Обращения и выступления президента

Выступление президента НАО им. И.Алтынсарина Жилбаева Ж.О. на коллегии МОН РК.
25.02.2016
Выступление президента НАО им. И.Алтынсарина  Жилбаева Ж.О. на коллегии МОН РК.

 

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем вопросы, стратегически значимые для казахстанского образования в целом. В докладе Куляш Ногатаевны был подробно освещен ход апробации. Я остановлюсь на отдельных моментах мониторинга. Как известно, от его качества зависят объективность и обоснованность результатов апробации.

Поэтому для проведения мониторинга была разработана и утверждена его методология. Определены цели, структура, этапы и функции всех участников мониторинга.

Создан Координационный совет для системной поддержки и принятия решений по итогам апробации.

Основным исполнителем мониторинга является Национальная академия образования им. И.Алтынсарина при поддержке АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Ключевой целью мониторинга является оценка качества и эффективности учебных программ и УМК по обновленному содержанию образования, а также системы критериального оценивания.

Согласно методологии, сегодня мы подводим итоги первых этапов.

На предварительном этапев сентябре 2015 года осуществлен сбор статданных по контингенту учащихся и по качественному составу учителей пилотных классов.

По состоянию на 01 октября 2015 года в апробации задействованы 429 учителей, из них 143 учителя начальных классов и 286 учителей-предметников:

-   наибольшее число учителей начальных классов задействованы в пилотных школах с казахским языком обучения;

-   категории имеют около 90% учителей пилотных классов, при этом доминирует доля учителей первой категории.

Также в сентябре было проведено «входное» диагностическое тестирование первоклассников в 30-и пилотных и 16-ти контрольных школах.

Как показывают отчеты сотрудников Академии по визитам в школы, процедуры тестирования были соблюдены, школы полностью были готовы к проведению тестирования.

Согласно Инструкции диагностическое тестирование проводилось по следующим предметам: «Познание мира», «Обучение грамоте», «Математика».

По итогам тестирования установлено, что учащиеся контрольных школ показали более высокие результаты. Значение среднего балла здесь равняется 24,0, что на 2,6 балла больше, чем показатели пилотных школ. Относительно контингента опрошенных и максимального балла эта разница не столь значительна.

С заданиями справилось подавляющее большинство первоклассников. Доля учащихся, правильно выполнивших задания из контрольной школы, превышает этот же показатель пилотных школ на 8,5%.

Высокие показатели – 29-30 баллов – набрали 12,5% учеников. В разрезе пилотных и контрольных школ данный показатель составляет 8,2% и 20,5%  соответственно.

Показатели свыше 25 баллов наблюдаются в 8-и школах, из них в 4-х пилотных и в 4-х контрольных школах.

В целом, сравнительный анализ результатов тестирования между пилотными и контрольными школами показал следующее:

1) учащиеся и пилотных, и контрольных школ демонстрируют наиболее высокие результаты по математике, и наименее низкие результаты по познанию мира;

2) сельские школьники как пилотных, так и контрольных школ демонстрируют более низкие показатели, чем городские школьники.

Обобщение результатов диагностики «на входе» позволяет сделать следующиевыводы:

1.  Соотношение результатов тестирования учащихся городских и сельских школ в полной мере отражает общую картину казахстанского образования: на селе качество образования ниже.

2.  Подтверждается актуальность обновления содержания предмета «Познание мира», так как первоклассники и пилотных, и контрольных школ показали наиболее низкие результаты в познании своей родины, государственной символики Казахстана, а также сезонных изменений в природе.

3.  Родители и педагоги дошкольных организаций образования при подготовке детей к школе в большей степени обращают внимание на математические знания, так как первоклассники показали наиболее высокие результаты в умениях вести прямой и обратный счет, логически рассуждать, сравнивать предметы, а также в знаниях счета, количества и геометрических фигур.

4. Умеренные показатели по предмету «Обучение грамоте» свидетельствуют о слабом внимании родителей и педагогов дошкольных организаций образования к основам грамматики и развитию речи детей.

Уважаемые коллеги!

Во время посещения пилотных школ сотрудниками НАО были проведены встречи с руководством и учителями.

В ходе обсуждения получены отзывы о новых учебниках и УМК, о наличии ресурсов для проведения занятий.

На основе отзывовучителей пилотных классов выявлено соответствие содержания учебников учебной программе. По некоторым из них у учителей возникали вопросы, но в процессе обсуждений они были решены.

