Обращения и выступления президента

Выступление Жилбаева Ж.О. на научно-образовательном форуме «Education, forward!» по теме «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития»
30.07.2015
Выступление Жилбаева Ж.О. на  научно-образовательном форуме «Education, forward!» по теме «Образование  через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Во вступлении сегодняшнего доклада я бы хотел отметить, что социально-экономическое развитие современного Казахстана входит в новую стадию и будет протекать в рамках пяти институциональных реформ, выдвинутых Президентом страны Н.А. Назарбаевым в его предвыборной кампании. В их числе:

·   формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата;

·    обеспечение верховенства закона;

· индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации;

·    нация единого будущего;

·   транспарентное и подотчетное государство.

Стратегия реализации этих реформ четко и ясно изложена в представленном после выборов в мае этого года программном документе «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства».

В рамках указанного документа нам предстоит выполнить некоторые шаги, касающиеся модернизации системы образования. Эти шаги следующие:

·         76 шаг. Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран-членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ.

·         77 шаг.Подготовка квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах и десяти вузах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны.

·         78 шаг. Поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой.

·         И 79 шаг. Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах. Главная цель – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.

Итак, уважаемые коллеги!

Как вы уже наверное поняли, я не зря начал свое выступление с информации о проводимых в Казахстане ремормах, так как они затрагивают в том числе и образовательные процессы.

Если вдуматься, то перечисленные выше шаги требуют огромных усилий большого количества людей разного уровня. При этом бесспорно то, и думаю Вы со мной согласитесь, что ключевой фигурой во всех этих процессах выступает учитель (педадог).

Но даже при том, что именно педагог, по моему мнению, является краеугольным камнем образовательной системы, если быть честным, престиж профессии преподавателя в нашем обществе, мягко говоря, невысок. А ее значимостьсильно недооценена. Нынче сложилась ситуация, когда люди мыслят древними словами великого Сенеки,который говорил: «кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Да-да, и смех, как говорится, и грех. Но эти слова как нельзя лучше отражают отношение нынешней молодежи к вопросу выбора профессии педагога.

Здесь стоит отметить, что бесспорно одним из ключевых факторов «невыбираемости» профессии учителя выпускниками современных школ Казахстана является низкий уровень заработной платы в этой сфере. При этом по моему глубокому убеждению выбор педагогической специальности не может и не должен строится исключительно в финансовом аспекте. Нельзя заманивать в нашу среду молодежь только большим рублем.

Полагать, что при повышении уровня зарплат сотрудников системы образования сюда начнут приходить только ценные кадры, также ошибочно, как думать, что при переименовании Амазонки в Лену, Ленские столбы Якутии вдруг перенесутся в Бразилию.

Сложность и специфика выбора педагогической профессии заключаются, прежде всего, в системе личностных ценностей человека, выбирающего или уже выбравшего эту профессию. Прежде всего кандидат должен обладать высокой духовностью, приверженностью социальным идеалам, устойчивостью профессиональных интересов, способностью к преодолению трудностей, твердостью характера и стремлением к позитиву. И это далеко не всё, и не просто слова. Возможно они звучат пафосно, но без этого тяжелый труд учителя, ежедневный, кропотливый, порой рутинный и иногда неоценённый, очень быстро теряет свою привлекательность и притягательность.

Именно эти качества должны быть фундаментом педагогического образования. Они должны стать исходными при отборе абитуриентов на педагогические специальности. Ибо «как» и «чему» бы мы ни учили будущих педагогов, их профессиональная подготовка без такого прочного фундамента будет малоуспешной или вовсе провальной.

Вопрос о творческих экзаменах для абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны на педагогические специальности, поднимался не раз. Мы и сейчас находимся в поиске оптимальных решений. Уже сегодня намечена разработка новых правил приема на обучение по педагогическим специальностям с введением творческого экзамена на основе международного опыта (оценка навыков коммуникативного и межличностного общения, критического мышления, тест на психологическую устойчивость). Также прорабатывается создание целого ряда стимулов для привлечения лучших абитуриентов на педспециальности.

Дорогие коллеги!

Все мы понимаем, что педагог, независимо от того, будь он преподавателем вуза или школьным учителем, должен владеть интегрированными знаниями, то есть знаниями в специальной области (математики, географии, истории и тому подобное) и в области педагогики.

Однако, в погоне за остепенённостью профессорско-преподавательского состава вузы зачастую допускают к учебному процессу специалистов без педагогического образования. А если к отсутсвию профильных педагогических навыков приложить отсутствие фундамента системы ценностей педагога, о которой я говорил ранее, то картина и вовсе получается неприглядная.

В итоге иногда в образовательном процессе возникают педагогически неквалифицированные ситуации, равносильные тому, как в операционной палате «орудует» хирург, не имеющий специального медицинского образования. В этом, как я думаю, кроется одна из основных проблем не только вузовского, но и всех уровней образования в целом.

