ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Опыт общеобразовательных и специальных школ

Внастоящее время по данным МОН РК за 2016 год в Республике Казахстанфункционирует 98 специальных школ, 42 специальных детских садов.Помимо этого обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в общеобразовательных школах и детских садах, реализующих инклюзивное образование, специальных группах и классах при общеообразовательных организациях.

Общее количество детей с особыми образовательными потребностями составляет 144 783 детей, из них школьного возраста 96555 детей, дошкольного возраста 48228. Из них охваченных инклюзивным образованием 32125 детей в 3289 общеобразовательных школах страны, что составляет 44,45% от общего количества школ.

Существуют разные модели, позволяющие сохранить функционирование дифференцированной системы специальных организаций образования. Самой востребованной моделью для обеспечения детей с особыми потребностями качественными образовательными услугами является развитие инклюзивного образования через включение детей с особыми потребностями в образовательный процесс массовой школы.

Анализ развития инклюзивного образования позволил выделить ряд апробированных механизмов включения детей с особыми потребностями в полноценный образовательный процесс. Одной из эффективных моделей инклюзивного образования, действующей в стране, является модель, созданная в ГУ ОСШ № 27 г. Караганды. На базе школы создана служба психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями, обеспечивающая обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с особыми потребностями. На сегодняшний день, обучение детей с особыми образовательными потребностями проводится по разноуровневым программам и индивидуальным программам психолого-педагогического сопровождения. Обязательным является включение коррекционного компонента.

Другой успешной моделью инклюзивной школы является модель экспериментальной площадки Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (ННПЦ КП ) в г.Алматы. Согласно данной модели предполагается тесное сотрудничество с ННПЦ КП по следующим направлениям:

• разработка и апробация организационно-методических основ инклюзивной практики;

• внедрение методов нейропсихологической коррекции в образовательный процесс;

• разработка и апробация программы по формированию толерантного восприятия и отношения к детям с ОВР.

Растущие информационные потоки позволяют расширить возможности по созданию инклюзивной среды и обеспечению доступа к качественному образованию детям с особыми потребностями. Активное использование интернет-ресурсов, ИКТ в ряде организаций образования страны позволяет использовать обширные коммуникативные умения и навыки социализации детей с особыми потребностями.

В школах Акмолинской области наработан определенный опыт использования методов и технологий коррекционной и профилактической работы, ИКТ в образовательном процессе для детей с особыми потребностями, на основе которого создана региональная модель взаимодействия различных структур по внедрению инклюзивного образования и апробированная в Акмолинской области при поддержке Управления образования Акмолинской области и НПО «Научно-информационный центр гражданского образования» (г.Астана).

Анализ состояния и развития инклюзивного образования в Казахстане, процесс развития инклюзии в образовании до сих пор претерпевает трудности и остаются нерешенные проблемы:

• разобщенность, несогласованность действий различных ведомств по развитию инклюзивного образования;

• отсутствие условий (в большинстве организаций) безбаръерного доступа обучающимся с особыми потребностями;

• организационно - методическая неготовность организаций образования и педагогических работников к внедрению инклюзивных практик;

• психологическая неготовность части педагогов, родителей и обучающихся к совместному обучению;

• отсутствие в учебных программах подготовки педагогических кадров (в ВУЗах и колледжах) учебных курсов по инклюзивному образованию;

• отсутствие преемственности в организации инклюзивной среды между уровнями образования.

Поддержкой развития инклюзивного образования в стране должно стать нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования и внесение изменений в образовательную политику, а также его научно-методическое сопровождение.

Необходимо обеспечить подготовку и переподготовку педагогических кадров для работы в условиях инклюзии, повышение компетентности педагогических работников по вопросам инклюзивного образования и создание сетевого сообщества организаций образования, внедряющих инклюзивные практики.