Обращения и выступления президента

Модернизация казахстанской системы образования: проблемы и приоритеты
6.12.2013
Модернизация казахстанской системы образования: проблемы и приоритеты

Выступление

президента НАО им. И.Алтынсарина

Ж.О.Жилбаева на международной

конференции «Совершенствование

системы образования в условиях

социальной модернизации»

(6 декабря 2013 г.)

Модернизация казахстанской системы образования: проблемы и приоритеты

 

Құрметті конференцияға қатысушылар!

Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә. Назарбаев «Қазақстанның әлеуметтік жаңғыртылуы: Жалпыға Ортақ Еңбек Қоғамына қарай 20 қадам» атты мақаласында: «Әлеуметтік жаңғырту бүкіл қоғамның, әрбір қазақстандық отбасы мен әрбір қазақстандықтың өміріне оң өзгерістер әкелуге бағытталған нақты қадамдарды талап етеді»,− деп атап көрсеткен болатын.

Бүгінгі таңда Қазақстан әлеуметтік-экономикалық жаңартудың өз моделін іске асыруда және онда Шығыс пен Батыстың басым жақтары  мен жаһандық ынтымақтастыққа талпыныс үйлесім тауып отыр. Білім беру жүйесі  осы отандық әлеуметтік жаңару  моделінің шешуші буыны болып табылады.

Ұлттық білім беру жүйесінің жаңа моделі ең алдымен оқыту мен тәрбиелеудің жоғары сапасын қамтамасыз етуге, жаңаша ойлайтын және азаматтық жауапкершілігі әлдеқайда жоғары кәсіби мамандар даярлауға бағытталған. Қазақстандық білім беру жүйесінің жаңа парадигмасын анықтайтын осы міндеттер білім беру мазмұнын жаңарту, оқытудың инновациялық әдістері мен тәсілдерін меңгеру, бағалаудың объективті  жүйесін енгізу және басқарудың инновациялық әрі ашық жүйесін құру арқылы шешілуі тиіс деп ойлаймын.

 

Уважаемые коллеги!

Главный вектор развития Казахстана на современном этапе обозначен в Послании Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»: к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 (тридцати) самых развитых стран мира. Достижение этой цели обусловлено не только уровнем технического прогресса и экономического роста, а социальной модернизацией, человеческим капиталом страны, напрямую зависящей от качественных показателей системы образования. Образование должно обеспечить успешность становления личности, способной решать социально-экономические проблемы.

К решению вопросов повышения качества образования важно подходить с научных позиций, то есть педагогическая наука Казахстана должна быть сфокусирована на системном исследовании актуальных проблем образования, решение которых будет способствовать успешной реализации образовательной политики государства, широко внедряя достижения мировой педагогической науки.

Качество образования сегодня рассматривается с позиции его социального измерения. Это означает, что поиск ответов на возникающие проблемы должен учитывать такие аспекты, как:

-       во-первых,объединение усилий всех социальных подструктур общества. Здесь речь идет о реальном и эффективном взаимодействии государства, родительской и педагогической общественности, работодателей, различных общественных организаций, при этом ключевые позиции должны занимать интересы обучающихся;

-       во-вторых,интеграция отечественного опыта обучения с лучшей практикой зарубежных стран. При этом в стремлении соответствовать международным стандартам важно сохранять национальный контент образования;

-       в-третьих,формирование полиязычной и поликультурной образовательной среды. Эффективность такой среды может быть обеспечена за счет сохранения преемственности обучения языкам в системе «детский сад – школа – колледж – вуз» на основе уровневой модели обучения языкам;

-       в-четвертых,устранение явного разрыва между уровнем образования сельских и городских школьников. К сожалению, немногие выпускникисельскойшколы могут выдержать конкурсный отбор в вузы,получить высшее образование в лучших отечественных и зарубежных вузах, в связи с этим региональное развитие будет сложно обеспечить соответствующими кадрами;

-       в-пятых,создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая среда необходима для того, чтобы они могли получать образование наравне со своими сверстниками. Здесь следует воспитывать толерантность у детей, атакже вести системную разъяснительную работу средиродительской общественности;

-       в-шестых,снижение показателей девиантного поведения среди детей и молодежи. На днях в Академии состоялась конференция, на которой были рассмотрены проблемы воспитания молодежи. Ее участники были единодушны в принятии национальной стратегии духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, усилении роли и ответственности семьи в этом процессе.

