ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

О центре

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Центр развития малокомплектных школ
Национальной академии образования имениИ.Алтынсарина

Центр развития малокомплектных школ является структурным подразделением Национальной академии образования имени ИбырайАлтынсарина с 2011 года (далее Центр РМКШ). Основной задачей работы Центра РМКШ является развитие малокомплектных школ с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и  специфической формой организации учебных занятий.

С момента начала работы лаборатории малокомплектных школ научно-исследовательского института педагогических наук имениИ.Алтынсарина (далее Лаборатория) проводилась активная исследовательская работа по проблеме совершенствования педагогического процесса, также выявление потребности в научно-методическом обеспечении малокомплектных школ, которая продолжалась на протяжении нескольких лет.

Малокомплектные школы составляют большой процент из числа всех школ страны. В 1964-1965 годах в Казахстане функционировало 2573 малокомплектных школ, что составляло 61,3% от общего количества школ. Лаборатория с первых лет оказывала научно-методическую поддержку руководителям и учителям малокомплектных школ.

В разные годы проблемами малокомплектных школ занимались ученые - методисты Храпченков Г.М., Аскарбаева А., Аймагамбетова К., Кулмагамбетова Б., публиковавшие результаты своей работы в научно-методических журналах.

Проблема совершенствования методики обучения и содержания обучения, начиная со второй половины ХІХ века до 70-х годов ХХ века, нашла отражение в книге Храпченкова Г.М. «Научно-методические проблемы народного образования в Казахстане» (1976) и в его научных публикациях.

С 1971 по 1975 годы учеными и сотрудниками Лаборатории были изданы программы, учебники для казахских и уйгурских школ и более 50 учебно-методических инструкций, учебных пособий, наглядных пособий и дидактических материалов.

В 1990-1993 годы активная научно-исследовательская работа проводилась по актуальным темам: «Структура и обновление содержания интеграционно-комплексного обучения в 1-2 классах четырехгодичной начальной школы» (руководитель – Майгаранова Ш.), «Особенности организации учебно-методической работы в малокомплектных школах» (руководитель –  Бейсенбаев З., «Совершенствование методики обучения и содержания образования начальной школы» (руководитель – Жунусова К.) и другие.

С 1993 по 1999 годы Лабораторию возглавляла Жунусова К.

В 1999 году директором Лаборатории была назначена Ералиева М., под ее  руководством была оказана методическая поддержка малокомплектным школам страны.

В последующие годы произошли преобразования в структуре НИИ Педагогических наук и в 2000 году начала работу лаборатория по проблеме обучения в малокомплектных школах, в состав которой вошли специалисты: Мамырова К., Нурсейитова С., Кембебаева Ж., Ахметова Р. Сотрудники лаборатории проводили научно-исследовательскую работу, по результатам которой был издан труд «Шағынжинақталғанмектептебілім беру – Образование в малокомплектной школе» (Мамырова К.Н.,  Нурсейитова С.Д., 2002 г., издательство «Ғылым»).

В 2002 году лаборатория начальной школы была объединена с лабораторией малокомплектных школ и получила название «Лаборатория по проблеме обучения в начальной и малокомплектной школе», руководителем которой  была назначена к.п.н. Сламбекова Н.М.

В результате реализации  пункта 75 Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, подписанной Указом Президента Республики Казахстана № 1118 от 7 декабря 2010 года, был создан Республиканский Центр развития малокомплектных школ при Национальной академии образования имени И.Алтынсарина, который возглавил почетный работник образования РК, кандидат сельскохозяйственных наук, ученый, педагог Дуйсебек А.Т. В состав Центра вошли ученые, методисты, имеющие большой опыт работы в школе, среди которых Тойбазарова Б.К., Тулеубаева Х.Т., Смагулова Б.К., Сисенгалиева Г.Ж., Сарсенбина Б.К.

Сотрудниками Центра проводился мониторинг качества процесса обучения, по результатам которого были определены актуальные проблемы МКШ  (еженедельная нагрузка, отсутствие учебно-методических комплексов для объединенных классов и нормативных документов, регулирующих деятельность ресурсных центров (опорных школ), положения о региональных центрах по развитию малокомплектных школ). Согласно графика основных мероприятий Министерства образования и науки РК (приказ № 144 от 04 апреля 2012 года) было изучено состояние начальных малокомплектных школ Алматинской и Восточно-Казахстанской областей,  подготовлены предложения о сохранении начальных малокомплектных школ с учетом имеющегося контингента детей школьного возраста в населенных пунктах данных областей, открытие на их базе опорных школ или малых школьных центров, также возможности открытия детских садов-школ.

