Фундаментальные и прикладные исследования

АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ
27.07.2015
АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

о выполненных научно-исследовательских работах

за 1квартал 2015 г.

РГКП Национальная академия образования имени И. Алтынсарина МОН РК

 

По бюджетной программе: 055 «Научная и/или научно-техническая деятельность», подпрограмме 101 «Грантовое финансирование научных исследований».

Специфика:156 «Оплата консалтинговых услуг и исследований».

По приоритету:Интеллектуальный потенциал страны.

По подприоритету: Фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических и гуманитарных наук.

По теме:Научно-методологические основы подготовки будущего учителя к социально-педагогической работе в условиях инклюзивного образования.

Раздел календарного плана: Изучение и анализ нормативных документов и законодательных актов и иных фондов высшего образования Казахстана, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, а также всех видов ресурсов по проблемам проекта

Выполненная работа:

За отчетный период согласно плана НИР:

-     Начато изучение и анализ казахстанского и зарубежного опыта в области инклюзивного образования.

-     Проанализированы правовые документы развития, внедрения и организации инклюзивного образования в мире и Казахстане, подготовлены аналитические материалы.

-     Анализируются нормативные документы и законодательные акты высшего образования Казахстана, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

-     Внесены предложения в Модульные образовательные программы магистратуры и бакалавриата специальности «5В012300 Социальная педагогика и самопознание» о включении таких элективных курсов, как: «Подготовка будущего специалиста к социально-педагогической работе в условиях инклюзивного образования», «Основы инклюзивного образования».

-     Начата подборка учебного материала для элективных курсов «Подготовка будущего специалиста к социально-педагогической работе в условиях инклюзивного образования», «Основы инклюзивного образования» для магистратуры и бакалавриата специальности «5В012300- социальная педагогика и самопознание».

-     Принята в печать журнала ВАК «Вестник» КазНПУ имени Абая статья «Сравнительный анализ подготовки будущего специалиста в условиях инклюзивного образования», авторы: Байменова Б.С., Жубакова С.С.

Полученные результаты.

1. Исторические документы развития и становления идей инклюзивного образования, а также казахстанского и зарубежного опыта его реализации свидетельствуют, что инклюзивное образование фрагментарно использовалось во многих странах, особенно с тех пор, как дети с ограниченными возможностями здоровья получили право на образование. Было выяснено, что инклюзивное образование как феномен общего и специального образования предполагает совместное обучение и воспитание здоровых детей с детьми-инвалидами особых групп: детей с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения; дети с опорно-двигательными нарушениями; дети с речевой патологией. Также в индивидуальном порядке могут учиться дети с аутизмом, дети с задержкой психического развития. В Казахстане инклюзивное образование стало внедряться только с 2011 года.По статистическим данным на 2012 год в нашей республике насчитывается 138 513 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет, что составляет 2,8 % от общего числа детского населения. В том числе, детей школьного возраста - 93 740 детей. Кроме того, интегрировано в общеобразовательную среду более 9 тыс. детей, в 1286 школах организовано инклюзивное образование для 15 721 детей.

2. Рассмотрена история отношений различных обществ к людям с ограниченными возможностями здоровья и процессу их включения в образовательную среду.На сегодняшний день в мире насчитывается около 190 миллионов инвалидов. В истории развития человечества отношение к инвалидам было неоднозначным, с одной стороны, они рассматривались как обуза, ущербные члены общества, с другой, как люди, нуждающиеся в лечении и помощи, но чаще всего они были изолированы от общества вплоть до середины  ХХвека, пока в 1971 году не была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц (утверждена Резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года), затем в 1975 году была принята Декларация о правах инвалидов. (Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года). С тех пор положение инвалидов улучшается год от года. Появилась новая концепция обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой общеобразовательной школе на принципах равноправного «включения» всех в педагогический процесс – инклюзивное образование. Анализ следующих документов: «Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями» (Испания, 1994), Концепция образовательных действий (Dakar Framework for Action, Сенегал, 2000), Закон РК «Об образовании» от 2007 года, Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002), Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы и др.   показал, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны реально интегрироваться в общеобразовательную школу, а для этого необходима коренная перестройка системы образования, предусматривающая создание комфортной среды обучения и воспитания для всех детей, не зависимо от их физических или психических возможностей. Тенденцией изменения отношения к инвалидам является формирование новой гуманной идеологии в обществе, отношение к инвалидам не как к обузе налогоплательщиков, а как к равным членам общества, нуждающихся в более внимательном отношении, заботе и лечении. А инклюзивное образование признается всеми странами, в том числе и Казахстаном, важным приоритетным направлением модернизации системы образования.