Помимо этого, в ходе беседы с учителями и администрацией пилотных школ были выявлены общие проблемы, связанные с апробацией, в частности:

1)  Не выделены средства на укрепление материально-технической базы (ШГ №10 г.Талдыкорган, СШ №2 «Мурагер» г. Кызылорда, ШГ №15 г. Туркестан, СШ №10 г.Костанай, Свердловская СШ (МКШ) Костанайской области).

2)  Не осуществляется доплата учителям, участвующих в апробации(СШ №2 «Мурагер» г. Кызылорда, Свердловская СШ (МКШ) Костанайской области).

3)  Недостаточно ресурсов для проведения уроков (Акмолинская область, г. Степногорск Многопрофильная ШЛ №5,ВКО ШК им. Абая, г.Усть-Каменогорск СШ №39, ШГ №15 г. Туркестан).

4)  Наполняемость классов превышает нормы, и как следствие – нехватка учебников (ШГ №15 г. Туркестан).

5) Отсутствие широкополосного интернета (Алматинская область г. ЖаркентСШ им. Х.Хамраева, г.Костанай СШ №10, Костанайская область Свердловская СШ, СКО Сартомарская СШ, г.Петропавловск неполная СШ №16, г.Туркестан ШГ №15, ЮКО Созакская ШГ).

6) Нехватка педагогических кадров (Мангистауская область ШЛ им.А.Горького, г.Туркестан ШГ №15).

Следующие два этапа мониторинга связаны с выявлением целей обучения (ЦО), которые вызвали затруднения.

В этой связи в конце первой и второй четверти учителя заполнили две технологические карты. Анализ показал, что в школах с казахским языком обучения число целей обучения, которые вызвали трудности, на 10 больше, чем в школах с русским языком обучения.

Учителя поясняют это, прежде всего, несоответствием возрастным особенностям детей и нехваткой ресурсов.

Мы говорим о целях обучения, которые вызвали трудности у большей половины учителей, т.е. свыше 50% (пятидесяти процентов) опрошенных. Эти цели обучения однозначно должны будут пересмотрены в ходе корректировки учебных программ.

Вместе с тем, следует также обратить внимание и на те цели обучения, которые вызвали трудности у 30-ти и более процентов учителей. Но здесь необходим более детальный анализ для исключения субъективной оценки.

Поэтому нужно выяснить, каким образом на оценку программ со стороны учителей повлияли такие факторы, как:

-      педагогический стаж учителя;

-     уровень его образования;

-    квалификационная характеристика;

-     прохождение курсов повышения квалификации по обновленному содержанию образования.

Немаловажное значение имеют настрой родителей, помощь администрации школ, характеристики образовательной среды конкретной школы, а также дошкольная подготовка. Так, по данным мониторинга, доля первоклассников с дошкольной подготовкой в контрольных классах превышает этот же показатель пилотных школ на 2,5%. Это тоже не могло не повлиять на полученные результаты.

Уважаемые коллеги!

Хочу особо обратить ваше внимание на следующий момент. На этом этапе мониторинга мы лишь констатируем факты.

Установление причин – это вопрос дальнейшего анализа, который следует провести после завершения учебного года. Это, во-первых.

Во-вторых, по плану в феврале нам предстоят визиты в школы. Поэтому сейчас разрабатываются вопросы для беседы в фокус-группах, уточняются анкеты по итогам первого и второго этапов мониторинга.

Уважаемые коллеги!

Я повторюсь: все, о чем говорилось выше, представляет собой предварительные результаты. Поэтому третий этап мониторинга выступит решающим моментом для уточнения многих вопросов.То есть во время плановых визитов, посещения уроков, интервью и бесед будут уточняться причины выявленных проблем. К примеру, надо сравнить результаты по каждому предмету в разрезе каждой четверти и учебного года в целом с учетом стажа, возраста, квалификационной категории каждого учителя и т.д. Иными словами, до окончательных выводов и до принятия каких-либо решений следует пройти все этапы мониторинга.

Но уже сегодня, в ходе рабочих встреч, в общении с учителями пилотных школ нетрудно заметить положительную тенденцию. Она связана с тем, что учителя стали увереннее. У них появился устойчивый профессиональный интерес к новой программе, больше усилий прилагают на самоподготовку и самообразование. Педагогические коллективы школ поддерживают учителей пилотных классов. А первоклассники стали более дружелюбны по отношению друг к другу, заметно развиваются их коммуникативные навыки, у них стабильно повышается интерес к учебе.

В целом, мониторинг апробации ГОС НО в 30-ти пилотных школах идет по плану, в соответствии с утвержденной методологией.

Спасибо за внимание!

вернуться к списку