Под руководством Дуйсебек А.Т. был подготовлен проект Концепции развития малокомплектных школ.  Разработаны правила деятельности малокомплектных школ. Были разработаны 17 учебно-методических пособий и учебно-методические комплексы (УМК) для малокомплектных школ.

В 2013 году директором Центра развития МКШ была назначена Тойбазарова Н.А., кандидат педагогических наук, в состав Центра влились опытные методисты, проработавшие долгие годы в школе и знающие на практике проблемы малокомплектных школ: Даниярова К.А., Жунусова Г.К. Сотрудниками Центра РМКШ проводились исследования по проблеме повышения качества образования в объединенных классах малокомплектных школ.

Совместно с учеными-педагогами специалисты Центра развития МКШ разработали методические пособия по вопросам функционирования малокомплектных школ для учителей школ с казахским языком обучения в объединенных классах, в которых представлены уроки, разработанные по календарно-тематическому планированию и совмещенному обучению по схожим темам и организации уроков с использованием эффективных методик и технологий коллективного способа обучения, развивающего и дифференцированного обучения, обучения с точки зрения критического мышления.

Одним из направлений деятельности Центра развития МКШ является распространение передового опыта учителей, работающих в условиях малокомплектной школы и ресурсных центров (опорных школ). Так, например, в Карагандинской области с целью обмена опытом учителей малокомплектных школ был проведен республиканский семинар: «Развитие малокомплектных школ и опорных школ-ресурсных центров в едином образовательном пространстве», в работе которого приняли участие 82 педагога, работающих в МКШ. Практические занятия были проведены в СШ Шашубай, СШ № 9 Осакаровского района и Ростовской СШ Бухаржырауского района. На базе средней школы №3 Шортандинского района Акмолинской области был проведен республиканский семинар «Образовательный процесс в малокомплектных школах: проблемы, опыты и новаторство», в котором приняли участие 150 педагогов. В июне 2013 года в средней школе МалайсарыКербулакского района, СШ им. Е.СикымоваАксуского района Алматинской области был проведен областной методический семинар «Приоритетные направления в организации деятельности опорных школ-ресурсных центров» с участием 65 педагогов, руководителей и учителей ресурсных центров и малокомплектных школ.

17 сентября 2013 года приказом № 375 Министра образования и науки были утверждены Типовые правила для всех учебных организаций (начальное, основное среднее и общее среднее образование). Согласно новому Положению малокомплектные школы составили 49,8% от общего числа школ (92 малокомплектных школ расположены в городе и 3547 малокомплектных школ  в сельской местности). Из 3639 малокомплектных школ - 818 - начальная школа, 890 - средняя и 1931- общая средняя школа, в которых функционируют 9147 объединенных класса (61972 учащихся).

В 2014 году на должность директора Центра развития МКШ была назначена Мухамедханова А.К., кандидат исторических наук, доцент. Под ее руководством  работали квалифицированные специалисты: Тойбазарова Н.А. - ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент; Тулеубаева Х.Т. - старший научный сотрудник, Даниярова К.А.- старший научный сотрудник, Жунусова Г.К. - старший научный сотрудник, Бақыт А.Б. - старший научный сотрудник, магистр педагогических наук, Айтбаева А.Д. - старший научный сотрудник, магистр юридических наук.

В 2014 году специалисты Центра развития МКШ провели 5 научно-методических региональных семинаров и республиканские научно-методические семинары «Доступность качественного образования в условиях сельской школы» в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях.

Центром развития МКШ совместно с Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров Актюбинского филиала АО «Өрлеу» Национального центра повышения квалификации был проведен республиканский семинар «Организация научно-исследовательской работы в условиях опорной школы-ресурсного центра», в котором приняли участие представители всех областей республики, вузов, колледжей, институтов повышения квалификации. На семинаре рассматривались актуальные проблемы развития образовательного процесса в малокомплектных школах, уточнены пути их решения. В рамках семинара была оказана квалифицированная  методическая  поддержка методистам областных (районных) методических кабинетов, рассмотрены новаторские идеи и представлен успешный опыт педагогов МКШ. Работа семинара была  проведена в режиме  последующего выезда в ресурсные центры.

В Костанайской области в режиме онлайн был организован республиканский семинар «Организация научно-методической работы в условиях опорной школы-ресурсного центра».

С целью изучения актуальных проблем организации образовательного процесса в сельских школах, обмена инновационным опытом и повышения качества образования были проведены семинары в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях.  В рамках обмена опыта была проведена встреча с зарубежными коллегами, в частности с научными сотрудниками кафедры по развитию малокомплектных школ Республики Башкортостан, Таджикистан и др.

