Фундаментальные и прикладные исследования

АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ
29.07.2015
АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

    АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

о научно-исследовательской деятельности

за 1квартал 2015 г.

РГКП Национальная академия образования имени И. Алтынсарина МОН РК

 

По бюджетной программе: 055 «Научная и/или научно-техническая деятельность», подпрограмма 101 «Грантовое финансирование научных исследований».

Специфика:156 «Оплата консалтинговых услуг и исследований».

По приоритету:Интеллектуальный потенциал страны.

По подприоритету: Фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических и гуманитарных наук.

По теме:Теоретико-концептуальные основы развития инклюзивного образования в Казахстане.

Раздел календарного плана: Изучение и определение состояния инклюзивного образования детей с особыми потребностями в Казахстане и за рубежом. Изучение материалов Европейского агентства по развитию в области особых образовательных потребностей, научной литературы по теории и практике инклюзивного образования (зарубежный опыт).

Выполненная работа:

За отчетный период согласно плана НИР:

·         Анализируется нормативно-правовая база инклюзивного образования, документы по развитию инклюзивного образования Казахстана, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья

·         Начато изучение материалов Европейского агентства по развитию в области особых образовательных потребностей, научной литературы по теории и практике инклюзивного образования (зарубежный  опыт)

·         Начата разработка инструментария, подборка материала  для подготовки аналитического доклада по теме: «Современное состояние обучения детей с особыми потребностями на всех ступенях образования»  

·         Принята в печать журнала «Білім» НАО  им. И.Алтынсарина статья «Качество образовательных услуг детям с особыми потребностями: состояние, проблемы, перспективы», авторы: Мухамедханова А.К., Мукашева М.У..

 

Полученный результат:

1.Изучение и определение состояния инклюзивного образования детей  с особыми потребностями в Казахстане и за рубежомначато с анализа нормативно-правововй базы и научной литературы, освещающей практику инклюзивного образования в различных странах мира.  

Нoрмативно-правовая база развития инклюзивного образования в Казахстане основана на главном постулате - обеспечение равных образовательных возможностей для всех обучающихся по месту их проживания на основе педагогического подхода, обеспечивающего  адаптацию образовательной среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям обучающегося.

В статьях Закона РК «Об образовании»: статья 1 (пункт 21-3), статья 3 (пункт 1), статья 8 (пункт 6) раскрыты суть и принципы государственной политики в области образования, предусматривающие равный доступ обучающихся к соответсвующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку, доступность образования всех уровней детям с ограниченными возможностями.

Реализация инклюзивного образования ориентированна на международные правовые акты: «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о правах инвалидов», «Саламанкская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» и другие.

Законодательство Республики Казахзстан предусматривает защиту прав детей, имеющих особые образовательные потребности, и гарантирует выполнение  всех положений законодательства, касающихся создания необходимых условий для повышения качества жизни таких детей, получение ими качественных образовательных услуг и создание доступной физической среды.

Анализ Законов РК :«Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также нормативных документов и актов: «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы», «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков», «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы», «Национальный план по улучшению качества жизни инвалидов», «Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования)», «Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии», Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области образования» показал, что  гарантии права всех детей на получение образования закреплены в данных нормативно-правовых актах и позволяют совершенствовать работу по развитию инклюзивного образования в стране.

Анализ нормативно-правовой базы инклюзивного образования в Республике Казахстан показал, что традиционная система инклюзивного образования включала только категорию детей с ограниченными возможностями. Тогда как, в международной практике инклюзивного образования рассматривается категория детей с особыми потребностями, к которой также относятся  дети с девиантным поведением, дети мигрантов, беженцев, оралманов  и другие.

В странах дальнего зарубежья процесс нормативного обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями активно развивался после введения всеобщего обязательного образования, что способствовало реальному выявлению детей, нуждавшихся в специальных условиях обучения и образовательных программах.

В США, Германии, Великобритании, Франции,Норвегии, Дании, Испании, Швеции, Финляндии проблема инклюзивного образования возведена в ряд общенациональных задач. Изучение международных правовых  документов, процесса реализации инклюзивного образования  в различных странах  основано на сравнительном анализе и позволило выделить наиболее перспективные пути реализации инклюзивного образования в условиях Казахстана: раннее вмешательство, институт тьюторов и др.

2.Встранaх ОЭСРидеи интеграции лиц с отклонениями в развитии возникли в 70-х годах и стали реализовываться в контексте социального противостояния всем видам дискриминации. Наиболее распространенными формами поддержки процесса интегрированного обучения, являлись превентивные меры, информационно-консультативная поддержка, дифференциация и адаптация учебных программ и процесса обучения, улучшение условий обучения и пребывания интегрированного ребенка в школе.

В современной образовательной политике получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming), инклюзивное образование (от англ. inclusion - включение). Мейнстриминг относится к такой стратегии, когда ученики с инвалидностью общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, а если они даже и включены в классы общеобразовательной школы, то прежде всего для того, чтобы повысить свои возможности социальных контактов, но не для достижения образовательных целей. Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: общеобразовательные школы не приспособлены для детей-инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая общеобразовательную школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы.

Включающее образованиев ряде стран, прежде всего в Финляндии,  базируется на восьми основных принципах:

·     Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

·     Каждый человек способен чувствовать и думать.

·     Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

·    Все люди нуждаются друг в друге.

·    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

·    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

·   Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

·   Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

вернуться к списку