В конечном итоге, это позволит не только повысить социальную ответственность организаций всех уровней образования, но, прежде всего, поставить личность обучающегося в эпицентр развития и модернизации всей системы образования.

Уверен, именно социальные аспекты легли в основу приоритетных направлений развития образования Республики Казахстан. Среди них особое место занимает обеспечение равного доступа к качественному образованию.

Качество образования всегда определяется результатами обучения. Модернизация образования в этом смысле предполагает новое понимание результатоориентированного обучения. Оно связано, прежде всего, с планированием и измерением не только знаний, умений, но и компетенций.

Так, в результатах обучения особое значение следует придавать:

-       коммуникативнымкомпетенциямдля ориентации в сложной информационной, межкультурной сфере;

-       гражданскимкомпетенциямдля правовых, полиэтнических и конфессиональных отношений;

-       личностнымкомпетенциямдля успешной самореализации в интегрированной образовательной и профессиональной среде, а также в постоянно и динамично меняющемся социальном пространстве в целом.

Эти компетенции обусловлены такими жизненно важными качествами, как казахстанский патриотизм, законопослушность, толерантность и строгая требовательность, доброжелательность и вера в себя, уважение и любовь к людям и др.

Компетенции, как нам известно, формируют функциональную грамотность школьников. Сегодня мы уже знаем результаты международного исследования PISA-2012. В пятерку лидирующих стран вошли Китай, Сингапур, Южная Корея, Финляндия и Япония. Казахстан занимает 49 место среди 65 (шестидесяти пяти) стран, тогда как по результатам PISA-2009  Казахстан занимал 59 место.

Данные результаты обучения подтверждают необходимость и актуальность решения еще одной стратегической задачи – обновление содержания образования.

Как подчеркнул Министр образования и науки РК Саринжипов Аслан Бакенович на заседании Правительства РК, система школьного образования будет базироваться на современной парадигме. Она предполагает переход от человека «знающего» к человеку, «подготовленному к жизнедеятельности».

При этом необходимо следовать принципу преемственности содержания образования всех уровней: от дошкольного воспитания и обучения до подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, а также принципу интеграции как содержания предметных областей, так и педагогических технологий.

И снова ориентиром должны выступить результаты обучения. В Казахстане для этого уже созданы реальные предпосылки, они связаны с созданием Национальной системы квалификаций.

Дело в том, что дескрипторы уровней Национальной рамки квалификации представляют по своей сути результаты обучения всех уровней образования.

Национальная рамка квалификаций – это рамочная конструкция, которая строится на основе трех показателей: 1) знания; 2) умения и навыки; 3) личностные и профессиональные компетенции.

Иными словами, содержание образования должно проектироваться в соответствии с ожидаемыми результатами обучения, а результаты обучения, в свою очередь, должны планироваться в соответствии с дескрипторами рамок квалификаций.

 

Уважаемые коллеги!

На первый взгляд может показаться, что Национальная рамка квалификаций как механизм интеграции рынка труда и рынка образования не имеет прямого отношения к результатом дошкольного и школьного обучения. Однако накопительный и последовательный характер описаний квалификационных уровней обеспечивает преемственность и интеграцию результатов обучения на всех уровнях образования.

Итак, основные проблемы системы образования связаны с обновлением его содержания и повышениемкачества, а приоритетами ее развития является новое понимание результатов обучения, которые отражают системную совокупность знаний, умений,навыков, компетенций.

Данное положение имеет прямое отношение и к качеству подготовки педагогических и научных кадров для системы образования. В рамках обновления содержания планируется увеличить охват учителей курсами повышения квалификации, в том числе по Кембриджской модели. Программы педагогических колледжей и педвузов должны разрабатываться с учетом лучшей мировой практики.

Безусловно, немаловажное значение имеет и развитие культуры менеджмента в образовании.

Надеюсь, указанные выше проблемы и приоритеты станут предметом детального обсуждения на нашей конференции и найдут отражение в ее рекомендациях. Среди участников конференции присутствуют представители широкой научно-педагогической и профессиональной общественности.

Уверен, вместе мы найдем ответы на многие вопросы и приложим все усилия для успешной реализации стратегически важных задач современной системы образования.

вернуться к списку