В 2015 году директором Центра развития МКШ назначена  Кудайберген Г.С., имеющая опыт работы в школе и знающая на практике проблемы малокомплектных школ. В Центре работают квалифицированные специалисты: Ахметова Б.С. - ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук,  Тулеубаева Х.Т. - старший научный сотрудник,  Хапур А.Х. - старший научный сотрудник, Диханбаева И.Ж. - старший научный сотрудник, магистр педагогических наук.

В 2016 году директором Центра развития МКШ назначена  Адамова М.Е., имеющая большой опыт работы в сфере образования.

 В настоящее время  по статистическим данным в Казахстане 3036 МКШ, что составляет 41% всех школ, в том числе:

в 685-ми начальных МКШ обучается 8702 младших школьников.

в 834-ми основных МКШ обучается 34802 учащихся.

в 1517-ти средних МКШ обучается 162 349 учащихся. Всего в МКШ обучается 206 тысяч учащихся (7% от всех учащихся республики). 50 тысяч учащихся МКШ обучаются в 7720 совмещенных классах.

Наибольшее количество МКШ в СКО, Акмолинской, ВКО, Костанайской, наименьшее – в Мангистауской, Кызылординской и Атырауской областях.

Текущая ситуация в деятельности МКШ в республике:

Качество образования в МКШ ниже, чем в среднем по РК (ЕНТ, ВОУД, PISA).

Слабая предпрофильная  подготовка и профильное  обучение в МКШ.

Причины:

Несовершенная нормативно-правовая база МКШ.

Инфраструктура и оснащение МКШ хуже по сравнению со средним показателем по РК.

Проблемы в кадровом обеспечении МКШ: нехватка педагогов, доля педагогов с высшей категорией в МКШ в 2 раза меньше, чем в среднем по РК.

Решение проблем:

Совершенствование нормативно-правовой базы МКШ и РЦ.

Совершенствование инфраструктуры и материально-технической базы МКШ.

Решение проблемы кадрового обеспечения.

Расширение сети РЦ.

К 2015 году число МКШ по сравнению с 2011 годом сократилось на 1200 единиц, сейчас в МКШ обучается каждый двенадцатый школьник (в 2011 году - каждый шестой), работает каждый 5-й учитель (в 2011 году – каждый 4-й). К 2020 году МКШ будут функционировать, в основном, для уровней начального и основного среднего образования.

Согласно плана развития РЦ и МКШ было предусмотрено создание в 2011 году - 26 РЦ, в 2012 году- 28 РЦ, 2013 году - 31 РЦ, 2014 году - 35 РЦ, 2015 году - 40 ОШ(РЦ). На сегодняшний день из 160 запланированных РЦ  функционируют 150 РЦ.

Основная причина невыполнения плана по открытию РЦ: недостаточное финансирование местными исполнительными органами. По республике есть регионы, в которых перевыполнили план по открытию РЦ: Карагандинская, Павлодарская и Костанайская области.

Центр развития МКШ НАО имени И.Алтынсарина не только активно сотрудничает с созданными 150 ресурсными центрами и прикрепленными к ним 475 малокомплектными школами, но и выполняет координирующую роль по поддержке МКШ и РЦ по научно-методическому обеспечению, решению актуальных проблем деятельности МКШ, по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, оказывает методическую помощь руководителям, учителям данных школ.

Основные направления деятельности Центра развития малокомплектных школ (МКШ) НАО имени И.Алтынсарина:

Координация деятельности МКШ и  РЦ.

Сбор статистических данных, создание банка данных и интерактивной карты.

Анализ качества обучения и воспитания в МКШ.

Научно-методическое обеспечение МКШ и РЦ в условиях обновления содержания образования.

Проведение семинаров и конкурсов (республиканских, региональных).

Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности МКШ и  РЦ.

Разработка предложений в МОН РК для определения дальнейшей стратегии развития сети МКШ.

Сотрудниками Центра изучено состояние МКШ в Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской,  Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей. Центром развития МКШ поддерживается постоянная связь со специалистами ресурсных центров (РЦ) и МКШ, проводится системная работа по изучению ситуации и выявлению актуальных проблем деятельности МКШ, предпринимаются меры по усилению научно-методической помощи по конкретным направлениям деятельности РЦ и МКШ.  Проведенная работа позволила выявить успешную  деятельность РЦ и МКШ регионов и  назревшие актуальные проблемы в деятельности МКШ.Проведен анализ деятельности МКШ по регионам и оказана методическая помощь 115 МКШ и 38 РЦ Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей.