С учетом вышесказанного нам следует разработать профессиональный стандарт педагога. И стандарт этот должен быть единым, т.е. на одну профессию педагога. У нас на сегодняшний день разработаны и находятся на утверждении 10 таких стандартов: но отдельно для каждого уровня образования (дошкольного, среднего, высшего и так далее). Нам же необходима единая модель.

Далее, уважаемые коллеги,с постановкой новых задач, нам нужны новые стратегии в педагогических вузах. Министерством сегодня инициируется обновление базового педобразования по системе четыре плюс один (4+1) (педбакалавариат и обязательная педмагистратура), а также новая политика выделения государственных образовательных грантов на педагогическую профильную магистратуру.

Для этого, в первую очередь, необходимо преодолеть инертность педагогического мышления, создавая ситуацию, когда каждое учебное заведение, исходя из общих целей, само решает какие именно образовательные услуги (программы) может предложить обществу.

Именно такая идея лежит в основе опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, педагогическая ценность которого не подвеграется сомнению. На сегодня это серьезная и пока единственная системная альтернатива традиционному школьному образованию в Казахстане. Как и любое новшество, оно подвергается сомнениям, претерпевает критику, причем не всегда конструктивную. Но сегодня этот опыт широко обсуждается в академической и профессиональной среде и в своем продвижении в массовую школу всё больше и больше находит сторонников и сподвижников.

Замечу, все проводимые нововведения имеют системный характер. Поэтому обновление содержания образования коснется всех его уровней, начиная от дошкольного, завершая постдипломным обучением. Будет меняться и система оценки учебных достижений обучающихся, и система гарантии качества образования, и научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Следовательно, нуждаются в обновлении и система повышения квалификации педагогов, и система профессиональной подготовки будущих учителей.

Эта работа уже начата, учителя в Казахстане сегодня повышают квалификацию по трехуровневой программе, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Обновляется и система повышения квалификации по программам АО «Национальнальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Но я считаю, эти услуги должны быть расширены с тем, чтобы у каждого педагога была возможность выбора индивидуальной траектории. Стоит рассмотреть возвращение к идее ваучерно-модульной системы повышения квалификации педагогов.

Кроме всего сказанного, перед казахстанским образованием поставлена непростая задача перехода на английский язык обучения в старших классах. Иными словами, мы продвигаемся к модели мультиязычного школьного образования, в которой не будет школ с одним основным языком обучения: одни предметы будут вестись на казахском, другие – на русском, а третьи – на английском языке.

На представленном слайде отображен план поэтапного перехода на английский язык обучения в старшей школе. К сожалению объем информации сократить не удалось, поэтому символы получились возможно нечитабельными, и не все их смогут рассмотреть. Но я специально не стал сокращать таблицу, чтобы вы, уважаемые участники форума, смогли увидеть, в каком формате и в какие сроки у нас намечен переход на трехъязычную систему образования. Если кому-то интересны подробности, то после выступления я с удовольствием поделюсь данной таблицей со всеми желающими.

В дополнение ко всему я также хочу продемонстрировать Вам еще один слайд, на котором представлен предлагаемый график перехода на двенадцатилетнее образование, что также является одним из шагов реформы, о которых я упоминал в начале своего доклада. Он также не совсем крупный и вы его вряд ли сейчас рассмотрите. Но кому будет интересно, я также готов поделится им и обсудить, при необходимости.

Уважаемые коллеги!

В заключении своего доклада я бы хотел сделать следующий вывод.

Сегодня во всех сферах мир живет в непрерывных инновационных процессах, которые есть не что иное как стремление к совершенству. И именно устремленность к лучшему, готовность к инновациям, способность принимать профессиональные решения в нестандартных, постоянно меняющихся условиях, по моему мнению, должны стать стержневой идеей современного педагогического образования. А для этого подготовка педагогов, повышение их квалификации, совершенствование педагогического мастерства должны идти с опережением, на шаг вперед от сегодняшней действительности.

Знания устаревают с катастрофической скоростью. А знания, которые мы даем тем, кто будет давать знания другим, успевают устареть дважды, прежде чем дойдут до адресата. Именно поэтому они должны даваться с заделом на будущее!

Я осознаю, что это сверхсложная задача, и что для ее решения нужно сломать, как говорится, немало копий. Но я уверен, что обсуждая эти и другие проблемы на нашем форуме, мы обменяемся мнениями и опытом, которые помогут нам в продвижении вперед. В каких-то вопросах я уверен, мы найдем поддержку, в каких-то конструктивную критику. В любом случае у нас много общих проблем, которые следует решать совместными усилиями. На что я искренне надеюсь.

вернуться к списку