Обращения и выступления президента

Инновации в образовании для успешного будущего. Выступление президента НАО им. И.Алтынсарина Жилбаева Ж.О. на 2-й международной конференции «Инновации в образовании: поиск и решения»
23.11.2015
Инновации в образовании для успешного будущего. Выступление президента НАО им. И.Алтынсарина Жилбаева Ж.О.  на 2-й международной конференции «Инновации в образовании: поиск и решения»

Уважаемые участники Конференции!

Я рад приветствовать вас на нашей Конференции, которую Академия проводит уже второй раз. И в дальнейшем мы намерены проводить ее ежегодно.

В этом году Конференция организована совместно с нашим партнером из Российской Федерации – Уральским государственным педагогическим университетом.

Пленарное заседание мы проводим после секционной работы. Глубоко уверен, что обсуждение проблем за круглым столом было интересным и плодотворным.

Уважаемые коллеги!

В теме моего доклада инновации в образовании заявлены как фактор успешного будущего. Поэтому начну с формулы успеха. Полагаю, что она заключается в следующем: от стандартов через идеалы к эталону.

В педагогическом контексте эталоном выступает достойная жизнь, обеспеченная высоким качеством образования.

Идеалом для достижения такого качества являются успешный ученик и успешный учитель. Их взаимная успешность зависит, прежде всего, от педагогического мышления. Если оно инертно, не способно к инновациям, то вся система образования будет лишена всякой возможности продвигаться к лучшему.

Фактором успешности ученика и учителя выступают образовательные стандарты. Если стандарты консервативны, не адаптивны к меняющимся условиям, то продвижение к достойному будущему окажется весьма затруднительным. 

Поэтому на пути к педагогическим идеалам нам следует переосмыслить и пересмотреть, прежде всего, наши стандарты образования.

Как вам известно, уже несколько лет в центре внимания педагогического сообщества находятся образовательные программы НИШ. В последнее время этот интерес возрос особенно. В стране началась активная трансляция данного опыта.

С учетом именно этого опыта разработан Государственный общеобязательный стандарт начального образования, который после широкого обсуждения был утвержден Постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года.

В сравнении с действующим  новый  стандарт построен на описании четких результатов обучения. Иными словами изменена суть педагогического целеполагания. Теперь цели становятся общими для ученика и учителя.

Безусловно, можно возразить: ведь цели мы прописывали всегда и в стандартах, и в поурочных планах. Особенно в поурочных планах. И, как правило, ставили триединые цели, направленные на обучение, развитие и воспитание. И в самом начале урока мы озвучивали их детям.

Но это цели педагогические, т.е. цели учителей, не детей. Вряд ли найдется ученик, который бы, проснувшись утром, заявил, что идет в школу получить сегодня, скажем, патриотическое или нравственное воспитание, или развить свое критическое мышление. Я немного утрирую. Но ведь именно так свои цели на урок мы прописывали, да и прописываем до сих пор. При этом пользовались такими глаголами, как: «дать знания», «научить», «объяснить», «приобщить» и т.д. Иными словами, мы планируем свои действия на уроке, а дети должны послушно выполнять их.

В новых стандартах дело обстоит иначе. Для ясности приведу один пример. Предмет «Обучение грамоте». Одна из целей звучит следующим образом: «Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя)». Все очень конкретно, измеримо и вполне достижимо. В ходе обучения эта цель легко трансформируется в результат обучения.

Причем время для достижения каждой цели не ограничивается одним уроком. Ученик имеет возможность достичь цель обучения в течение четверти. А учитель, теперь уже исходя из цели обучения, отбирает содержание. Впервые образование будет строиться не от содержания к обучению, а от ожидаемых результатов обучения.

Ожидаемые результаты обучения спроектированы с учетом специфики каждой образовательной области, объединяющей несколько родственных учебных предметов.

В новых ГОС НО выделены 6 образовательных областей. В организациях образования с языком обучения этносов, компактно проживающих на территории Казахстана, в образовательную область «Язык и литература» дополнительно входят родной язык и литература данного этноса.

Помимо этого введены новые учебные предметы: «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии», изменено содержание  предмета «Познание мира». Для изучения языковых дисциплин предусмотрено  уровневое обучение.

Яркой особенностью новых стандартов является возможность для реализации общедидактического принципа «обучать воспитывая, воспитывать обучая». В этом смысле колоссальной педагогической ценностью обладает идея сквозных тем. Достигая ту или иную цель обучения по отдельному предмету, дети имеют возможность изучать учебный материал целостно и образно, так как сквозные темы обеспечивают межпредметную интеграцию.

Это означает, что младшие школьники, которым еще не свойственно абстрактное мышление, академические знания будут получать на конкретных образах из реальной жизни. Именно здесь педагоги получают возможность приобщать детей к социальным ценностям. Сегодня приоритеты в системе ценностей  определены общенациональной идеей «Мәңгілік ел».

Как известно, наиболее статичной составляющей в образовании является его содержание, динамике, как правило, подвергаются методы, средства, формы обучения, педагогические технологии, системы оценивания.

В самом деле, мы, по-прежнему, будем изучать и таблицу умножения, и правила сложения и вычитания, и правила правописания, и теорему Пифагора, и закон Ома и т.д.

Но подход к проектированию содержания образования изменился кардинально. В новых стандартах реализован принцип спиральности. В классической дидактике этот принцип известен давно. Но в нашей практике образования мы применяем его впервые.