По итогам работы подготовлены следующие материалы:

-   ИМП по МКШ и РЦ;

-   техническая спецификация услуг по разработке методических пособий по МКШ и РЦ;

-   информация в МОН РК  об открытии  РЦ по регионам на 2015-16 учебный год;

-  банк данных по МКШ, РЦ и интернатным организациям в регионах страны.

В 2015 году подготовлено  5  методических пособий.

В соответствии с Сетевым графиком основных мероприятий  МОН РК на 2015 год, утвержденного приказом Ответственного секретаря  МОН РК от 30 декабря 2014 года № 552,  Центром развития МКШ были  проведены следующие мероприятия:

организация выездных сессий РЦ в ЗКО, СКО, ЮКО, ВКО (согласно графика). На местах были проведены семинары, круглые столы с участием руководителей районных отделов образования, директоров и учителей РЦ и магнитных школ;

подготовка и проведение Республиканского конкурса «Лучший ресурсный центр».

Сотрудники Центра приняли участие:

во ІІ-ой международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: поиски и решения», проведенной  НАО имени И.Алтынсарина (Астана, 20 ноября 2015 года);

 в работе семинара по разработке учебных программ, учебников и УМК для 12 класса экспериментальных школ по переходу на 12-летнее обучение;

в проведении входного тестирования апробации обновленного содержания образования вАкмолинской и Карагандинской областей. По результатам тестирования подготовлен отчет;

в  работе семинара по обмену опытом в организации деятельности МКШ с представителями управления образования Якутии.

В данное время разработаны два  проекта по развитию МКШ по реализации Государственной программы развития образования на 2016-2020 гг. и на 2017-2021 гг. в рамках финансирования Всемирным банком.

Совместно с сотрудниками МОН РК были обсуждены  актуальные проблемы развития МКШ и пути их решения.

В 2015 году под руководством КудайбергенГ.С.был проведен 1-ый Республиканский конкурс «Лучший ресурсный центр». Основная цель конкурса- выявление, обобщение и распространение лучшего опыта организации деятельности ресурсных центров и изучение поиска новых педагогических идей и инновационных подходов в управленческой, методической и учебно-воспитательной деятельности ресурсных центров.

В рамках Республиканского конкурса была организована выставка прикладного искусства участников Республиканкого конкурса. Конкурс, согласно положению, был проведен в два этапа: на областном и республиканском уровнях. На Республиканском конкурсе были представлены 13 победителей областных конкурсов «Лучший ресурсный центр (опорная школа) из 10 регионов республики.

Номинанты и победители конкурса были награждены грамотами и дипломами Министерства образования науки Республики Казахстан, Национальной Академии образования имени И. Алтынсарина.

Дальнейшая стратегия развития МКШ и РЦ:

1.Совершенствование нормативно-правовой базы МКШ и РЦ.

2.Разработка эффективных механизмов финансирования деятельности РЦ и МКШ.

3.Обеспечение  инфраструктурного развития (ресурсные центры, интернаты, подвоз).

4.Усовершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5.Развитие дистанционного обучения.   

6.Поддержка учительского корпуса МКШ и РЦ.

Для подготовки педагогов МКШ необходимы специальные условия:

дополнительная специализация педагогов по смежным дисциплинам в вузах;

доплаты за работу в совмещенных классах МКШ;

доплаты учителю за работу в РЦ с учащимися из магнитных школ;

новые подходы к аттестации и повышению квалификации педагога.

7.Для обеспечения качественного образования необходим перевод старшеклассников МКШ в полнокомплектные школы.  Согласно ГПРО к 2020 году большинство МКШ будет функционировать только для уровней начального и основного среднего образования.

Проект плана работы  НАО им.И.Алтынсарина на 2017 г.

1. Разработка методических пособий и рекомендаций для педагогов МКШ по вопросам взаимодействия с РЦ в межсессионный период.

2.Разработка методических рекомендаций по организации учебного процесса в совмещенных классах в условиях обновления содержания образования.

3.Исследование вопросов взаимодействия ресурсных центров с магнитными школами в сессионный и межсессионный периоды.

4.Разработка интерактивной карты расположения сети и контингента малокомплектных школ, в т.ч. по языкам обучения.

5.Оказание методической помощи МКШ и РЦ на местах.

6.Проведение региональных выездных семинаров. 

7.Изучение международного опыта развития МКШ.

8.Проведение онлайн конференции для педагогической общественности, учащихся, родителей, региональных административных органов, СМИ .

9.Публикация результатов деятельности РЦ и МКШ в средствах массовой информации.

10.Проведение III Республиканского конкурса " Лучший ресурсный центр (опорная школа) "