Обращения и выступления президента

Стратегия развития духовно-нравственного воспитания личности в Республике Казахстан в условиях обновления содержания образования
29.11.2013
Стратегия развития духовно-нравственного воспитания личности в Республике Казахстан в условиях обновления содержания образования

 Выступление  президента 

Национальной академии  образования

им. И. Алтынсарина Жилбаева Ж.О.

на республиканской научно-практической

конференции «Стратегия  развития духовно-нравственного  воспитания личности  в  Республике Казахстан»

29 ноября 2013 г.

 

Стратегия развития духовно-нравственного воспитания личности в Республике Казахстанв условиях обновления содержания образования

 

 

Жаңа білім парадигмасы бірінші орынға баланың білімін, білігі мен дағдысы емес, оның  тұлғалық дамуын қойып отыр. Бұл ретте балалар мен оқушы жастарға жан-жақты тәлім-тәрбие берудің маңызы арта түседі.

Қазақстан Республикасының Президенті – Елбасы Н.Ә. Назарбаевтың «Қазақстан-2050» стратегиясы қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты» атты Қазақстан халқына Жолдауында: «Өз бойымызда және балаларымыздың бойында жаңа қазақстандық патриотизмді тәрбиелеуіміз керек. Бұл, ең алдымен, елге және оның игіліктеріне деген мақтаныш сезімін тудырады», − деп атап көрсетілген. Сондай баға жетпес құндылықтардың бірі −  халықтың рухани қазынасы, ұлттық асылдары: ана тілі, төл мәдениеті, тарихи жады, салт-дәстүрлері. Бұл құндылықтар негізінен рухани-адамгершілік тәрбие арқылы беріледі.

  Рухани-адамгершілік тәрбиенің негізгі мақсаты – ұлттық сана сезімі оянған, рухы биік, мәдениеті терең, парасатты, ар-ожданы мол, бойында басқа да игі қасиеттер қалыптасқан ұрпақ тәрбиелеу. Бұл – білім беру саласының да, отбасы институтының да, жалпы қазақстандық қоғамның да жауапты міндеті.

 

Уважаемые коллеги!

Особое духовное своеобразие Республики Казахстан – полиэтнокультурность, многоконфессиональность - и ее нравственные императивы, такие, как доверие, традиция, транспарентность и толерантность, значительно актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Как подчеркнул Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 27 января 2012 (две тысячи двенадцатого) года, «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности».

Духовно-нравственное воспитаниеявляется ведущим компонентом системы всестороннего развития личности. В современных условиях необходимо  воспитание у молодого поколения потребности к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, к осознанию  общечеловеческих норм гуманизма. Мы должны воспитывать молодежьв духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры, традиций и языка своего народа и других этносов.

Позитивные изменения в стране нашли свое отражение в системе воспитательной деятельности организаций образования, сейчас идет процесс осмысления политической и нравственной сути казахстанского патриотизма, гражданственности, духовности,нравственности.

В то же время существенные социально-экономические преобразования в стране и мире, навязывание массовой культуры в условиях глобализации и вестернизации, универсализация обычаев и традиции обострили ряд проблем в сфере воспитания подрастающего поколения:

– отсутствие единой системы духовно-нравственных и культурных ценностей;

– несформированностьпредставлений у учащихся о себе как субъекте казахстанского общества;

–утрата некоторых национальных и культурных традиций;

–отсутствие способностей противостоять стрессовым и деструктивным внешним влияниям;

– снижение воспитательного воздействия семьи;

− духовное и нравственное обеднение части социума;

– проблемы социального сиротства, девиантного поведения, суицида среди молодых людей  и т.д.

Как подчеркнул Министр образования и науки РК Саринжипов Аслан Бакенович на заседании ПравительстваРеспублики Казахстан, системашкольного образования будет базироваться на новой парадигме.Выпускник школы должен иметь навыки и способности, которые помогут ему в дальнейшем ориентироваться в жизни и стать успешным.

Для этого необходимо осуществить  переход от «человека знающего» к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности».

