Обращения и выступления президента

Выступление Жилбаева Ж.О., президента Национальной академии образования им. И. Алтынсарина на панельной сессии в рамках республиканского августовского совещания учителей
26.08.2015
Выступление Жилбаева Ж.О.,  президента Национальной академии образования им. И. Алтынсарина  на панельной сессии в рамках республиканского августовского совещания учителей

Добрый день, уважаемые участники совещания!

В теме моего выступления обновление содержания образования заявлено как фактор успешного будущего. Поэтому я начну с формулы, определяющей в моем понимании успех педагогического ремесла и, как следствие, успех общий. Полагаю, что она заключается в следующем: от стандартов через идеалы к эталону.

В педагогическом контексте эталоном выступает достойная жизнь, обеспеченная высоким качеством образования.

Идеалом для достижения такого качества являются успешный ребенок и успешный учитель. Их взаимная успешность зависит, прежде всего, от педагогического мышления. Если оно инертно, не способно к инновациям, то вся система образования будет лишена всякой возможности продвигаться к лучшему.

Фактором успешности ученика и учителя выступают образовательные стандарты. Если стандарты консервативны, не адаптивны к меняющимся условиям, то продвижение к достойному будущему окажется весьма затруднительным.

Поэтому на пути к педагогическим идеалам нам следует переосмыслить и пересмотреть наши образовательные стандарты.

В рамках программы «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ в сфере образования запланировано внедрение 12-летнего образования и обновление стандартов школьного образования для развития функциональной грамотности.

Как вам известно, уже несколько лет в центре внимания педагогического сообщества находится образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных школ.

В последнее время этот интерес возрос особенно. В стране началась системно-адаптивная трансляция данного опыта в общеобразовательную школу. На сегодняшний день уже утвержден Государственный общеобязательный стандарт начального образования.

В сравнении с действующим отличительной особенностью нового стандарта является ориентация на построение модели образования, основанной на результатах. Иными словами, изменена суть педагогического целеполагания. Теперь цели становятся общими для ученика и учителя.

Это очень хорошо передает высказывание немецкого ученого Адольфа Дистервега: «Плохой учитель сообщает истины, а хороший открывает их вместе с учениками. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Ожидаемые результаты обучения спроектированы с учетом специфики каждой образовательной области, объединяющей несколько родственных учебных предметов.

В новом ГОС НО выделены 6 образовательных областей («Язык и литература»,«Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Технология и искусство», «Физическая культура»).

Введены новые учебные предметы: «Естествознание» как вводный курс для дальнейшего изучения естественнонаучных предметов и «Информационно-коммуникационные технологии», изменено содержание предмета «Познание мира», который теперь закладывает основы общественно-гуманитарных наук.

Для изучения языковых дисциплин предусмотрено уровневое обучение.

Уважаемые коллеги!

Как вы знаете, наиболее статичной составляющей в образовании является его содержание. Динамике, как правило, подвергаются методы, средства, формы обучения, педагогические технологии, системы оценивания.

В самом деле, мы по-прежнему будем изучать и таблицу умножения, и правила сложения и вычитания, и правила правописания, и теорему Пифагора, и закон Ома и т.д.

Но подход к проектированию содержания образования изменился кардинально. В новых программах реализован принцип спиральности. В классической дидактике этот принцип известен давно, но в нашей практике образования мы применяем его впервые.

Принцип спиральности заключается в том, что ребенок повторяет тему или понятие несколько раз на протяжении всего школьного обучения, и при этом сложность темы возрастает при каждом повторении. На это направлены также межпредметная интеграция и обучение через сквозные темы.

Новые учебные программы построены на:

1) принципе спиральности при проектировании содержания предмета;

2) иерархии целей обучения по таксономии Блума;

3) педагогическом целеполагании по уровням образования и на протяжении всего курса обучения;

4) наличии «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

5) соответствии содержания разделов и предложенных тем запросам времени, формировании социальных навыков;

6) технологизации учебного процесса в форме разработанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, что позволит значительно сократить нагрузку учителя.

