Фундаментальные и прикладные исследования

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ЭКОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
19.02.2014
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ЭКОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Реферат

 

Отчет 64 стр., 15 таблиц, 4 рисунка, 41 источник, 2 приложения.

ЭКОЛОГИЧЕСКое образование, экологическая культура, МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ЭКОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Объект исследования:научно-методическое и учебно-организационное обеспечение процесса формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования.

Цель: научно-методологическое обоснование модели и разработка методики формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования.

Методология научного исследования. В данном проекте использованы теоретические положения диалектики, синергетики, аксиологии, экологической этики, экологического образования.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы, нормативных и программно-методических документов по теме и проблеме исследования; моделирование, прогнозирование, сравнение, структурный и факторный анализ, синтез, обобщение, классификация, формулирование выводов и др.; эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, метод экспертных оценок и др.

Полученные результаты и новизна:

1)  раскрыто функциональное содержание модели формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования;

2)  выявлены научно-методические основы формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования;

3)  разработана методика формирования экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования.

Результаты исследования носят принципиально новый характер, так как методика формирования экологической культуры учащихся, разработанная в соответствии с функциональным содержанием предложенной педагогической модели и выявленными научно-методическими основами, учитывает объективные реалии развивающейсяпрактики образования.

Степень внедрения: результаты исследования обсуждались на заседанияхЦентра научных исследований, но научно-практических конференциях различного уровня, на научно-методических семинарах учителей и руководителей школ, а также были опубликованы в открытой печати.

Рекомендации по внедрению. Полученные результаты исследования – программа факультативного курса «Экологическая культура», программа спецкурса для учителей и руководителей школ по формированию экологической культуры учащихся в условиях модернизации системы среднего образования, программа диагностики сформированности экологической культуры учащихся – рекомендуется использовать в реальном учебно-воспитательном процессе школ всех типов на основе их адаптации к специфическим условиям педагогического процесса той или иной организации образования.

Область применения: целостный педагогический процесс школы, дидактическая система и система воспитательной работы школы, система внешкольной и внеклассной работы, система дополнительного образования школьников.

Значимость результатов определяется тем, что они в полной мере соответствуют приоритетам научного и социально-экономического развития Республики Казахстан, обозначенных в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, Программе развития науки, инноваций и содействия технологической модернизации на 2010-2014 годы и др.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования: согласно общей логике научно-педагогических исследований фундаментального характера, объект исследования требует локального педагогического эксперимента для получения и анализа эмпирических данных с целью научной верификации ряда теоретических положений, полученных на предыдущих этапах исследования. Кроме того, научно-методическое и учебно-организационное обеспечение процесса формирования экологической культуры учащихся требует дальнейшей научной разработки, так как оно обусловлено характером структурных реформ системы среднего образования, а также необходимостью совершенствования и развития практики образования в целом.

вернуться к списку