Обновлениесодержания среднего образования  предусматривает введение в программу существующей 11-летней школы обновленных подходов воспитательной работы для всех классов с 2015(две тысячи пятнадцатого) года.

Успешное решение проблем связано с выполнением  таких стратегических задач духовно-нравственного воспитания молодёжи, как:

1. консолидация потенциала семьи, школы и социума в развитии духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения граждан Казахстана в современных условиях;     

 2. Использование потенциала содержательного и деятельностного аспектов целостного педагогического процесса. Задача развития интеллектуально-творческой, духовно-нравственной личности и становления  гражданина, патриота должна быть связана, в первую очередь, с укреплением мотивации учения. Эта задача реализуется посредством обновления содержания учебных дисциплин и внедрения новых учебных курсов,ориентированных на социализацию и развитие  национального самосознания учащихся, также через использование инновационных психотехнологий развития, актуализацию научно-исследовательской деятельности обучающихся.

3. Создание социального воспитательного пространства в организациях образования, как специально организованной педагогической сферы, структурированной системы педагогических факторов и условий становления национального самосознания личности.

4. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития обучающихся, оказание помощи в раскрытии их потребностей и способностей, содействующих самоутверждению и самореализации в будущем,а такжесовершенствование работы сети служб социально-психологической помощи.

5. Актуализация деятельности межнациональных молодежных общественных объединений как среды общения различных этнических групп, приобщения к ценностям культуры, нормам поведения и взаимоотношений в многонациональной среде.

Ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализациивыполняетучебный предмет«Самопознание». Он является  стержневым предметом образования, метапредметом, обеспечивая целостность, человеч­ность и одухотворенность процесса образования. Цель предмета «Самопознание» - воспитать духовно-нравственную личность, помочь школьнику, студенту  не только обрести свое «Я», поверить в свои творческие возможности, но и понять окружающий его мир. Именно на уроках самопознания осуществляется гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей в социальном окружении, учащиеся осознают свою роль и предназначение в жизни.

Обновление содержания духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи требует усиления воспитательного компонента учебного процесса.

В этом году мы приняли новый ГОСО 11-летней школы,  разработаны учебные программы по всем школьным предметам. Здесь нами учитывался развивающий потенциал языковОго и литературного образования. Также важную роль в воспитании современного гражданина Казахстана в духе казахских национально-культурных  традиций, понимающего исторического корни своего народа играет историческое образование. Оно призвано обеспечить сохранение культурного кода нации: языка, духовности, традиций, культуры. Поэтому мы ввели в текущем учебномгодуинтегрированные курсы «Человек. Общество. Право» и «Абайтану».Они способствуют развитию у подрастающего поколения национального самосознания, чувства патриотизма, единства, благородства, формированию активной гражданской позиции.С этой целью обновлено содержание учебных программ по предмету «История Казахстана».

Вместе с тем, нас беспокоит слабое научно-методическое обеспечение воспитательного процесса и недостаточный уровень профессионализма педагогов в области воспитания. В результате наблюдается медленное внедрение инновационныхтехнологий духовно-нравственного воспитанияи ценностей народной педагогики.

В воспитании молодого поколения доминирующая роль принадлежит классному руководителю. Его функции сегодня должны быть расширены: классный руководитель – это наставник, который участвует в формировании личности, а главное, в ее успешной социализации, отвечает на все современные вызовы и предвидит возможные риски и угрозы.

Институт семейного воспитания является главным условием развития и трансляции духовно-нравственных ценностей народа.В семье происходит формированиенравственного сознания, усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения, которое во многом определяется ее моральным обликом.

Сегодня семейное воспитание вносит весомый вклад в дело возрождения интеллектуального, духовного и нравственно-культурногопотенциала нации.

В то же время необходима модернизациявоспитательной стратегии семьи с учетом имеющихся в этой сфере недостатков и упущений.

Их можно объединить в следующие группы:

 Первое. С точки зрениянорм духовно-нравственного поведения   всемьяхнередко ведется нездоровый образ жизни, имеют место насилие, отчужденность членов семьи друг от друга. Все это приводит к падению нравственности и морального здоровья подрастающего поколения. Происходит пропаганда жестокости, приобщение детей и подростков к курению, алкоголю  и наркотикам.