Прежде чем перейти к следующему аспекту, я хотел бы обратиться к идеям великого мыслителя и  просветителя аль Фараби, который считал, что  обучение и воспитание должны рассматриваться  в тесной, органической взаимосвязи, поскольку знания, полученные без воспитания,– опасны. Яркой особенностью нового стандарта является возможность для реализации общедидактического принципа «обучать воспитывая, воспитывать обучая».

В этом смысле колоссальной педагогической ценностью обладает идея сквозных тем. Достигая ту или иную цель обучения по отдельному предмету, дети имеют возможность изучать учебный материал целостно и образно, так как сквозные темы обеспечивают межпредметную интеграцию.

Это означает, что младшие школьники, которым еще не свойственно абстрактное мышление, академические знания будут получать на конкретных образах из реальной жизни. Именно здесь педагоги получают возможность приобщать детей к социальным ценностям, приориты в которых сегодня определены общенациональной идеей «Мәңгілік ел».

Меняя подходы к отбору содержания образования, трансформируя цели обучения, обновляя формат учебных программ, нельзя оставлять прежнюю систему оценок учебных достижений. С реализацией новых стандартов вводится новая система оценивания. Пяти балльная отметочная система заменится  критериальным оцениванием.

Уважаемые коллеги!

Сегодня поставлена задача перехода на 5-ти дневную неделю обучения.

Образовательная деятельность не должна наносить вред здоровью учащихся, в первую очередь, она ориентирована на формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Освобождая субботу от уроков, мы даем возможность ребенку развиваться вне школы. Большинство детей не получают удовольствия от учебы только потому, что не успевают восстановить силы за один выходной. Исследования ученых-педагогов подтверждают, что успеваемость учащихся младших классов при пятидневной учебной неделе оказывается выше по сравнению с другими учениками, которые учатся и в субботу. Национальной академией образования подготовлены рекомендации по внедрению пятидневной недели, которые сегодня были вручены директорам пилотных школ.

Полагаю, что всем вам известно о предстоящей апробации нового ГОС НО уже в этом учебном году. Для этого Министерством образования и науки РК определены 30 пилотных школ. В апробации будет задействовано 3 560 учащихся 1-х классов, 145 учителей начальных классов, 286  учителей-предметников.

Все выше сказанное о новом стандарте будет подвергнуто проверке в реальном образовательном процессе.

В связи с этим апробация обновленного содержания образования будет сопровождаться его мониторингом.

Целью мониторинга апробации является оценка качества и эффективности внедрения разработанных учебных программ по обновленному содержанию образования, учебников и системы критериального оценивания и дальнейшее усовершенствование всех элементов образовательной программы для массового внедрения во всех организациях образования страны.

На сегодня уже разработаны методология, технологические карты мониторинга и определены его технологические процедуры.

Мониторинг будет проводиться Национальной академией образования им. И. Алтынсарина и АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» при поддержке МОН РК.

Мониторинг также позволит выявить влияние рисков на успешность и эффективность внедрения обновленного содержания образования.

К числу наиболее вероятных рисков относятся такие, как:

- недостаточная подготовленность педагогических кадров для работы с новой образовательной программой,

- недостаток образовательных ресурсов.

В заключение я бы хотел сказать следующее.

Сегодня мы как никогда понимаем важность и необходимость проводимых образовательных реформ.

Я глубоко убежден, что для наших детей уже недостаточно усвоение готовых знаний. В современном мире образование становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Непременным условием продвижения в успешное будущее становится обучение:

- умению самостоятельно добывать необходимую информацию,

-   выделять проблемы и искать пути их решения,

-  уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Дорогие друзья!

Разрешите поздравить вас с наступлением нового учебного года и пожелать вам творческих успехов! Спасибо за внимание.

вернуться к списку