Обращения и выступления президента

Роль Академии в научно-методическом обеспечении среднего образования
30.04.2014
Роль Академии в научно-методическом обеспечении среднего образования

Роль Академии в научно-методическом обеспечении среднего образования

Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы қызметінің мақсаты оқыту мен тәрбиенің теориясы мен практикасын дамыту, білім беру жүйесін дамытуды ғылыми, әдіснамалық және ғылыми-әдістемелік тұрғыдан қамтамасыз ету болып табылады.

Бүгінгі таңда Академия орта білім беру мазмұнын жаңарту бойынша елеулі жұмыстар атқаруда.

Міне, алдымызға қойылған осындай мақсаттар мен міндеттерді іске асыру үшін білім беру жүйесінде Академияның өзіндік рөлі бар. Бұған Сіздер баяндама барысында назар аударатын боларсыздар.

 

Президент Н.А. Назарбаев в своем Послании «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» подчеркнул, что: «в среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах».

Сегодня Академия принимает активное участие в обновлении содержания среднего образования с учетом опыта НИШ. Оно затрагивает все структурные элементы ресурсного обеспечения системы образования: начиная с ГОСО, типовых учебных планов, учебных программ до учебников и УМК. Завершает эту логическую схему инструктивно-методическое письмо.

В разработке ГОСО Академия имеет многолетний опыт. При этом принятие новых ГОСО всякий раздиктуется требованием времени. Так, в ГОСО 2002 г. (две тысячи второго года) (приказ МОН РК №693 от 24.09.2002 г.)определено базовое содержание учебных предметов, в ГОСО 2010 г. (две тысячи десятого года) (приказ МОН РК №367 от 09.07.2010 г.) частично обновлено содержание учебных предметов, а также расширен казахстанский компонент через интеграцию с Национальным проектом «Мәдени мұра», а в 2012 (две тысячи двенадцатом) году утверждены государственные общеобязательные стандарты по уровням образования (Постановление Правительства РК от 23 августа 2012 г. №1080).

Данный ГОСО является переходным, ориентирован на потребности экономического развития страны, на развитие функциональной грамотности. Кроме того, ГОСО 2012 г. (две тысячи двенадцатого) года обеспечивает непрерывность и преемственность содержания по уровням образования.

Сегодня в соответствии с Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 гг. (две тысячи одиннадцатый – двадцатый годы) и приоритетными направлениями развития образования на 2014-2016 гг. (две тысячи четырнадцатый – шестнадцатый годы) ведется работа по обновлению содержания среднего образования.

В связи с этим ГОСО направлен на переход:

1) от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни»;

2) от послушания к инициативности;

3) от знаний к компетенциям.

В соответствии с этим меняются типовые учебные планы, в разработке которых Академия играла и играет ведущую роль.

В отличие от планов 2002 и 2010 гг. (две тысячи второго и десятого годов) в типовых учебных планах 2012 г. (две тысячи двенадцатого года) введено изучение английского языка с 1-го класса, информатики – с 5-го класса, включены интегрированный предмет «Человек. Общество. Право» и элективные курсы «Абайтану», «Өлкетану».

Обновление типовых учебных планов сегодня является логическим продолжением данной работы, но усиливается с учетом инновационного опыта НИШ: предусмотрено изучение предмета «ИКТ» с 1-го класса, расширен круг интегрированных предметов («Познание мира», «Введение в науку», «Искусство», «Казахский/ русский язык и литература (как первый)».

Далее в соответствии с госзаказом и на основе ГОСО и ТУПов Академия разрабатывает учебные программы.

В целях реализации Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников (приказ Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года №115). в них содержание предметов систематизировано с учетом межпредметной интеграции и перераспределения учебных материалов по уровням образования, вместо устаревших включены новые учебные материалы, связанные с социально-экономической модернизацией Казахстана, расширен национальный компонент, усилен воспитательный потенциал, сделан акцент на практикоориентированное обучение.

Отличием обновленных учебных программ с учетом опыта НИШ являются:

-     принцип спиральности проектирования содержания предмета;

-     иерархия целей обучения по таксономии Блума;

-     педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения;

-     наличие «сквозных тем» с учетом межпредметных связей;

-     соответствие содержания предметов духу времени;

-     акцент на формирование социальных навыков;

-     технологизация учебного процесса, она отражается в долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планах.

Следующим логическим элементом ресурсного обеспечения образования являются учебники и УМК.

В 2013 году (две тысячи тринадцатом году) в соответствии с новыми учебными программами были переизданы учебники для 2-х и 9-х классов. В этом году будут переизданы учебники для 3-х и 10-х классов.

В целях разъяснения несоответствия учебных программ и действующих учебников Академией подготовлено инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 (две тысячи тринадцатом – четырнадцатом) учебном году», разработаны примерные календарно-тематические планы по всем учебным предметам, которые размещены на сайте Академии и разосланы школам.

По данному вопросу неоднократно были проведены он-лайн семинары, даны разъяснения и соответствующие комментарии.

В помощь учителям Академией дополнительно подготовлены учебно-методические пособия и рекомендации.

 

На сегодня функции Академии по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга учебников, учебно-методических комплексов были переданы в другие структуры МОН РК (приказ МОН РК №344 от 24.07.2012 г.). Поэтому произошел разрыв логической схемы «ГОСО – типовые учебные планы – учебные программы – учебники и УМК – инструктивно-методическое письмо». Иными словами, Академия, как основной разработчик ГОСО и учебных программ не уполномочен отслеживать соответствие учебников содержанию учебных программ.

Именно поэтому с апреля 2013 г. (две тысячи тринадцатого года) Академия инициирует идею усиления ее координирующей функции по многим вопросам, в том числе подготовки, экспертизы, апробации и мониторинга учебников и УМК.

Это позволило бы сохранить преемственность и последовательность всех структурных элементов вышеуказанной схемы.

Академия, учитывая свой многолетний опыт в решении этих вопросов, готова взять на себя ответственность за качество ресурсного обеспечения обновления системы образования в целом при условии консолидации усилий всех заинтересованных сторон и на основе транспарентности, открытости и корпоративности. 

вернуться к списку