Еще одна группа недостатков  заключается в том, что в  семьях нередко  духовно-нравственные и национальные ценности  отходят на второй план. Наблюдается ослабление традиционных устоев семьи− почитание родителей, ответственность родителей за судьбу своих детей и, в свою очередь, долг детей перед родителями и т.д. Это приводит к многочисленным фактам социального сиротства, достаточно большому количеству неблагополучных семей. В стране по состоянию на 1 сентября 2013 года 34 785 (около сорока тысяч) таких детей. Столько же казахстанцев проживает в домах для престарелых и инвалидов.

В семейном воспитании недостаточно учитывается специфика этнического фактора и религиозной ситуации. Этим пытаются воспользоваться различные силы, желающие навязать обществу идеологические и религиозные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и  казахстанским законодательством.

Создание целостного пространства духовно-нравственного воспитания детей, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, будет осуществляться на основе социально-педагогического партнерства с:

общественными организациями и традиционными религиозными объединениями;

учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

средствами массовой информации;

индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей.

Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего психолого-педагогического прогресса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше духовный рост отдельной личности и народа в целом.Сегодня назреланеобходимость обобщения и использования передового мирового и отечественного опыта,  внедрения в практику работы школ инновационные технологии воспитания, разработанные и апробированные педагогами-новаторами. Например, расширение участия родителей в управлении школой через попечительские советы, проект «Мың бала», в котором каждый учитель берет себе на ежедневный контроль и руководство дополнительными занятиями по интересам  10 школьников, институт тьюторства, системауроков воспитания:урок культуры, урок здорового образа жизни, урок традиций и т.д.

Следует системно и адаптивно транслировать опытНазарбаев интеллектуальных школпо интеграции обучения и воспитания.Интересна практика реализации воспитательной работы как через академические предметы, дополнительное образование и внеклассные мероприятия, так и через собственныепроекты НИШ. Это и ученические  сообщества «Шаңырақ», краеведческая исследовательская экспедиция «Туған елге тағзым», летние социальные практики «2 апта ауылда». В патриотическом и духовно-нравственном воспитании учащихся большую роль играют выездные поездки, волонтерство, социальные акции, интеллектуальные игры и др.

Выделении критериев оценивания многранного процесса духовно-нравственного воспитания личности является сложным. На основе изучения научно-педагогической литературы и практического опыта выделяется ряд критериев, таких, как:

·       принятие и соблюдение общепринятых норм морали;

·       внутренняя свобода выбора поведения и принятия нравственногорешения;

·      автономность, верность убеждениям и самому себе как духовной и социальноответственной личности;

·       активное духовное противостояние безнравственности;

·       гибкость нравственного мышления, способность к ломке моральных догм, запретов,стереотипов, к ценностной переориентации на основе истины и правды жизни;

·       осознание духовно-нравственных ценностей мировых религий;

·       стремление к коллективности как единственному средству распространения иутверждения в людях нравственного начала.

Обновление содержания и развитие духовно-нравственного воспитания должно обеспечить:

−формирование нравственного сознания(нравственный идеал, нравственные и этические ценности, нормыи др.);

− развитие нравственных чувств и качеств: гуманизм, совесть, честь, долг, товарищество, доброта, стыди т.д.;

−формирование нравственного поведения и нравственногоопыта;

–воспитание гражданина и патриота своей Родины;

–формирование умения давать нравственную оценку происходящего в окружающем мире  и предпринимать шаги для его позитивного изменения.

 

Уважаемые участники конференции!

«Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее», подчеркнул лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Будущее нашей страны напрямую зависит от воспитания наших детей, от ценностей, которые мы им прививаем сегодня.

И завершить своё выступление мне хотелось бы справедливыми словами великого философа Востока аль-Фараби, который еще тысячу лет назад писал, что «знания без воспитания рушат судьбу человечества». 

вернуться к списку