3. Огромное влияние на развитие и практическую реализацию инклюзивного образования оказали социально-политические процессы в зарубежных странах. В 60-е годы 20 века начались массовые протесты людей-инвалидов, родителей детей с нарушениями в развитии, а также членов коллегии адвокатов, направленные на борьбу с дискриминацией в обществе и образовании, закрывались специальные учреждения для изоляции инвалидов от общества. Все это способствовало появлению нового направления образования детей-инвалидов, названного в последствие инклюзивным образованием.

4. Сравнительный анализ реализации инклюзивного образования в США, Финляндии, Норвегии, Канаде и др. и Казахстане и особенностей подготовки профессиональных кадров для работы в инклюзивной школе показал, что в этих зарубежных странах инклюзивное образование широко распространено, а количество инклюзивных школ почти составляет 90% от общего числа средних учебных заведений. Для нашей республики подобный опыт новый: только 0,36% школ являются инклюзивными, но к 2020 году планируется довести их число до 70% от общего числа общеобразовательных школ. Что касается подготовки профессиональных кадров, то анализ предшествующих научных исследований, проведенных в мире: SalisburyC.L., PalombaroM.M., HollowoodW.M., SheaT.M., BauerA.M., Trow, M. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р., М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, В. О. Косс и др., посвященных проблеме подготовки будущих учителей к социально-педагогической работе в условиях инклюзивного образования, свидетельствует о слабом научном осмыслении данного вопроса. Несмотря на интерес педагогов, психологов, социологов к вопросам интеграции в социальную среду лиц с различными нарушениями развития, исследования проблемы подготовки специалистов к социально-педагогической работе в условиях инклюзивного образования малочисленны, имеются противоречия во взглядах на качественную оценку интеграционного процесса и фрагментарность его практического осуществления в современных условиях. Во многих странах мира подготовка профессиональных кадров к работе в инклюзивной среде осуществляется в педагогических вузах или на педагогических факультетах университетов. Будущие учителя изучают несколько предметов, затрагивающие вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, и учатся составлять индивидуальные карты развития для всех учеников, а также учатся разрабатывать коллективные конспекты уроков вместе с другими специалистами, такими как: специальный педагог, педагог-психолог, социальный педагог. Изучение нормативных документов: ГОСО, ТИПО педагогических специальностей высшей школы показал, что в них отсутствуют дисциплины, связанные с инклюзивным образованием, что свидетельствует об отсутствии в нашей стране целенаправленной системы подготовки будущих учителей к работе в инклюзивной школе, имеется пока только система переподготовки кадров и повышения квалификации. В некоторых вузах республики ведется подготовка дефектологов, социальных педагогов и педагогов-психологов. Однако, необходима целенаправленная подготовка компетентных специалистов для работы в инклюзивных образовательных учреждениях. С этой целью нами на кафедре социальной педагогики и самопознания Евразийского Национального университета имени Л.Н.Гумилева внесено предложение о включении в Модульные образовательные программы специальностей «5В012300-Социальная педагогика и самопознание» элективных курсов «Подготовка будущего специалиста к социально-педагогической работе в условиях инклюзивного образования», «Основы инклюзивного образования», которые были положительно одобрены профессорско-преподавательским составом кафедры и, начиная с сентября 2015 года, будут апробирована на практике.

вернуться к списку