-аналитическое обеспечение развития теории и практики образования

Задача 4.1:Вовлечение широкой научной, педагогической, родительской общественности, МИО, СМИ и других заинтересованных сторон в деятельность Академии

Ожидаемые результаты:

К 2016 году

К 2020 году

4.1.1 Научно-методический журнал «Білім – Образование» – научное издание, рекомендованное ККСОН МОН РК для публикации основных результатов научной деятельности

4.1.2 Научно-методический журнал «Білім – Образование» – научное издание, имеющий коэффициент impact-factorне менее 0,1

4.1.3 Сайт Академии – динамично обновляемый веб-ресурс с элементами коммуникационной среды, предоставляющий научно-педагогическую информацию

4.1.4 Сайт Академии – национальный образовательный веб-ресурс как коммуникационная среда для основных стейкхолдеров образования

 

Направление 5:Управление качеством

Задача 5.1:Институциональное развитие Академии

Ожидаемые результаты:

К 2016 году

К 2020 году

5.1.1 Новая организационно-правовая форма Академии – акционерное общество со 100% пакетом акций у государства

5.1.2 Новая организационная структура Академии и иерархия трудовых взаимоотношений сотрудников Академии

5.1.3 Оптимизированная структура подведомственных МОН РК организаций

5.1.4 Введение СМК (ISO серии 9001)

Направление 5:Управление качеством

Задача 5.2:Развитие кадрового потенциала Академии

Ожидаемые результаты:

 

К 2016 году

К 2020 году

5.2.1 Остепененность штатного состава научных сотрудников Академии

40%

75%

5.2.2 Средний возраст научных сотрудников

40-45 лет

35-40 лет

5.2.3 Доля выпускников Международной программы «Болашақ» и докторантурыPhDпри Академии в штатном составе научных сотрудников Академии

до 10%

до 30%

 

 


 

Рисунок – предлагаемая организационная структура Академии