Обращения и выступления президента

Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана
27.06.2014
Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана

Выступление президента

НАО им. И.Алтынсарина Ж.О.Жилбаева

на 12-ой международной конференции

«Образование через всю жизнь:

непрерывное образование в интересах устойчивого развития»

Санкт-Петербург, 30 мая 2014 г.

 

Непрерывное образование в контексте социальной модернизации Казахстана

 

Уважаемый ­­­­­­­­­­­­­­Вячеслав Николаевич!

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать вас на 12-ой международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития».

Уверен, сегодняшнее мероприятие станет той диалоговой площадкой, которая поможет нам найти ответы на многие вопросы в указанной выше области.

Философия современного образования формируется в контексте глобализационных процессов, которые определяют общий сценарий развития мирового сообщества. По мнению экспертов, эти сценарии могут иметь две стратегии: глобальное слияние или глобальное противостояние культур. Но немало сторонников и другого мнения. Речь идет о глобальной интеграции, когда каждая культура, сохраняя свой контент, стремится к конструктивному взаимодействию. В полной мере это относится и к идее евразийства.

В апреле месяце Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил в МГУ с лекцией на тему «Евразийская интеграция». Идея такой интеграции была озвучена им еще 20 лет назад. Сегодня она получила свое реальное воплощение в Договоре о создании Евразийского экономического союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией.

Как известно, идея евразийства была выдвинута Львом Николаевичем Гумилевым как особый тип синтеза Востока и Запада, «Европы» и «Азии». Его наследие есть научно-историческое обоснование евразийства как мировоззрения и как концепции межгосударственных и межэтнических взаимоотношений в условиях интеграции. Именно здесь евразийство Гумилева соприкасается с евразийством Назарбаева.

Уважаемые коллеги!

При выработке общих подходов в решении глобальных проблем главным фактором выступает образование.

Сегодня наиболее надежные ориентиры в сфере образования задаются документами ООН, ЮНЕСКО, ЕС и ряда других авторитетных организаций и объединений.

Согласно им, одним из ключевых принципов является образование в течение всей жизни. Оно понимается как любая учебная деятельность на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста и заканчивая постпенсионным, а также включает в себя формальное, неформальное, информальное обучение.

Следует отметить, что в Казахстане для реализации этой концепции созданы реальные предпосылки. Речь идет о Национальной рамке квалификаций, которая задана аналогично Европейской рамке. Дескрипторы данных рамок представляют собой требования к уровням сформированности знаний, умений и навыков, а также личностных и профессиональных компетенций.

Накопительный и последовательный характер описаний квалификационных уровней обеспечивает преемственность и интеграцию результатов обучения на всех уровнях образования. Поэтому содержание образования должно проектироваться в соответствии с ожидаемыми результатами обучения, а результаты обучения, в свою очередь, следует планировать в соответствии с дескрипторами рамок квалификаций. Основной стратегией такого планирования является соотнесенность образовательных программ и профессиональных стандартов.

В связи с этим актуальной представляется разработка профессиональных стандартов, направленных  на устранение разрыва между рынком труда и рынком образования.

В условиях социальной модернизации страны политика образования в Казахстане базируется на социальных измерениях. Это означает, что поиск ответов на возникающие проблемы учитывает такие аспекты:

-       во-первых,объединение усилий всех социальных подструктур общества. Здесь речь идет о реальном и эффективном взаимодействии государства, родительской и педагогической общественности, работодателей, различных общественных организаций, при этом ключевые позиции должны занимать интересы обучающихся;

-       во-вторых,интеграция отечественного опыта обучения с лучшей практикой зарубежных стран. При этом в стремлении соответствовать международным стандартам важно сохранять национальный контент образования;

-       в-третьих,формирование полиязычной и поликультурной образовательной среды. Эффективность такой среды может быть обеспечена за счет преемственности обучения языкам в системе «детский сад – школа – колледж – вуз» на основе уровневой модели;

-       в-четвертых,устранение явного разрыва между уровнем образования городских и сельских школьников, в частности, малокомплектных школ. Как известно, в МКШ сегодня существует ряд вопросов, одним из которых является недостаточное количество учителей-предметников. Механизмом решения данного вопроса является подготовка и переподготовка разнопрофильных педагогических кадров, способных вести интегрированное обучение по смежным предметам в пределах одного или разных классов;

-       в-пятых,создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь следует воспитывать толерантность у детей, атакже вести системную разъяснительную работу средиродительской общественности;

-       в-шестых,снижение показателей девиантного поведения среди детей и молодежи, усилении роли и ответственности семьи в воспитании подрастающего поколения.

Учет данных измерителей будет способствовать совершенствованию качества казахстанского образования, позволит не только повысить социальную ответственность, но, прежде всего, поставить личность обучающегося в эпицентр развития и модернизации всей системы образования.

Именно эти социальные аспекты составляют основу приоритетных направлений развития образования и науки Казахстана. Среди них особое место занимает обеспечение равного доступа к качественному образованию. Как обозначено в отчете ОЭСР, Казахстан создает условия обучения, повышает образовательный потенциал страны, но тем не менее еще много предстоит сделать для  устранения неравенства в доступе к качественному обучению.

В контексте обсуждаемой нами проблемы особое значение приобретает принцип преемственности содержания образования всех уровней: от дошкольного воспитания и обучения до подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, а также принцип интеграции как содержания предметных областей, так и педагогических технологий.

Уважаемые коллеги!

Один из слоганов Гарвардского университета гласит, что «обучение в течение всей жизни уже не альтернатива, а насущная необходимость». В связи с этим, качественное образование является лишь стартовым интеллектуальным капиталом. Приведение образования к требованиям современности поднимает его на совершенно новый качественный уровень.

Исключение не составляет и педагогическое образование. Здесь основные задачи связаны:

-       с обновлением содержания образования в целом,

-       с необходимостью повышенияего качества,

-       с обеспечением непрерывности всего образования,

-       с отражением совокупности знаний, умений,навыков, компетенций на всех уровнях обучения в течение всей жизни.

Национальная академия образования им. И.Алтынсарина принимает активное участие в разработке профессиональных стандартов в сфере образования и науки, где заложена модель современного педагога. Он должен воспитывать личность, обладающую в условиях быстроменяющегося мира такими качествами, как инициативность, способность критически и творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

Эти навыки мы видим и в ключевых компетенциях, рекомендованных Советом Европы.

Именно на их формирование должно быть ориентировано и педагогическое образование. Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной. Иными словами, нецелесообразно готовить будущих учителей к текущей ситуации в школьном образовании. В современных условиях он должен быть готов к инновациям, к принятию нестандартных решений в своей профессиональной деятельности.

Уважаемые коллеги!

Уверен, сегодня мы найдем ответы на многие вопросы, связанные с  идеей непрерывного обучения в национальных образовательных системах и создания единого пространства непрерывного образования в наших странах.

Следующий этап нашей конференции планируется в Казахстане в сентябре текущего года. Надеюсь, наша встреча в Астане будет интересной, плодотворной и даст новый импульс для дальнейшего сотрудничества.

Желаю Всем творческих успехов и принятия конструктивных решений!

Спасибо за внимание!

вернуться к списку