Идея спиральных учебных программ заключается в том, что ребенок повторяет тему или понятие несколько раз на протяжении всего школьного обучения, и при этом сложность темы возрастает при каждом повторении. На это направлены также межпредметная интеграция и обучение через сквозные темы.

Итак, новые учебные программы построены на:

1) принципе спиральности при проектировании содержания предмета;

2) иерархии целей обучения по таксономии Блума;

3) педагогическом целеполагании по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

4) наличии «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

5) соответствии содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акценте на формирование социальных навыков;

6) технологизация учебного процесса в форме разработанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, что позволит резко сократить нагрузку учителя, поскольку они заменят трацидионное  календарно-тематическое и поурочное планирование.

В целом, обновление содержания позволит достигнуть непрерывного развития навыков обучающихся по всем уровням образования.

Все вышесказанное о новом стандарте будет подвергнуто проверке в естественном образовательном процессе. С 1-го сентября этого года в 30 пилотных школах страны началась апробация нового ГОС НО.

Разработаны методология, технологические карты мониторинга и определены его технологические процедуры.

Мониторинг проводится Национальной академией образования им. И.Алтынсарина и АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»  при поддержке МОН РК.

Сегодня на предварительном этапе мониторинга осуществлен сбор статданных и проведено диагностическое тестирование обучающихся первых классов 30-и пилотных и 16-ти контрольных школ. Из числа 30-ти пилотных школ 18 школ находятся в городах, 12 – в сельской местности, что в процентном соотношении составляет 60:40, иная картина в 16-ти пилотных школах, здесь процентное соотношение между городскими и сельскими школами составляет 50:50.

В диагностическом тестировании «на входе» приняли участие всего 5230 первоклассников.

По итогам тестирования наиболее высокий результат показали пилотные школы с уйгурским языком обучения, наименьший – с русским языком обучения.

Обобщение результатов диагностики «на входе» позволил сделать следующие выводы:

1.       Соотношение качества образования в городских и сельских школах в полной мере отражает общую картину, свойственному казахстанскому образованию: на селе качество образования ниже.

2.       Родители и педагоги дошкольных учреждений при подготовке детей к школьному образованию в большей степени обращают внимание на математические знания, так как первоклассники показали наиболее высокие результаты в умениях вести прямой и обратный счет, логически рассуждать, сравнивать предметы, а также в знаниях счета, количества и геометрических фигур.

3.       Умеренные показатели по предмету «Обучение грамоте» свидетельствуют о слабом внимании родителей и педагогов дошкольных учреждений к основам грамматики и развитию речи детей.

4.       Включение предмета «Познание мира» подтверждает актуальность его введения в школьную программу, так как первоклассники показали наиболее низкие результаты в познании своей родины, государственной символики Казахстана.

Мониторинг будет продолжен. Информация, собранная в ходе мониторинга, будет использована для выявления и анализа проблем, требующих принятия необходимых мер.  

Ясно, что новое построение содержания образования требует системных изменений и в других его составляющих, в частности, в системе оценивания. Новое содержание образования сопровождается системой критериального оценивания. Однако, проблема оценки знаний и квалификаций намного шире. Здесь нужен комплексный педагогический мониторинг. Он должен располагать широким инструментарием для психолого-педагогического отслеживания результатов деятельности обучающихся. Здесь нельзя ограничиваться результатами ВОУД и/или ЕНТ, а также международных сравнительных исследований TIMSS, PISA. Следует на постоянной основе отслеживать воспитательный эффект образования, результативность всех нововведений и реформ.

Уверен, сегодня эти вопросы были в поле обсуждения за круглым столом, посвященному педагогическим измерениям.

Обновление стандартов школьного образования обуславливает также изменения и в подготовке учителей. Сегодня необходимо готовить учителей не только к обучению по новым стандартам, но и  к инклюзивному образованию, полиязычному обучению, к работе в условиях МКШ. Все это требует готовности педагогов к постоянным инновациям. Повторюсь, именно этим отличаются новые стандарты: осилить их могут учителя, которые находятся в постоянном поиске новых форм, методов и средств обучения.  

На сайте Академии мы разместили наши предложения о модернизации педагогического образования в целом. По моему поручению на первой секции нашей Конференции эти инициативы были вынесены на обсуждение. Надеюсь, в резолюцию Конференции внесены предложения по данному вопросу.

Итак, сегодня мы имеем реальную возможность продвигаться по формуле успеха, которую я обозначил в начале своего доклада. Иными словами, наши новые стандарты образования являются основой успешности ученика и педагога. Их успешность – залог достойного труда.

Именно на концепции достойного труда основаны сегодня многие социальные реформы,  где труд рассматривается как:

-         стержень устойчивого социального, экономического и экологического развития;

-         главный фактор в обеспечении сбалансированности и социальной справедливости.

Труд, как базовый элемент жизни любого человека, в том числе и вступающего во взрослую жизнь, является источником всех благ и формой реализации его интеллектуальных и физических способностей.

Именно с этих позиций следует понимать те реформы, которые проводятся в казахстанской системе образования.

В этом аспекте для наших детей уже недостаточно усвоение готовых знаний. Сегодня образование становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека, а обучение умению самостоятельно добывать необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач становятся непременным условием продвижения в успешное будущее.

Благодарю за внимание!

вернуться к списку